Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 23:41, курсовая работа
Комплексное исследование национальной безопасности предполагает синтез теоретического и эмпирического знания, изучение как единичного, так и общего, не только отдельных сфер жизнедеятельности, но и диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности этих сфер; выявление социальных закономерностей и ведущих тенденций развития как национальной безопасности в целом, так и ее составляющих. Изучение национальной безопасности требует создания собственного категориального аппарата и комплексного исследования проблем безопасности, применения современных методов сбора и анализа информации. Национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечения национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации представляют собой реальное проявление системы национальной безопасности
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Правительством Российской Федерации в 2004 году и утверждена приказом Министра транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 45).
5. Информационная безопасность:
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895).
6. Антитеррористическая деятельность:
Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждена Президентом Российской Федерации 11 июня 2005 г. № Пр-984).
Также Президентом Российской Федерации утвержден ряд концептуальных документов, определяющих государственную политику по специальным вопросам.
4.Документы по решению
Стратегия национальной безопасности до 2020 г. определяется как «официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу» (статья 3).
Формулировки приведенных
в Стратегии понятий таковы, что
отсутствие упоминания действующего закона
«О безопасности» воспринимается вполне
закономерно. Так, например, определение
«национальной безопасности»
В этом определении говорится о защищенности собственно объектов обеспечения безопасности (личности, общества и государства), но не их интересов, соответствующих прогрессивному развитию. Из формулировки следует, что для личности достаточно обеспечить конституционные права и свободы, достойное качество и уровень жизни.
О «качестве жизни» в тексте Стратегии говорится следующее: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной – коренное улучшение демографической ситуации» (Стратегия, статья 45).
Получается, что конечной целью повышения качества жизни являются такие условия, при которых гражданин не обременен завистью к богатому соседу и спокойно размножается. Если бы речь шла об уличной дворняге, то, действительно, таким качеством жизни она может быть полностью удовлетворена. Но можно ли игнорировать те потребности, которые свойственны «человеку разумному»?
Текущая ситуация с обеспечением
интересов (прав) граждан России достаточно
тяжела. К проблемным относится, например,
право сельских жителей на труд,
когда люди владеют землей, но не
имеют возможности ее обрабатывать
(из-за отсутствия средств на приобретение
техники, трудных условий ее эксплуатации,
недоступности кредитов и т.д.). В
этих условиях находится значительная
часть сельских жителей в богатых
черноземных районах Омской области,
на Тамбовских землях и т.д. В итоге
не только оказываются вне сферы
ответственности государства
Само присутствие вопросов продовольственной безопасности в разделе Стратегии (статьи 49, 50), связанном с качеством жизни, несколько неактуально. Большую часть населения интересует не то, где и как произведен продукт, а то, что абсолютное большинство этих продуктов недоступно из-за низкого уровня зарплат и высоких цен на продовольствие.
Аналогичным образом для качества жизни рядового гражданина не представляет интереса вопрос зависимости фармацевтической отрасли от зарубежных поставщиков сырья (Стратегия, статья 51). Главное – несоизмеримость цен на лекарства с покупательной способностью граждан и недоступность лекарственных препаратов для большей части пожилого населения страны. В советской России собственное фармацевтическое производство не относилось к развитой сфере. Необходимые, в том числе наиболее эффективные, препараты закупались у других стран, они были доступны для всего населения, и не возникало опасений зависимости от других стран, несмотря на «холодную войну». Что отражено в статье 51. Стратегии – забота о качестве жизни россиянина или забота об интересах фармацевтических компаний?
Примеров
Дело даже не в том, насколько верно или неверно далее в тексте Стратегии называются факторы, влияющие на качество жизни. Дело в том, что из реальной социально-экономической политики государства исключается механизм постоянного анализа интересов разных социальных групп российских граждан, учета интересов этих граждан.
В формулировке понятия «национальная
безопасность» либо общество осталось
без внимания, либо это к нему
относятся задачи обеспечения суверенитета,
территориальной целостности и
устойчивого развития Российской Федерации.
А для государства остается задача
обеспечения обороны и
Таким образом, Стратегия национальной безопасности и не предполагает учета действующего закона «О безопасности». Что же тогда составляет логику и фундамент построения Стратегии национальной безопасности?
В пункте 3. Стратегии отмечается,
что «концептуальные положения
в области обеспечения
Складывается впечатление,
что после 1992 г. все концептуальные,
стратегические и доктринальные
документы разрабатывались
У сложившейся ситуации были и остаются вполне объективные причины. Выполнение положений закона «О безопасности» требует организации постоянных (переходящих) социально-политических и иных исследований, связанных с анализом интересов и обеспечения баланса и условий реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Организация таких исследований требует не только соответствующего планирования со стороны аппарата Совета Безопасности, но и финансового обеспечения. Для этого аппарат Совета Безопасности должен располагать соответствующими финансовыми ресурсами.
Существующий порядок
научного обеспечения деятельности
Совета Безопасности базируется на потенциале
его Научного совета. Контракты на
проведение научных исследований носят
ограниченный по масштабу и времени
характер. Исследования привязаны к
отдельным направлениям обеспечения
безопасности (военному, продовольственному,
энергетическому, международному и
т.д.), но не к субъектам обеспечения
безопасности. При финансировании деятельности
Совета Безопасности через финансовые
структуры администрации
В итоге, механизм реализации закона «О безопасности» так и не был создан, вместо этого было принято решение об отказе от закона и подмене его принципиально иным подходом. Суть нового подхода заключается в том, что государство само решает, что нужно гражданам страны и обществу.
К сожалению, в последние годы, в период укрепления государственности, совершенно необходимый после первых лет демократии на грани хаоса, совершенно четко проявилась тенденция к подмене приоритета государственных интересов интересами государственных чиновников. А интересы государственных чиновников вошли в противоречие с интересами личности и общества. Интересы чиновников так отразились на деятельности государственных учреждений, что она начинает создавать реальную угрозу интересам граждан и общества. Это привело к другим негативным последствиям: у граждан возникло недоверие к судебной и правоохранительной системе, расцвела коррупция, парализующая деятельность государства и развитие малого и среднего бизнеса, и т.д.
Судя по проекту новой редакции закона «О безопасности»[4], принципиальный подход действующего закона – государство для человека, а не человек для государства – отменяется.
Заключение
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности основными угрозами военной безопасности России на современном этапе ее развития является прежде всего политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на:
- достижение преобладающего
превосходства в военной сфере,
- распространение ядерных, химических, биологических технологий;
- производство оружия
массового уничтожения либо
Наиболее опасным для России - одной из ведущих мировых военных держав, а также одной из двух основных (наряду с США) ядерных держав - является первое направление, которое в обозримом будущем может быть реализовано различными способами.
Во-первых, путем развития
высокоточных, информационных и других
высокотехнологичных средств
ОНФП - это тип оружия, основанный на качественно новых или ранее не использовавшихся при его создании принципах действия и технических решениях, базирующихся на достижениях в новых областях знаний и на новых технологиях. Работы по созданию данного типа оружия в последние годы получили развитие в ряде развитых в экономическом и военном отношении стран мира, прежде всего в США, их союзниках по блоку НАТО, в Китае.
Следует отметить также активизацию
усилий ряда государств, прежде всего
США, по накоплению стратегических вооружений
в неядерном оснащении (США уже
имеют подавляющее
Во-вторых, завоевание преобладающего
превосходства в военной сфере
достигается путем формирования
в одностороннем порядке
В-третьих, способом, который
может привести к коренному изменению
баланса военных сил, является милитаризация
околоземного космического пространства.
Очевидно, что отразить удар средств
нападения, размещенных на космических
боевых платформах, значительно сложнее,
нежели размещенных на других типах
носителей ввиду ограниченности
времени, необходимого на подготовку и
применение средств отражения нападения.
Те же средства ПРО, размещенные в
космосе, своими действиями способны значительно
снизить эффективность наземной
группировки Ракетных войск стратегического
назначения, которые составляют основу
стратегических ядерных сил России.
Вывод в околоземное