Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:03, курсовая работа
Описание работы
Внешнеэкономическая деятельность становится главным фактором экономической стабилизации страны и развития народного хозяйства . Сейчас почти нет ни одной сферы в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в область ВЭД. Рост ВЭД имеет важную значение в нынешних условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия ведет политику прогрессивного развития взаимовыгодного обмена товарами со всеми иностранными государствами, проявляющие к этому готовность.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………...3-4 Глава 1. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации…………………………………...…5-19 1.1 Понятие, сущность и содержание государственного регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности…………………...5-13 1.2 Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России………………………………………………………………………...13-19 Глава 2. Пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России…………………………….20-40 2.1 Совершенствование структуры экспорта и импорта России………….20-34 2.2 Совершенствование географической структуры внешней торговли……………………………………………………………………....34-40 Заключение……………………………………………………
Одновременно с целью обеспечения
защиты от импортного вмешательства следует
всесторонне поддерживать российских
производителей, а именно, нужны: государственная
поддержка промышленных организациям
в виде налоговых льгот и льготных кредитов;
управление ценами на продукцию обычных
монополий; государственная поддержка
прикладных исследований и важных направлений
в сфере фундаментальных исследований;
жесткий финансовый и валютный контроль
за деятельностью организации, которые
занимаются внешнеэкономической деятельностью;
изменения в таможенной политике по отмене
всех импортных льгот по уплате таможенных
пошлин по товарам, которые Россия может
производить сама с единовременным уменьшением
пошлин на сырье для отечественных производителей,
которое не способны производить в России.
Из чего следует, импортные
товары, хотя и иногда превосходящие отечественные
по качеству, будут дороже российских,
что создаст спрос на отечественную продукцию
и даст возможность предприятиям за счет
вырученных средств совершенствовать
продукцию и улучшить ее качество; защита
сельского хозяйства методом ограничения,
в том числе, с помощью лицензирования
и стандартизации, ввоза импортных продуктов
питания, которые Россия может производить
сама. Вследствие чему на рынке возникнет
ниша для российских производителей сельхозпродукции.
Для ускорения похожих сдвигов
правительство обязано активнее участвовать
в разработке условий увеличения ввоза
указанных товаров (положительный инвестиционный
климат, востребованность новых технологий,
налоговые льготы).
Важнейшее направление политики
оптимизации импорта России - это ограничения
чрезмерной зависимости от ввоза конкретных
товаров с помощью импортозамещения (повышение
производства и внутреннего употребления
российских товаров при понижении употреблении
импортных).
В сфере импорта стратегия обязана
разумеется, предвидеть наравне с осуществлением
активной политики импортозамещения,
использование способностей импорта для
модернизации государственного производства
и повышения благосостояния населения.
Иная задача состоит в поэтапном
и последовательном уменьшении ввоза
в страну товаров, спрос на которые уместно
удовлетворить за счет личного производства.
Особое внимание нужно уделить уменьшению,
а в ряде случаев и полному приостановке
импорта тех видов продукции, который
создает наибольшую уязвимость государства
в плане снабжения экономической и продовольственной
безопасности.
Следовательно, указанные выше
способы находятся в рамках ограниченного
протекционизма и основаны на способности
небольшого ограничения интересов
потребителей импортных товаров с целью
скрепления экономической безопасности
и роста производства внутри страны.
В сфере управления бартерных
операций стратегической задачей следует
полагать понижение их размера во внешней
торговле, так как, обычно, на экспорт отправляются
не возобновляемые запасы, в обмен на импортные
товары народного потребления, которые
можно произвести внутри страны.
В сфере экспорта возможно
вероятность стабилизировать и
расширить традиционного машино-технического
экспорта. С учетом наличия довольно
дешевой рабочей силы весьма перспективным
является налаживание сборочных производств
из провозимых в Россию компонентов, то
есть неотъемлемой частью экспортной
стратегии должен стать наращивание
и развития экспортного потенциала государства
за счет наукоемких изделий и услуг.
Нужно также предполагать конкретное
усиления системы государственного управления
внешнеэкономического партнерства, не
входя при этом в разногласия с принятой
в мире практикой и с всеобщим курсом на
либерализацию. Ее сущность заключается
в установлении защитных мер, компенсационных
пошлин. В силу природно-географических
условий России "резерв" ценовой
конкурентоспособности (разница между
ценой и себестоимостью) у добытчиков
российского сырья в сравнении с продуцентами
остальных стран-экспортёров заметно
меньше. В России себестоимость добычи
барреля нефти составляет - 11 - 12 долл.,
а на Ближнем Востоке - 1-3 долл. . В будущем
этот резерв и, естественно, прибыль
добывающих компаний будут снижаться
в связи с увеличением издержек добычи
и транспортировки, если, разумеется, внутренняя
валютная стоимость продукции временами
не будут уменьшатся из-за обесценивания
рубля. К тому же, рост экспортных поставок
энергоресурсов приведёт к увеличению
предложения на внешних рынках и соответственно
уменьшению мировых цен. Кроме этого, резервы
минерального сырья при всём их богатстве
всё-таки небезграничные. Поэтому было
бы разумно по возможности сохранять их
для будущих поколений.
Из изложенного выше следует,
что изменение нашего экспорта и развитие
отраслей которые ориентированы на экспорт
и которые обращены на рост промышленной
обработки сырья, в первую очередь, продукции
машиностроения - задачи очень актуальные.
Направления решения данных задач можно
определить следующим образом.[20,50c.]
Среди мер государственной
помощи экспорту можно назвать введение
налогово-кредитных льгот для экспортных
организации, гарантирование государственных
кредитов и страхование рисков, усовершенствования
информирования и консультирования экспортёров,
маркетинговое и техническое помощь, улучшение
транспортных тарифов. При этом нужно
отметить настоятельную необходимость
исследования, прежде всего, внутренних
источников финансирования инвестиционной
поддержки высокотехнологичного сектора
экспортного комплекса.
Дальше необходимо увеличить
роль государства в развитии и осуществлении
внешнеэкономических связей, первоначально
более оперативного и эффективного применения
тарифных и нетарифных методов в их
управлении.
Необходимо поддерживать политику
роста таможенных пошлин на необработанные
сырьевые товары в сравнении с обработанными.
Так с 1 мая 2011 г. увеличивается экспортная
пошлина на российскую нефть - с 423,7 до
453,7 доллара за тонну (на 44%). Пошлина на
мазут, битум, масла и т.п нефтепродукты
вырастет с 197,9 до 211,8 доллара за тонну
(всего на 7%)
Нужно дальше усилить валютного
контроля во внешней торговле. Большие
утраты (около 5 млрд. долл. в год) валютной
выручки наше государство несёт вследствие
уменьшения контрактных цен по сравнению
с международными. Следует также установить
для участников внешнеэкономических связей
особую лицензионную систему, которая
позволит увеличить контроль государства
за эффективностью внешнеэкономических
связей и их соответствием государственным
интересам.
Одним из требованием облагораживания
структуры экспорта и увеличения объёма
валютных поступлений на базе имеющихся
экспортных запасов - радикальное увеличение
степени переработки сырья и рост доли
экспортируемых полуфабрикатов и готовых
изделий.
Пристального изучения в рассматриваемой
стороны требует технический сервис. Рост
в торговле машинами и оборудованием доли
комплектующих изделий и запчастей на
базе роста их производства, повышения
качества технического обслуживания проданной
машинотехнической продукции - главный
запас роста её экспорта.
Наконец, радикальное изменение
структуры экспорта невозможно представить
без приложения усилий государства в договорно-правовой
отрасли мирового партнерства, который
нацелен на совершенствования условий
доступа российских высокотехнологичных
товаров на внешние рынки, на предотвращения
ущемление российских экспортёров подходящего
профиля. Защита именно интересов российских
экспортеров - главная реальная причина
присоединения России к ВТО.
Следовательно, сохранив присутствие
России на международном рынке в качестве
крупного экспортера продукции добывающей
промышленности (около 9% мирового экспорта),
жизненно необходимо обеспечить увеличение
объемов отечественного экспорта продукции
обрабатывающей промышленности.
В настоящее время роль России
в мировой торговле высокотехнологичными
изделиями незначителен. Общий объем международного
рынка продукции наукоемких отраслей
оценивается в 3-4 трлн. дол. в год. По оценке
Министерства экономического развития
Российской Федерации, доля России на
международном рынке высоких технологий
составляет 0,5%. Отставание России в
этом направлении приведет к значительным
потерям для российской экономики,
так как торговля высокотехнологичной
продукцией на международном рынке наиболее
выгодна. Взамен высокотехнологичной
продукции Россия экспортирует на международный
рынок технологии низкой степени готовности,
которое называется технологическое "сырье",
в то же время закупая дорогостоящие готовые
иностранные технологии, которые очень
часто влекут за собой приобретение
дорогостоящих дополнительных услуг (монтаж
оборудования и техническое обслуживание
в будущем). В итоге Россия несет не только
экономические потери, но и помогает научно-техническому
прогрессу за рубежом. Также понятно, что
в других странах с помощью отечественных
специалистов построены целые индустрии
по трансграничной снабжению высокотехнологичных
услуг.
Нужно отметить, что в зарубежной
практике образовалась достаточно надежная
система господдержки экспорта . В зарубежных
странах сложилась единая многоуровневая
система институтов и специальных организаций,
которые обеспечивают хорошие условия
для развития экспорта.
Рассматривая международную
практику и применяя опыт развитых стран,
Правительство России уделяет большое
внимание помощи национальным экспортерам,
продвижению на внешний рынок российской
высокотехнологичной промышленной продукции,
которая применяется как административные,
так и финансовые инструменты.
Система государственной финансовой
(гарантийной) помощи экспорту в России
сравнительно молода: фактически она появилась
с утверждением соответствующего положения
в 2003 году, а первые гарантии выдали только
через два года..
Так, российское Правительство
одобрила Концепцию развития государственной
финансовой (гарантийной) помощи экспорту
промышленной продукции в России, которая
положила начало создания нормативной
правовой базы оказания государственной
помощи экспорту отечественной промышленной
продукции с учетом наиболее используемого
к отечественным условиям мирового опыта
в этой отрасли.[7]
Государственные гарантии России
для оказания государственной помощи
экспорту промышленной продукции предоставляются
и соответствии с порядком, которая утверждается
российким Правительством. В данное
время действуют порядок, который утвержден
постановлением Правительства от 1 ноября
2008 г. N 803 "Об утверждении правил предоставления
государственных гарантий Российской
Федерации в иностранной валюте для оказания
государственной помощи экспорту промышленной
продукции (товаров, работ, услуг)"
Кроме того, распоряжением российского
правительства от 21 сентября 2004 г. N
1222 - р был утвержден список промышленной
продукции, при проведения экспорта которой
оказывается государственная гарантийная
помощь, а указом Правительства Российской
Федерации от 25 апреля 2008 г. N 566-р был принят
перечень зарубежных стран, экспорту промышленной
продукции в которые в 2008 - 2010 годах оказывается
государственная гарантийная помощь с
учетом максимальных ежегодных объемов
гарантирования.[17]
К сожалению, необходимо отметить,
что объем выдаваемых государственных
гарантий, говорит о невысокой надобности
государственных гарантий со стороны
отечественных экспортеров и подтверждает
необходимость усовершенствования существующих
механизмов поддержки экспорта российской
продукции (услуг).
Другими словами, государственная
финансовая помощь должен быть направлен
на стимулирование оптимизации деятельности
экспортеров высокотехнологичной продукции,
а не создавать им "тепличные" и демпинговые
условия работы на международном рынке.
Одной из задач роста внешней
торговли Российской Федерации является
вхождения России в международную транспортную
систему и реализация транзитного потенциала
отечественной экономики. Чтоб войти в
международную транспортную систему России
предстоит обеспечить конкурентоспособность
отечественных мировых транспортных коридоров
за счет роста конкурентной тарифной политики
на услуги транспорта, изменения процедур
оформления транзитных грузов, улучшения
пунктов пропуска, а также методом обеспечения
реализации отечественных интересов при
разработке мировых правил грузового
транзита и заключения договоров с интересованными
в этом странами о создании и функционировании
транспортных коридоров.
2.2 Совершенствование географической
структуры внешней торговли
Главным направлением усовершенствования
ВЭД России является усовершенствование
географической структуры внешней торговли.
Нужно образовать общее транспортное
пространство СНГ, образовать единую
систему технологического, таможенного
и сервисного гарантирования перевозок
грузов. Гарантировать соединение транспортных
коридоров России с транспортными системами
соседних стран.
Развитие двустороннего и многостороннего
с партнерами с странами - участницами
СНГ является важным направлением внешнеэкономической
политики РФ. . Россия будет строить дружественные
отношения с каждым из странами-участницами
СНГ на основе взаимной выгоды, равноправия,
учета интересов друг друга и уважения
, постепенно следуя рыночных принципов
в качестве важнейшего условия создания
и укрепления объективных предпосылок
для роста современных форм интеграции.
Процессы объединения стран
в СНГ с участием России идут в разных
форматах. Особенно тесное взаимодействие
возникла с Белоруссией в рамках формирования
Союзного государства. Россия останется
приверженным к Договору о формировании
Союзного государства и осуществлять
все имеющиеся договоренности, которые
направлены на углубление экономической
интеграции.
Предстоящий рост экономического
партнерства и процессов объединения
стран СНГ будет проводится в согласно
условиям Стратегии экономического
роста СНГ на время до 2020 года. В будущем
приоритетными направлениями роста взаимодействия
будут являться:
Усовершенствование порядка
свободной торговли на пространстве Содружества
Независимых Государств; образование
субъектов общего экономического пространства:
движение услуг, инвестиций, трудовая
миграция;
Взаимодействие в сфере транспорта,
в том числе создание сети мировых транспортных
коридоров;