Организация конструкторской подготовки производства ОАО Элара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсового проекта является изучение основ организации проектно-конструкторской подготовки производства, проведение анализа и выявление направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы организации проектно-конструкторской подготовки производства;
дать экономическую характеристику исследуемого предприятия;
выявить основные направления совершенствования организации проектно-конструкторской подготовки производства.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы организации проектно-конструкторской подготовки производства на предприятии 5
1.1 Сущность, задачи и значение организации проектно-конструкторской подготовки производства 5
1.2 Классификация и особенности организации проектно-конструкторской подготовки производства 10
2 Технико-экономическая характеристика и анализ проектно-конструкторской подготовки производства на предприятии ОАО «Элара» 16
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Элара» 16
2.2 Анализ экономических показателей деятельности ОАО «Элара» 23
2.3 Анализ организации производства организации проектно-конструкторской подготовки производства на предприятии 36
3 Основные направления эффективности организации проектно-конструкторской подготовки производства на предприятии 44
3.1 Мероприятия по эффективности работы предприятия 44
Заключение 48
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

Организация конструкторской подготовки производства.rtf

— 2.46 Мб (Скачать файл)

Информационное и документационное обеспечение постановки изделий на производство осуществляется в ОАО «ЭЛАРА» в системе электронного документооборота и управления информацией об изделии Lotsia PDM Plus.

Система менеджмента качества ОАО «ЭЛАРА» сертифицирована и соответствует требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Открытое акционерное общество «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г. А. Ильенко» стремится сохранить и укрепить ведущее положение на отечественном и зарубежном рынке среди разработчиков и производителей авиационной техники, войти в рынок приборов и систем для железнодорожного транспорта, банковского оборудования и информационных технологий, упрочить положение на рынке продукции для автомобилестроения, топливно-энергетического комплекса, контрактного производства электроники.

Располагая большим производственным опытом, квалифицированными специалистами, высокотехнологичным оборудованием, предприятие ставит своей целью стать крупнейшим производителем электроники в России, за счет активного развития перспективной наукоемкой продукции и развития партнерства по производственной кооперации с крупными мировыми компаниями, производящими электронную продукцию.

Результаты деятельности ОАО «ЭЛАРА» в значительной степени определяются ее внешней средой. Поэтому необходимы знания этой среды, и умение реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Прямым фактором, обеспечивающим необходимые условия для хозяйствования, являются поставщики. При работе с поставщиками ОАО «ЭЛАРА» использует различные формы и условия поставки. Порядок и срок поставки материалов, стоимость поставляемых материалов, расчеты за поставляемые материалы, транспортировка и упаковка материалов, ответственность сторон оговаривается в договорах. Наиболее важными поставщиками являются ОАО «РПЗ», ЗАО «СПАРТА», ОАО «АЭРОПРИБОР-ВОСХОД», ОАО «ТЕМП-АВИА», ЗАО «ПРОМТЕХКОМПЛЕКТ».

На предприятии используется иерархическая структура управления, которая позволяет добиться специализированного разделения труда работников разного уровня и делегирования полномочий. Организационная структура ОАО «ЭЛАРА» линейно-функциональная.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором и коллегиальным исполнительным органом Общества - Правлением. Правление состоит из Генерального директора и членов Правления.

Руководство текущей деятельностью генеральный директор осуществляет через заместителей, помощников и функциональных директоров, которые возглавляют определенные участки управленческой деятельности и несут за эту работу полную ответственность.

В обязанности технического директора входят внедрение в производство достижений науки и техники, совершенствование технологии, качества производства.

Директор по производству организует своевременный выпуск качественной продукции работниками предприятия, находящимися в его непосредственном подчинении, обеспечивает внедрение в производство прогрессивных методов и систем планирования и организации производства.

Директора по маркетингу обеспечивают маркетинговую и сбытовую деятельности предприятия на основе анализа внешних и внутренних факторов для достижения стратегических целей Общества.

К задачам исполнительного директора относятся: обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в области материально-технического снабжения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания.

Директор по экономике и финансам осуществляет руководство и несет ответственность за реализацию на предприятии практики бюджетирования и стратегического планирования.

Директор по управлению персоналом и режиму осуществляет организацию приема, увольнения, перевода с одного рабочего места на другое, составляет годовые, квартальные и месячные планы по труду осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда.

Директор по вопросам управления собственностью и внутреннему аудиту осуществляет организацию и проведение внутреннего аудита на предприятии, действий по исполнению норм Федеральных законов «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», управление акционерным капиталом.

Таким образом, действующая организационная структура управления в ОАО «ЭЛАРА» построена на базе линейно-функциональной системы управления. На построение структуры управления в организации влияют концентрация и специализация производства и социальные факторы, прежде всего вид собственности входящих в него производственных единиц, объемы работ. Учитывается наличие вспомогательных и обслуживающих хозяйств, их удаленность, территориальная концентрация строящихся объектов.

Организационная структура обладает определенной гибкостью, чтобы реагировать на изменения, как в управляемом объекте, так и во всей системе управления, приспосабливается к имеющимся условиям. В то же время надежна и не допускает срывов и искажений в передаче управленческих решений.

До последнего времени в качестве основных конкурентов ОАО «ЭЛАРА» рассматривались:

1. В области производства пилотажно-навигационных комплексов - Корпорация «Аэро-космическое оборудование» г. С. - Петербург. Данная корпорация выпускает модификации ПНК-10У-01, ПНК-10ПУ для самолетов Су-27УБ и Су-30.

2. В области производства САУ и комплексных систем управления (КСУ) летательными аппаратами - компания «Авиаприбор-холдинг» г. Москва.

Однако в рамках исполнения Федерального закона от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии» и Указа президента РФ от 10.07.2008 г. № 1052 в 2009 году создано ОАО «Концерн «Авиаприборостроение», которое является интегрированной структурой в составе ГК «Ростехнологии».

На сегодняшний день, в области производства систем автоматического и дистанционного управления для боевых самолетов семейства «Су» предприятие является монополистом в РФ и прочно удерживает 100 % рынка сбыта. За рубежом предприятие, в качестве производителя авионики самолетов марки «Су», конкурентов не имеет.

Как уже упоминалось выше, предприятие производит гражданскую продукцию разных направлений. Работа на различных рынках позволяет уменьшать риски падения объемов производства и продаж.

Необходимо отметить, что за последние годы предприятие вышло со своей продукцией в крупные и активно растущие рынки, имеющие значительные потребности в электронной продукции.

К факторам конкурентоспособности ОАО «ЭЛАРА» можно отнести следующие: синергетический эффект сотрудничества ОАО «ЭЛАРА» и ОАО МНПК «Авионика»; грамотная ценовая политика; монополия предприятия на производство систем управления полетом отечественных боевых летательных аппаратов; надежность продукции в эксплуатации и обслуживании, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Основные поставщики предприятия: ООО «Оренбургский радиатор», ОАО «ЧАЗ», ООО «Торговый дом «ЕПК», ОАО «Автодизель», Most Technics GmbH и др.

Проведем анализ сильных и слабых сторон предприятия таблица - 2.1.

Вероятные стратегии развития предприятия приведены ниже.

(S-O) - Ориентиры стратегического развития:

  • концентрация ресурсов для быстрого освоения новых изделий;
  • совместное (с ОАО МНПК «Авионика») участие в перспективных проектах авиационного рынка;
  • продолжить техническое перевооружение предприятия.
  • (S-T) - Потенциальные стратегические преимущества:
  • сохранить имеющееся положение на рынке.

Таблица 2.1 - SWOT-анализ ОАО «ЭЛАРА»

 

Сильные стороны

  • монополия по выпуску систем управления полетом летательных аппаратов;
  • высококлассное оборудование и новейшие технологии;
  • интеграция с ОАО МНПК "Авионика";
  • наличие достаточно квалифицированного персонала;
  • имеется опыт вывода на рынок изделий собственной разработки;
  • имеется опыт успешного освоения производства изделий сторонних разработчиков;
  • устойчивое финансовое положение предприятия

Возможности

  • налаживание связей с новыми разработчиками;
  • сохранение монополии по основным позициям;
  • налаживание контактов с известными западными производителями;
  • увеличение объемов государственных заказов;
  • освоение выпуска авионики для самолетов гражданской авиации, в т.ч. по программе импортозамещения;
  • освоение вертолетной тематики;
  • смена поколений летательных аппаратов

Слабые стороны

  • мотивация персонала не направлена на достижение нужного результата;
  • неспособность выпускать продукцию в запланированные сроки;
  • снижение уровня управляемости;
  • длительные производственные циклы;
  • снижение качества продукции;
  • низкая технологичность изделий собственной разработки;
  • дефицит квалифицированных кадров

Угрозы

  • долгосрочное снижение объемов продаж авиационной техники;
  • ужесточение требований потребителей к цене продукции;
  • снижение рентабельности основных видов продукции;
  • утрата права на интеллектуальную собственность;
  • утрата интеллектуального кадрового потенциала предприятия;
  • повышение или кардинальное изменение требований к продукции и технологиям репутационные и финансовые потери вследствие нарушения договорных обязательств по причине снижения управляемости процессов;
  • рост точки безубыточности; активное проникновение на традиционные для продукции предприятия рынки продукции зарубежных производителей;
  • монополия производителей, комплектующих потеря самостоятельности из-за вхождения в состав холдингов, а именно в возможности самостоятельного выхода на рынки сбыта продукции и самостоятельного ценообразования

 

(W-O) - Внутренние преобразования:

  • внедрение адекватной системы мотивации, нацеленной на нужный результат;
  • внедрение новых передовых методов управления;
  • сосредоточиться на поиске новых партнеров, в том числе зарубежных.
  • (W-T) - Преодоление стратегического развития:
  • разработать методологию работы на минимальной рентабельности;
  • максимально снизить издержки;
  • разработать систему мотивации для проведения изменений в соответствии с требованиями рынка.

Таким образом, проведенная оценка экономического потенциала предприятия выявила востребованность продукции ОАО «ЭЛАРА», широкие хозяйственные связи с ведущими производителями авиационной, железнодорожной и промышленной техники, следовательно и высокий потенциал для дальнейшего развития предприятия, расширения его деятельности.

2.2 Анализ экономических показателей деятельности ОАО «ЭЛАРА»

 

Анализ основных экономических показателей -- основной показатель деятельности предприятия. Источниками данных для анализа явилась бухгалтерская отчетность за 2011-2013 гг. (Приложение 2-5).

Проведем анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭЛАРА» за 2011-2013 гг. таблица - 2.2.

 

 

 

Таблица 2.2. Основные показатели деятельности ОАО «ЭЛАРА» за 2011-2013 гг.

 

Показатели

Годы

Темп изменения, %

2011

2012

2013

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

1. Выручка, тыс.руб.

4263776

4905557

5871235

115,1

119,7

2. Себестоимость продаж, тыс.руб.

3721606

4359146

5064440

117,1

116,2

3. Прибыль от продаж, тыс.руб.

505054

511899

768690

101,3

150,1

4. Чистая прибыль, тыс.руб.

306507

316352

393043

103,2

124,2

5. Средняя стоимость ОПФ, тыс.руб.

864525

998821

1112105

115,5

111,3

6. Фондоотдача, руб./руб.

4,93

4,91

5,28

99,59

107,54

7. Дебиторская задолженность, тыс.руб.

1658063

1589304

2107646

95,85

132,6

8. Кредиторская задолженность, тыс.руб.

1830126

2001617

2614538

109,4

130,6

9. Среднесписочная численность работающих, чел.

3975

4061

4253

102,2

104,7

10. Фонд оплаты труда, тыс.руб.

1255395

1394422

1596537

111,07

114,5

11. Производительность труда, тыс.руб.

1072,6

1208,0

1380,5

112,6

114,3

12. Рентабельность продаж, %

11,85

10,44

13,09

х

х

Информация о работе Организация конструкторской подготовки производства ОАО Элара