Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-Раскрыть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций;
-Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне;
-Показать особенности переходной экономики;
-Выявить особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1. Кейнсианская и монетарстская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне……………………………………….
1.1Сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Кейнсианская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне…………………………………………………………………..
1.3 Монетаристская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне
1.4 Общее и отличное в теориях монетаристов и кейнсианцев
2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условияхперехода к рынку
2.1. Особенности переходной экономики
2.2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая гот.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

МV= РQ,                                                                                                              (3.2)

где М - количество денег в обращении;

V - скорость обращения  денег;                                                                                         Р - средняя цена товаров и услуг;                                                                           Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

 

Произведение РQ равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t - 1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt.,

Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции, то

 

М V = РY,                                                                                                          (3.3)

где РY - объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП;

М - количество денег в обращении;

 

Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор ВНП.

Отсюда V= Номинальный объем ВНП / М.

3. Сторонники количественной  теории денег полагают, что вполне  корректно сделать допущение  о постоянстве скорости обращения  денег. Такое допущение является  абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.).

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

 

kМ = РУ                                                                                                               (3.4)

 

В такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения.               

Продолжая теоретические рассуждения, вспомним, от чего зависит реальный объем производства. Его определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.         

В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

4. Причинно-следственная  связь между предложением денег  и номинальным объемом ВНП  осуществляется не через процентную  ставку, а непосредственно. Тем самым  известны как бы «входные и  выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.             

М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

5. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило»  сбалансированной долгосрочной  монетарной политики, а именно: государство  должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:

 

M=Р+Y,                                                                                                             (3.5)

где M - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;      Y - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период;                    Р - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

 

Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3 - 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3 - 5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3 - 5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был достигнут темп роста ВНП на уровне 3 - 5% в год.

Проведение эффективной финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает:

1. Отказ от произвольных  изменений в налоговой или  денежно-кредитной политике ради  поставленных экономико-политических  целей. Экономика, по их мнению, крайне  сложная и еще недостаточно  изученная система, поэтому государственное  вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос;

2. Отказ от бюджетной  политики в кейнсианском понимании (как инструмента антициклической  политики) и замена ее другой  политикой, предполагающей, что государство будет играть роль "служащего", который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;

3. Главным инструментом  по поддержанию долгосрочной  стабильности должна стать денежно-кредитная  политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения в соответствии с монетарным правилом. Монетарное правило означает ежегодное расширение денежного предложения в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВВП. По оценкам монетаристов, денежное предложение должно устойчиво возрастать в пределах 3-5% в год (для США);

4. Законодательное установление  монетарного правила с учетом  многолетних тенденций в динамике  ключевых экономических показателей.

 

 

 

 

1.4 Общее и отличное  в теориях монетаристов и кейнсианцев

 

 

Хотя критика кейнсианства со стороны монетаристов шла под лозунгами – «неоклассического возрождения», «кейнсианской контрреволюции», «монетарной революции» - противоречия между ними не столь остры, а различия не столь противоположны, как это пытаются представить сторонники этих двух концепций.

У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам:

1. Методологической основой  обеих концепций является теория  общего равновесного анализа;

2. Главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу;

3. В обеих моделях  деньги воздействуют на чистый  национальный продукт (ЧНП) в одинаковом  направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП, и наоборот;

4. В качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.

Принципиальные расхождения между представителями этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций:

1.Оценка рыночной системы  и отношение к государственному вмешательству в экономику. С кейнсианской точки зрения рыночная система по своей природе неустойчива, она лишена механизма, обеспечивающего экономическое равновесие. Более того, стабильность противоречит самой природе рыночных отношений: колебания и даже резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми чертами рынка. Для многих рынков характерна несовершенная конкуренция. Государство в этих условиях, по мнению кейнсианцев, должно и может играть активную роль в стабилизации экономики.        

Монетаристы, наоборот считают, что рыночное хозяйство представляет собой в высшей степени устойчивую систему, идеально приспособленную для саморегулирования и находящуюся в естественном состоянии плавного и равномерного роста. По убеждению монетаристов ни одно, даже самое мудрое правительство никогда не сможет достичь лучших результатов в экономике, чем коллективная мудрость всех экономических агентов, проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.

2. Аналитическая основа. Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ на специальных уравнениях. В кейнсианской теории основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен являются совокупные расходы, или совокупный спрос. Он складывается из четырех основных компонентов и представляет собой валовой национальный продукт, подсчитанный через расходы. Основное кейнсианское уравнение имеет следующий вид:

 

ВНП = С + lg + G + Xn,                                                                                   (4.6)

где, С – потребительские расходы домашних хозяйств. Они включают расходы на предметы текущего потребления и предметы длительного пользования, а также потребительские расходы на услуги;   

Ig – валовые частные внутренние инвестиции. К ним относятся все инвестиционные расходы фирм, предназначенные для замещения оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. К валовым частным внутренним инвестициям относятся также затраты домашних хозяйств на строительство жилья;

G – государственные закупки товаров и услуг. Данная группа расходов включает все государственные расходы: федеральные и местные на конечную продукцию предприятий и на все прямые закупки ресурсов со стороны государства. Государственные трансфертные платежи здесь не учитываются, поскольку подобные расходы не отражают увеличения производства, а являются простой передачей государственных доходов определенным семьям и индивидам;        

Хn – чистый экспорт товаров и услуг, или разница между экспортом и импортом. Представляет собой величину, на которую зарубежные расходы на товары и услуги данной страны превышаю затраты данной страны на иностранные товары и услуги.

Основополагающим уравнением монетаристов является уравнение обмена Фишера.

Название «уравнение обмена» объясняется тем, что его левая часть (MV) представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение произведенных благ, а правая часть (РQ) представляет собой общую выручку продавцов этого объема.              

По мнению монетаристов, совокупные расходы (совокупный спрос) - это предложение денег умноженное на скорость их обращения.

3. Методы проведения  денежно-кредитной политики в  рамках общей экономической политики. В кейнсианской концепции государственного регулирования экономики денежно-кредитная политика занимает второе место. Главная роль в создании совокупного эффективного спроса отводится налогово-бюджетной политике. Деньги в кейнсианском уравнении присутствуют постольку, поскольку каждый компонент совокупного спроса имеет денежное выражение. Изменение в предложении денег, по мнению кейнсианцев, влияет на совокупный спрос через сложную цепь причинно-следственных связей. Большое значение, при этом, имеет политическое решение о проведении денежно-кредитной политики в одной из двух основных форм: политики дорогих денег и политики дешевых денег. Согласно кейнсианской концепции выбор того или иного вида денежно-кредитной политики определяется тем, какая из двух основных причин макроэкономической нестабильности является наиболее существенной в данный момент: рост инфляции или увеличение безработицы. Конфликт макроэкономических целей (кривая Филлипса) определяет выбор между политикой дорогих денег и политикой дешевых денег.    

Политика дорогих денег имеет в качестве основной цели ограничение совокупного спроса и снижение уровня инфляции. Это достигается среди прочих мер, прежде всего, повышением учетной ставки. Политика дорогих денег понижает доступность кредита и увеличивает его издержки, что приводит к сокращению денежного предложения, к сокращению спроса на инвестиции, к сокращению доходов и к снижению уровня инфляции со стороны спроса.          

Политика дешевых денег направлена на увеличение совокупного спроса и сокращение уровня безработицы. Понижение учетной ставки делает кредит дешевым и легкодоступным, что в конечном итоге увеличивает предложение денег, увеличивает спрос на инвестиции, растет занятость населения, растут доходы населения, увеличивается совокупный спрос.        

По мнению кейнсианцев, наиболее существенное влияние денежно-кредитная политика оказывает, на такие составляющие совокупного спроса, как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хп). Изменения в инвестициях через эффект мультипликатора влияют на потребление домашних хозяйств (С). Величина государственных расходов (G) непосредственно зависит от проводимой в стране налогово-бюджетной политики.        

На проведение внутренней денежно-кредитной политики сильное влияние оказывает открытость экономики и усложняющиеся международные экономические связи. На величину чистого экспорта (Хп) оказывают непосредственное воздействие изменения учетной ставки и уровня цен в стране.

Влияние политики дорогих денег на совокупный спрос усиливается сужением чистого экспорта. Аналогичным образом политика дешевых денег усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое в свою очередь, ускоряется повышением учетной ставки внутри страны. Таким образом, при определенных обстоятельствах возникает альтернатива - проводить денежно-кредитную политику в целях экономической стабилизации в стране или же для устранения дисбаланса в международных экономических сделках.         

Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне