Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:18, курсовая работа
Описание работы
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: -Раскрыть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций; -Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне; -Показать особенности переходной экономики; -Выявить особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….. 1. Кейнсианская и монетарстская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне………………………………………. 1.1Сущность денежно-кредитной политики государства 1.2 Кейнсианская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне………………………………………………………………….. 1.3 Монетаристская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне 1.4 Общее и отличное в теориях монетаристов и кейнсианцев 2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условияхперехода к рынку 2.1. Особенности переходной экономики 2.2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь Заключение
V - скорость обращения
денег;
Р - средняя цена товаров и услуг;
Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках
национальной экономики в течение определенного
периода времени (обычно за год).
Произведение РQ равно совокупному объему
денежных средств, обернувшихся в течение
года. Количество проданных товаров и
услуг за определенное время (Qt) примерно равно объему
производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет,
так как за период t могут перепродаваться
товары, которые были созданы ранее, скажем,
за период (t - 1). Эти товары войдут в показатель
Qt, но не войдут в показатель
текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких
товаров в общем кругообороте достаточно
мала, экономисты допускают равенство
Qt = Yt.,
Если Р - средняя цена единицы
произведенной продукции, то
М V = РY,
(3.3)
где РY - объем производства
в денежном выражении, или номинальный
объем ВНП;
М - количество денег в обращении;
Тогда Y можно рассматривать
как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор
ВНП.
Отсюда V= Номинальный объем
ВНП / М.
3. Сторонники количественной
теории денег полагают, что вполне
корректно сделать допущение
о постоянстве скорости обращения
денег. Такое допущение является
абстракцией, поскольку показатель
V, конечно, меняется, но очень незначительно,
а существенные изменения могут быть обусловлены
качественными преобразованиями в организации
денежного обращения, что происходит нечасто
и вполне предсказуемо (например, широкое
внедрение «пластиковых» денег, расширение
сети банкоматов и т.п.).
Если величина V постоянна,
ее можно заменить определенным коэффициентом
k, тогда уравнение количественной теории
денег примет вид:
kМ = РУ
(3.4)
В такой записи это уравнение
выражает зависимость номинального объема
ВНП от денежного предложения, т.е. изменение
количества денег в обращении должно вызывать
пропорциональное изменение объема номинального
ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется
количеством денег в обращении при допущении
постоянной скорости их обращения.
Продолжая теоретические
рассуждения, вспомним, от чего зависит
реальный объем производства. Его определяют
имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства
(заданная величина). Следовательно, изменение
номинального объема ВНП обусловлено
только изменением цен. Таким образом,
в соответствии с количественной теорией
денег уровень цен пропорционален количеству
денег в обращении. Но если это так, то
и изменение уровня цен будет находиться
также в определенной зависимости от изменения
денежного предложения.
В свою очередь, изменение
уровня цен – это показатель темпа инфляции.
Следовательно, прирост денежной массы
будет определять, согласно количественной
теории денег, темп инфляции.
4. Причинно-следственная
связь между предложением денег
и номинальным объемом ВНП
осуществляется не через процентную
ставку, а непосредственно. Тем самым
известны как бы «входные и
выходные данные» влияния предложения
денег на ВНП, сам же механизм влияния
денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить
этот механизм, введя промежуточную категорию
- «портфель активов», т.е. совокупность
всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
М. Фридмен отмечает, что каждый
человек привыкает к определенной структуре
своих активов: соотношение наличных денег
и других видов активов. При увеличении
денежного предложения привычное соотношение
меняется и, чтобы восстановить его, люди
начинают предъявлять спрос на реальные
и финансовые активы. Совокупный спрос
возрастает, и, в конечном счете, это приводит
к росту ВНП.
5. Исходя из этого, М.
Фридмен выдвинул «денежное правило»
сбалансированной долгосрочной
монетарной политики, а именно: государство
должно поддерживать обоснованный
постоянный прирост денежной массы в обращении.
Величина этого прироста определяется
уравнением М. Фридмена:
M=Р+Y,
(3.5)
где M - среднегодовой темп
приращения денег, % за длительный период;
Y - среднегодовой темп прироста ВНП, % за
длительный период;
Р - среднегодовой темп ожидаемой инфляции,
% (при подсчете среднегодового темпа
ожидаемой инфляции - из общего уровня
инфляции вычитается инфляция, вызванная
государством, профсоюзами и т.п.).
Монетарное правило М. Фридмена
предполагает строго контролируемое увеличение
денежной массы в обращении - в пределах
3 - 5% в год. Именно такой прирост денежной
массы вызывает деловую активность
в экономике. В случае неконтролируемого
увеличения денежного предложения свыше
3 - 5% в год будет происходить раскручивание
инфляции, а если темп вливаний в экономику
будет ниже 3 - 5% годовых, то темп прироста
ВНП будет падать. Денежное правило М.
Фридмена легло в основу денежно-кредитной
политики в США и Великобритании (рейганомика
и тетчеризм) с конца 70-х годов. Так называемая
политика таргетирования, т.е. ежегодного
ввода определенных ограничений на увеличение
денежной массы в обращении, привела к
зримым результатам: на фоне сокращения
уровня инфляции с 10% до 5% в год был достигнут
темп роста ВНП на уровне 3 - 5% в год.
Проведение эффективной финансовой
политики согласно монетаристским рекомендациям
предполагает:
1. Отказ от произвольных
изменений в налоговой или
денежно-кредитной политике ради
поставленных экономико-политических
целей. Экономика, по их мнению, крайне
сложная и еще недостаточно
изученная система, поэтому государственное
вмешательство, направленное на устранение различных
кризисных явлений вызывает обратный
эффект, т.е. вносит еще больший хаос;
2. Отказ от бюджетной
политики в кейнсианском понимании
(как инструмента антициклической
политики) и замена ее другой
политикой, предполагающей, что государство будет играть роль "служащего",
который будет планировать расходы и налоги
без необходимости обеспечивать экономическую
стабильность;
3. Главным инструментом
по поддержанию долгосрочной
стабильности должна стать денежно-кредитная
политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном
росте денежного предложения в соответствии
с монетарным правилом. Монетарное правило
означает ежегодное расширение денежного
предложения в том же темпе, что и ежегодный
темп роста реального ВВП. По оценкам монетаристов,
денежное предложение должно устойчиво
возрастать в пределах 3-5% в год (для США);
4. Законодательное установление
монетарного правила с учетом
многолетних тенденций в динамике
ключевых экономических показателей.
1.4 Общее и отличное
в теориях монетаристов и кейнсианцев
Хотя критика кейнсианства
со стороны монетаристов шла под лозунгами – «неоклассического возрождения»,
«кейнсианской контрреволюции», «монетарной
революции» - противоречия между ними
не столь остры, а различия не столь противоположны,
как это пытаются представить сторонники
этих двух концепций.
У монетаристов и кейнсианцев
наблюдается сходство взглядов и мнений
по многим вопросам:
1. Методологической основой
обеих концепций является теория
общего равновесного анализа;
2. Главное место в их исследованиях макроэкономических
явлений отводится совокупному спросу;
3. В обеих моделях
деньги воздействуют на чистый
национальный продукт (ЧНП) в одинаковом
направлении – расширение денежного
предложения увеличивает ЧНП, и наоборот;
4. В качестве основных целей государственной
политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают
борьбу с инфляцией и безработицей.
Принципиальные расхождения
между представителями этих теорий можно
проследить по следующему ряду позиций:
1.Оценка рыночной системы
и отношение к государственному вмешательству
в экономику. С кейнсианской точки зрения
рыночная система по своей природе неустойчива,
она лишена механизма, обеспечивающего
экономическое равновесие. Более того,
стабильность противоречит самой природе
рыночных отношений: колебания и даже
резкие, внезапные спады являются неотъемлемыми
чертами рынка. Для многих рынков характерна
несовершенная конкуренция. Государство
в этих условиях, по мнению кейнсианцев,
должно и может играть активную роль в
стабилизации экономики.
Монетаристы, наоборот считают,
что рыночное хозяйство представляет
собой в высшей степени устойчивую систему,
идеально приспособленную для саморегулирования
и находящуюся в естественном состоянии
плавного и равномерного роста. По убеждению
монетаристов ни одно, даже самое мудрое
правительство никогда не сможет достичь
лучших результатов в экономике, чем коллективная
мудрость всех экономических агентов,
проявляющаяся через рыночные взаимосвязи.
2. Аналитическая основа.
Кейнсианцы и монетаристы строят свой анализ на специальных
уравнениях. В кейнсианской теории основным
фактором, определяющим реальный объем
производства, занятости и уровня цен
являются совокупные расходы, или совокупный
спрос. Он складывается из четырех основных
компонентов и представляет собой валовой
национальный продукт, подсчитанный через
расходы. Основное кейнсианское уравнение
имеет следующий вид:
ВНП = С + lg + G + Xn,
(4.6)
где, С – потребительские
расходы домашних хозяйств. Они включают
расходы на предметы текущего потребления
и предметы длительного пользования, а
также потребительские расходы на услуги;
Ig – валовые частные внутренние
инвестиции. К ним относятся все инвестиционные
расходы фирм, предназначенные для замещения
оборудования и сооружений, которые потреблены
в ходе производства в текущем году плюс
любые чистые добавления к объему капитала
в экономике. К валовым частным внутренним
инвестициям относятся также затраты
домашних хозяйств на строительство жилья;
G – государственные закупки
товаров и услуг. Данная группа расходов
включает все государственные расходы:
федеральные и местные на конечную продукцию
предприятий и на все прямые закупки ресурсов
со стороны государства. Государственные
трансфертные платежи здесь не учитываются,
поскольку подобные расходы не отражают
увеличения производства, а являются простой
передачей государственных доходов определенным
семьям и индивидам;
Хn – чистый экспорт товаров
и услуг, или разница между экспортом и
импортом. Представляет собой величину,
на которую зарубежные расходы на товары
и услуги данной страны превышаю затраты
данной страны на иностранные товары и
услуги.
Основополагающим уравнением
монетаристов является уравнение обмена Фишера.
Название «уравнение обмена» объясняется
тем, что его левая часть (MV) представляет
собой общее количество расходов покупателей
на приобретение произведенных благ, а
правая часть (РQ) представляет собой общую
выручку продавцов этого объема.
По мнению монетаристов, совокупные
расходы (совокупный спрос) - это предложение
денег умноженное на скорость их обращения.
3. Методы проведения
денежно-кредитной политики в
рамках общей экономической политики.
В кейнсианской концепции государственного регулирования
экономики денежно-кредитная политика
занимает второе место. Главная роль в
создании совокупного эффективного спроса
отводится налогово-бюджетной политике.
Деньги в кейнсианском уравнении присутствуют
постольку, поскольку каждый компонент
совокупного спроса имеет денежное выражение.
Изменение в предложении денег, по мнению
кейнсианцев, влияет на совокупный спрос
через сложную цепь причинно-следственных
связей. Большое значение, при этом, имеет
политическое решение о проведении денежно-кредитной
политики в одной из двух основных форм:
политики дорогих денег и политики дешевых
денег. Согласно кейнсианской концепции
выбор того или иного вида денежно-кредитной
политики определяется тем, какая из двух
основных причин макроэкономической нестабильности
является наиболее существенной в данный
момент: рост инфляции или увеличение
безработицы. Конфликт макроэкономических
целей (кривая Филлипса) определяет выбор
между политикой дорогих денег и политикой
дешевых денег.
Политика дорогих денег имеет в качестве основной
цели ограничение совокупного спроса
и снижение уровня инфляции. Это достигается
среди прочих мер, прежде всего, повышением
учетной ставки. Политика дорогих денег
понижает доступность кредита и увеличивает
его издержки, что приводит к сокращению
денежного предложения, к сокращению спроса
на инвестиции, к сокращению доходов и
к снижению уровня инфляции со стороны
спроса.
Политика дешевых денег направлена
на увеличение совокупного спроса и сокращение
уровня безработицы. Понижение учетной ставки
делает кредит дешевым и легкодоступным,
что в конечном итоге увеличивает предложение
денег, увеличивает спрос на инвестиции,
растет занятость населения, растут доходы
населения, увеличивается совокупный
спрос.
По мнению кейнсианцев, наиболее существенное
влияние денежно-кредитная политика оказывает,
на такие составляющие совокупного спроса,
как инвестиции (Ig) и чистый экспорт (Хп).
Изменения в инвестициях через эффект
мультипликатора влияют на потребление
домашних хозяйств (С). Величина государственных
расходов (G) непосредственно зависит от
проводимой в стране налогово-бюджетной
политики.
На проведение внутренней
денежно-кредитной политики сильное влияние
оказывает открытость экономики и усложняющиеся
международные экономические связи.
На величину чистого экспорта (Хп) оказывают
непосредственное воздействие изменения
учетной ставки и уровня цен в стране.
Влияние политики дорогих
денег на совокупный спрос усиливается
сужением чистого экспорта. Аналогичным
образом политика дешевых денег
усиливается сопутствующим расширением
чистого экспорта, которое в свою очередь,
ускоряется повышением учетной ставки
внутри страны. Таким образом, при определенных
обстоятельствах возникает альтернатива
- проводить денежно-кредитную политику
в целях экономической стабилизации в
стране или же для устранения дисбаланса
в международных экономических сделках.