Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:18, курсовая работа
Описание работы
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: -Раскрыть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций; -Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне; -Показать особенности переходной экономики; -Выявить особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….. 1. Кейнсианская и монетарстская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне………………………………………. 1.1Сущность денежно-кредитной политики государства 1.2 Кейнсианская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне………………………………………………………………….. 1.3 Монетаристская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне 1.4 Общее и отличное в теориях монетаристов и кейнсианцев 2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условияхперехода к рынку 2.1. Особенности переходной экономики 2.2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь Заключение
В настоящее время монетаристская
концепция денежно-кредитного регулирования
нашла широкое распространение в Республике
Беларусь. Главным органом кредитно-денежного регулирования
в Республике Беларусь является Национальный
банк. Согласно Закону о Национальном
банке Республики Беларусь, объектом регулирования
выступает объем и структура денежной
массы в обращении. Этот Закон определяет
экономические инструменты Национального
банка по воздействию на денежное предложение:
- определение норм обязательных
резервов;
- учетных ставок по
кредитам;
- проведение операций
на открытом рынке (купля и
продажа облигаций у коммерческих
банков и населения).
Основными видами денег, находящихся
в обращении и обслуживающих наличное
денежное обращение, могут являться:
- бумажные знаки стоимости,
то есть кредитные деньги (банковские
билеты);
- казначейские билеты;
- разменные монеты.
Эмиссионный механизм включает
в себя порядок выпуска и изъятия
денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения
выпускаемых в оборот денежных знаков.
В соответствии с этим поступление новых
денежных знаков (безналичных и наличных)
в хозяйственный оборот возможно только
в результате проведения банками кредитных
операций.
Исключительное право выпуска
наличных денег принадлежит обычно центральному
банку. Так, например, Национальный банк
Республики Беларусь осуществляет эмиссию
банкнот и монет в форме выпуска их в обращение
путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые
центры.
Безналичные деньги выпускаются
коммерческими банками в процессе совершения
кредитных операций. При этом центральный
банк поддерживает коммерческие банки
ресурсами – рефинансирует их в целях
поддержания ликвидности и для устойчивости
денежного обращения.
Изъятие наличных денег происходит
при сдаче (продаже) денежной наличности
(обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые
центры центрального банка. Изъятие безналичных
денег из оборота возможно при погашении
ссуд. Эластичность денежного оборота
заключается в том, что при необходимости
денежный оборот расширяется в соответствии
с потребностями экономики в денежных
средствах или сокращается с уменьшением
этих потребностей.
Принцип обеспеченности выпускаемых
в оборот денежных знаков означает поддержку
находящимися в активах банков товарно-материальными
ценностями, золотом, другими драгоценными
металлами, свободно конвертируемой валютой,
ценными бумагами и другими обязательствами.
В Банковском кодексе Республики
Беларусь (2000 г.) подчеркивается, что
банкноты и монеты, выпущенные в обращение
Национальным банком, являются безусловным
его обязательством. Они обеспечиваются
всеми его активами, обязательны к приему
по нарицательной стоимости при всех видах
платежей, для зачисления на счета, во
вклады (депозиты) [4].
Структура денежного оборота
как элемента денежной системы может рассматриваться
прежде всего как соотношение наличного
денежного обращения и безналичного денежного
оборота. Государство в законодательном
порядке определяет порядок наличного и безналичного
денежного оборота.
Национальный банк в соответствии
с законодательством регламентирует организацию
наличного денежного обращения, устанавливает:
-порядок ведения кассовых
операций и работы банков с денежной наличностью,
меры ответственности за их нарушение;
-правила хранения, инкассации
и перевозки денежной наличности
и других ценностей;
-порядок определения признаков
платежности наличных денег, замены ветхих
и поврежденных банкнот и монет, а также
их уничтожения.
В области безналичного денежного
оборота Национальный банк определяет:
-основные принципы построения
платежных систем и порядок их применения;
-правила банковских
переводов;
-формы безналичных
расчетов;
- стандарты платежных инструментов
и т. д.
Важное значение в структуре
денежного оборота имеет соотношение
сумм денежных знаков различного достоинства
в общей массе наличных денег, находящихся
в обращении, то есть купюрное строение
наличной денежной массы. С увеличением доходов населения,
ростом цен обычно повышается доля купюр
более высокого достоинства.
Порядок установления валютного
курса (котировка валют) - определение
соотношения между денежными единицами
(валютами) разных стран. Валютный курс
характеризует «цену» денежной единицы
одной страны, выраженную в денежных единицах
других стран. Основой для котировки является
покупательная способность национальных
валют, а также спрос и предложение той
или иной валюты на валютных рынках. Национальный
банк Республики Беларусь активно использует
валютный курс белорусского рубля при
проведении денежно-кредитной политики.
Этот инструмент денежно-кредитной политики
отличается большой гибкостью и эффективностью.
Так, можно заметить, что на протяжении
2010 г. валютный курс белорусского рубля
подвергался регулярным корректировкам
со стороны Национального банка (табл.
1). Этого требовало, прежде всего, функционирование
национальной экономики в условиях мирового
финансово-экономического кризиса и изменчивости
курсов ведущих мировых валют.
Таблица 1 Динамика курса
белорусского рубля в 2010 г.
Период
Средний официальный курс
белорусского рубля по отношению к:
российскому рублю
доллару США
евро
1
2
3
4
январь
95,65
2 856,00
4 081,58
февраль
96,17
2 903,02
3 980,75
январь - февраль
95,91
2 879,41
4 030,85
март
100,11
2 961,29
4 021,66
январь - март
97,29
2 906,45
4 027,78
апрель
101,68
2 969,70
3 986,20
январь - апрель
98,37
2 922,14
4 017,35
май
98,45
2 987,79
3 765,77
январь - май
98,39
2 935,15
3 965,72
июнь
96,65
3 014,13
3 683,24
апрель - июнь
98,91
2 990,48
3 809,61
январь - июнь
98,09
2 948,17
3 917,18
июль
97,66
2 998,18
3 814,94
январь - июль
98,03
2 955,26
3 902,41
август
98,55
2 990,23
3 866,06
январь - август
98,10
2 959,61
3 897,85
Денежно-кредитная политика в 2006 - 2010 годах
направлена на достижение и поддержание
с помощью монетарных инструментов, наряду
с другими мерами экономической политики,
низких темпов инфляции, относительной
стабильности национальной валюты как
важнейшего условия обеспечения устойчивого
экономического роста и повышения реальных
денежных доходов населения и субъектов
хозяйствования [14].
Денежно-кредитная политика
Беларуси в 2010 году направлена на поддержку
внешней и внутренней сбалансированности
экономики страны как важнейшего условия ее стабильного
развития, что находится в полном соответствии
с Основными направлениями денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2010 год.
Этот документ разработан
в увязке с прогнозом социально-экономического
развития и проектом бюджета страны на очередной
год. Он определяет основные задачи и инструменты
монетарной политики, перспективы развития
банковского сектора и платежной системы,
международного сотрудничества в банковской
сфере.
В соответствии с основными
направлениями в 2010 году сохранится действующая
в настоящее время система привязки курса
белорусского рубля к корзине из трех
иностранных валют (евро, доллар США и
российский рубль) в рамках коридора колебаний
плюс/минус 10% от центрального значения.
При этом центральное значение стоимости
корзины валют на 2010 год устанавливается
на уровне ее стоимости, фактически сложившейся
к концу предыдущего, 2009 года.
Следует отметить, что с учетом
действующих и прогнозируемых внешних
и внутренних экономических факторов
Национальный банк не предполагает существенных
изменений стоимости корзины иностранных
валют по отношению к ее действующему
в настоящее время уровню ни до конца текущего,
ни в начале 2010 года.
В рамках дальнейшего укрепления
финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем
году на уровне не более 8-10% основными
направлениями предусматривается снижение
ставки рефинансирования к концу 2010 года
до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков
к этому времени снизится в среднем до
12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов
в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую
привлекательность и существенно увеличить
вклады физических и юридических лиц в
банках. Ставка рефинансирование является
одним из основных инструментов денежно-кредитной
политики Национального банка Республики
Беларусь. Так за последние 3 года она изменялась
13 раз (табл. 2).
Таблица 2. Ставка рефинансирования
Дата начала действия*
Размер базовой ставки рефинансирования (учетной ставки),% годовых
2010
15.09.2010
10.5**
18.08.2010
11
14.07.2010
11.5
12.05.2010
12
19.04.2010
12.5
17.02.2010
13
2009
01.12.2009
13.5
08.01.2009
14
2008
17.12.2008
12
12.11.2008
11
15.10.2008
10.75
13.08.2008
10.5
01.07.2008
10.25
* – последующая
ставка отменяет предыдущую
** – действует в
настоящее время
Следующим важным инструментом
проведения денежно-кредитной политики
в Республики Беларусь является установление
нормы обязательного резервирования.
В настоящее время данный показатель находится
на относительно невысоком уровне по всем позициям, что обеспечивает
рост предложения денег в национальной
экономике Республики Беларусь и удовлетворение
потребностей растущей экономики.
Основные параметры развития
банковского сектора, в первую очередь
объем предоставляемых предприятиям и
населению кредитных ресурсов, соответствуют
динамике макроэкономических показателей
и обеспечивают дальнейшее повышение
роли банковской системы в социально-экономическом
развитии страны.
В 2010 году Национальный банк
обеспечит эффективное, надежное и безопасное
функционирование платежной
системы, а также дальнейшее расширение
сферы безналичных расчетов.
В области международного
сотрудничества продолжается реализация
мероприятий по интеграции банковских
систем Республики Беларусь и других государств – участников СНГ, а также
сотрудничество с международными финансовыми
организациями.
В целом в 2010 году денежно-кредитная
политика будет содействовать сохранению
финансовой стабильности, снижению внешних
дисбалансов, обеспечению устойчивости
экономического роста и занятости населения, отметили в
управлении информации Нацбанка.
В то же время достижение
целей и решение задач развития банковского
сектора, проведение эффективной денежно-кредитной
политики в определенной степени зависят
от создания соответствующих макроэкономических условий.
Принятые меры по стабилизации
банковской сферы и валютного рынка способствовали
перетоку основной массы наличной иностранной
валюты на легальный валютный рынок, повысили
степень его ликвидности, расширили активность
внебиржевого валютного рынка, закрепили принципы
рыночного курсообразования, увеличили
прозрачность операций нерезидентов,
в целом повысили предсказуемость валютного
рынка.
Белорусский рубль стал полностью
конвертируемым по текущим операциям,
что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения
Международного валютного фонда (далее
– МВФ).
Среди других положительных
результатов проводимой денежно-кредитной
политики следует отметить снижение долларизации
экономики, улучшение структуры денежной
массы, увеличение золотовалютных резервов страны.
Несмотря на динамичное развитие
в прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитной
сферы выделяют ряд нерешенных проблем
и макроэкономических рисков, которые
ограничивают эффективность проводимой
денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.
Основными из них являются:
1) все еще напряженное
финансовое состояние значительного
числа предприятий реального
сектора экономики, обусловливающее
высокие кредитные риски банков
и ограничивающее возможности
роста их ресурсной базы, а также снижение ставки
процента по кредитам и увеличение объемов
кредитования.
Это негативно влияет на структуру
активов и пассивов банков, на распределение
денежных доходов населения по социальным
группам и регионам, долю неофициальных
доходов, величину и направленность социальных
трансфертов как в целом, так и предоставленных
с участием банковской системы.
2) сохраняющаяся в стране
высокая налоговая нагрузка (при
ее незначительном снижении) ограничивает
финансовые средства субъектов
хозяйствования, и соответственно, снижает
их деловую и инвестиционную активность,
развитие частного сектора и конкурентоспособность
белорусских товаров на внутреннем и внешнем
рынках;
3) недостаточная эффективность
общественного производства вследствие
его невысокого технологического уровня, характеризующегося,
в частности, значительным износом активной
части основных фондов. Это является одним
из основных факторов, ограничивающих
конкурентоспособность отечественной
продукции и обусловливающих низкую долю
добавленной стоимости в цене на нее, и
выражается в высокой затрато- и энергоемкости
производства продукции, низком уровне
производительности труда, что в конечном
итоге оказывает негативное влияние на
финансовое положение отечественных производителей;
4) высокая материало- и энергоемкость производства,
сильная зависимость его от конъюнктуры
цен на импортируемые топливно-энергетические
и сырьевые ресурсы, что негативно отражается
на состоянии платежного баланса страны;
5) ограниченность инвестиционных
ресурсов для обновления основных фондов;
6) недостаточная инновационная
активность, отсутствие механизма
трансферта новых знаний и
технологий из-за рубежа, в том
числе путем привлечения иностранных
инвестиций [14].
Следует отметить, что перечисленные
и иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение
денежно-кредитной политики, негативно
влияли и на функционирование банков.
Таким образом, в настоящее
время монетаристская концепция денежно-кредитного
регулирования нашла наиболее широкое
распространение в Республике Беларусь.
Важнейшими целями функционирования
денежной системы Республики Беларусь
на современном этапе является защита
и обеспечение устойчивости белорусского
рубля, в том числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам,
регулирование денежного обращения, обеспечение
прозрачного и эффективного механизма
денежных отношений, которые обеспечат
равные и оптимальные возможности для
всех участников экономической жизни
страны. С этой целью разрабатывается
комплекс инструментов денежно-кредитного
регулирования и использует его для поддержания
устойчивости денежной системы.