Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-Раскрыть особенности кейнсианской и монетаристкой концепций;
-Выделить общее и частное в кейнсианской и монетаристкой концепциях денежно-кредитных отношений на макроуровне;
-Показать особенности переходной экономики;
-Выявить особенности основных концепций регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условиях перехода к рынку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1. Кейнсианская и монетарстская концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне……………………………………….
1.1Сущность денежно-кредитной политики государства
1.2 Кейнсианская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне…………………………………………………………………..
1.3 Монетаристская концепция регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне
1.4 Общее и отличное в теориях монетаристов и кейнсианцев
2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в РБ в условияхперехода к рынку
2.1. Особенности переходной экономики
2.2. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая гот.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла широкое распространение в Республике Беларусь. Главным органом кредитно-денежного регулирования в Республике Беларусь является Национальный банк. Согласно Закону о Национальном банке Республики Беларусь, объектом регулирования выступает объем и структура денежной массы в обращении. Этот Закон определяет экономические инструменты Национального банка по воздействию на денежное предложение:

- определение норм обязательных  резервов;

- учетных ставок по  кредитам;

- проведение операций  на открытом рынке (купля и  продажа облигаций у коммерческих  банков и населения).

Основными видами денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут являться:

- бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги (банковские  билеты);

- казначейские билеты;

- разменные монеты.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций.

Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.

Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами – рефинансирует их в целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения.

Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.

В Банковском кодексе Республики Беларусь (2000 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным его обязательством. Они обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) [4].

Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, устанавливает:

-порядок ведения кассовых операций и работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;

-правила хранения, инкассации  и перевозки денежной наличности  и других ценностей;

-правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

-порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.

В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет:

-основные принципы построения платежных систем и порядок их применения;

-правила банковских  переводов;

-формы безналичных  расчетов;

- стандарты платежных инструментов и т. д.

Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.

Порядок установления валютного курса (котировка валют) - определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Национальный банк Республики Беларусь активно использует валютный курс белорусского рубля при проведении денежно-кредитной политики. Этот инструмент денежно-кредитной политики отличается большой гибкостью и эффективностью. Так, можно заметить, что на протяжении 2010 г. валютный курс белорусского рубля подвергался регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 1). Этого требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменчивости курсов ведущих мировых валют.

 

Таблица 1 Динамика курса белорусского рубля в 2010 г.

 

Период

Средний официальный курс белорусского рубля по отношению к:

 

российскому рублю

доллару США

евро

1

2

3

4

январь

95,65

2 856,00

4 081,58

февраль

96,17

2 903,02

3 980,75

январь - февраль

95,91

2 879,41

4 030,85

март

100,11

2 961,29

4 021,66

январь - март

97,29

2 906,45

4 027,78

апрель

101,68

2 969,70

3 986,20

январь - апрель

98,37

2 922,14

4 017,35

май

98,45

2 987,79

3 765,77

январь - май

98,39

2 935,15

3 965,72

июнь

96,65

3 014,13

3 683,24

апрель - июнь

98,91

2 990,48

3 809,61

январь - июнь

98,09

2 948,17

3 917,18

июль

97,66

2 998,18

3 814,94

январь - июль

98,03

2 955,26

3 902,41

август

98,55

2 990,23

3 866,06

январь - август

98,10

2 959,61

3 897,85


 

 

 

 

 

 

Денежно-кредитная политика в 2006 - 2010 годах направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования [14].

Денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития, что находится в полном соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

Этот документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.

В соответствии с основными направлениями в 2010 году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.

В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках. Ставка рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. Так за последние 3 года она изменялась 13 раз (табл. 2).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Ставка рефинансирования

 

 

Дата начала действия*

Размер базовой ставки рефинансирования (учетной ставки),% годовых

2010

15.09.2010

10.5**

18.08.2010

11

14.07.2010

11.5

12.05.2010

12

19.04.2010

12.5

17.02.2010

13

2009

01.12.2009

13.5

08.01.2009

14

2008

17.12.2008

12

12.11.2008

11

15.10.2008

10.75

13.08.2008

10.5

01.07.2008

10.25




 

 

* – последующая  ставка отменяет предыдущую 

** – действует в настоящее время

 

Следующим важным инструментом проведения денежно-кредитной политики в Республики Беларусь является установление нормы обязательного резервирования. В настоящее время данный показатель находится на относительно невысоком уровне по всем позициям, что обеспечивает рост предложения денег в национальной экономике Республики Беларусь и удовлетворение потребностей растущей экономики.

Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, соответствуют динамике макроэкономических показателей и обеспечивают дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

В области международного сотрудничества продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Нацбанка.

В то же время достижение целей и решение задач развития банковского сектора, проведение эффективной денежно-кредитной политики в определенной степени зависят от создания соответствующих макроэкономических условий.

Принятые меры по стабилизации банковской сферы и валютного рынка способствовали перетоку основной массы наличной иностранной валюты на легальный валютный рынок, повысили степень его ликвидности, расширили активность внебиржевого валютного рынка, закрепили принципы рыночного курсообразования, увеличили прозрачность операций нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка.

Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее – МВФ).

Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.

Несмотря на динамичное развитие в прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитной сферы выделяют ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.

Основными из них являются:

1) все еще напряженное  финансовое состояние значительного  числа предприятий реального  сектора экономики, обусловливающее  высокие кредитные риски банков  и ограничивающее возможности  роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.

Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы.

2) сохраняющаяся в стране  высокая налоговая нагрузка (при  ее незначительном снижении) ограничивает  финансовые средства субъектов  хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

3) недостаточная эффективность  общественного производства вследствие  его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

4) высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;

5) ограниченность инвестиционных  ресурсов для обновления основных фондов;

6) недостаточная инновационная  активность, отсутствие механизма  трансферта новых знаний и  технологий из-за рубежа, в том  числе путем привлечения иностранных  инвестиций [14].

Следует отметить, что перечисленные и иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной политики, негативно влияли и на функционирование банков.

Таким образом, в настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла наиболее широкое распространение в Республике Беларусь.

Важнейшими целями функционирования денежной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.

Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне