ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного
можно сделать следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика
– это совокупность мер экономического
регулирования денежного обращения и кредита, направленных
на обеспечение высокого экономического
роста путем воздействия на уровень и
динамику инфляции, инвестиционную активность
и другие важнейшие макроэкономические
процессы. Основными целями денежно-кредитной
политики являются высокий уровень занятости,
экономический рост, стабильность цен,
стабильность процентной ставки, стабильность
на финансовых рынках, стабильность валютного
рынка.
2. Наиболее существенное
влияние на становление и развитие
современной макроэкономической
теории и политики оказали два течения
в экономической мысли: кейнсианство и
монетаризм. С 1930-х до 1970-х гг. господствовало
кейнсианство, но на протяжении уже более
трех десятилетий монетаризм занимает
ведущее место среди теорий, претендующих
на роль альтернативы кейнсианству в объяснении
основных макроэкономических процессов.
У монетаристов и кейнсианцев
наблюдается сходство взглядов и мнений
по некоторым вопросам: методологической
основой обеих концепций является теория
общего равновесного анализа, главное
место в их исследованиях макроэкономических
явлений отводится совокупному спросу,
в обеих моделях деньги воздействуют на
чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом
направлении – расширение денежного предложения
увеличивает ЧНП и, наоборот, в качестве
основных целей государственной политики
кейнсианцы и монетаристы рассматривают
борьбу с инфляцией и безработицей.
Принципиальные расхождения
между представителями этих теорий можно
проследить по следующему ряду позиций:
оценка рыночной системы и отношение к
государственному вмешательству в
экономику, аналитическая основа, методы
проведения денежно-кредитной политики
в рамках общей экономической политики.
3. Мировой финансовый
кризис показал, что ослабленность
контроля со стороны государства
за осуществлением денежно-кредитной политики, предоставление
свободы действий финансовым структурам
оказало крайне негативное влияние на
экономическое положение во многих государствах.
В настоящее время монетаристская
концепция денежно-кредитного регулирования
нашла наиболее широкое распространение в Республике
Беларусь.
4. Переход от административно-командной
экономики к рыночной означает
коренное преобразование всей
системы экономических отношений
(форм собственности, распределения
ресурсов, связей между экономическими
агентами и т.д.).
Переход к рынку осуществляется по следующим
главным направлениям: а) либерализация
экономики (отмена или резкое сокращение
запретов и ограничений во всех сферах
хозяйственной деятельности); б) институциональные
преобразования (изменение отношений
собственности, становление новых субъектов
хозяйственной деятельности, создание
новых формальных и неформальных правил
хозяйствования); в) структурные преобразования
(перестройка структуры народного хозяйства
с целью удовлетворения платежеспособного
спроса); г) формирование адекватной рыночному
хозяйству системы социальной защиты
населения.
5. Основными экономическими
инструментами по воздействию
на денежное предложение в
Республике Беларусь являются:
- определение норм обязательных
резервов;
- учетных ставок по кредитам;
- проведение операций
на открытом рынке (купля и
продажа облигаций у коммерческих
банков и населения).
Важнейшими целями регулирования
денежно-кредитных отношений Республики
Беларусь на современном этапе является
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля,
в том числе его покупательной способности
и курса по отношению к иностранным валютам,
регулирование денежного обращения, обеспечение
прозрачного и эффективного механизма
денежных отношений, которые обеспечат
равные и оптимальные возможности для
всех участников экономической жизни
страны. С этой целью разрабатывается
комплекс инструментов денежно-кредитного
регулирования и использует его для поддержания
устойчивости денежной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банковский кодекс
Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3.
2. Бондарь, А.В. Макроэкономика:
учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
3. Борисов, Е.Ф. Экономическая
теория. – М.: Принт, 2008. - 458 с.
4. Витгерс, Г. Денежный
рынок. – М. - Пг.: Книга, 2008. - 545 с.
5. Видяпин, С.И. Экономическая теория:
учебное пособие. - СПб, 2005. - 713 с.
6. Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь: проблемы и
перспективы / А.О.Тихонов // Белорусский
экономический журнал. – 2010 - С. 86-93.
7. Деньги, кредит, банки: Учеб./Г.И.
Кравцова, Г.С. Кузьменко. – Минск:
БГЭУ, 2003. – 527 с.
8. Зубко Н.М., Каллаур
А.Н. Основы экономической теории. – Минск: Вышейшая школа,
2007.
9. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. – М.: Литера, 2008. - 540 с.
10. Кравцова Г.И. Деньги.
Кредит. Банки. Учебник. – Минск: БГЭУ, 2003 г.
11. Курс переходной экономики:
учебник для вузов / под ред. Л.И.
Абалкина. – М.: Финстатинформ, 1997. 640
с.
12. Лобкович Э.И. Перехдная
экономика: сущность, проблемы, особенности
Беларуси. – Минск: БГЭУ, 2000. 70 с.
13. Макконел, К., Брю С. Экономикс. – М., ЭкоМ,
2006. – 718 с.
14. Макроэкономика / Под ред.
Н.И. Базылева. – Мн., БГЭУ, 1998. – 148 с.
15. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономик.
– М.: Принт, 2007 – 607 с.
16. Национальная экономика
Беларуси: учебник / В.Н. Шимов. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.
17. Основные тенденции
в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь
// Национальный банк Республики Беларусь
// Аналитическое обозрение. – Минск, 2010.
18. Плотницкий М.И. Макроэкономика:
Учебное пособие для экономических
специальностей вузов. – М.: Новое
знание, 2002.
19. Программа развития
банковского сектора Республики
Беларусь на 2006-2010 гг.
20. Тарасевич Л.С., Гребенников
П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник
/ под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – М.: Юрайт, 2003. – 652 с.
21. Указ Президента Республики
Беларусь № 591 «Об утверждении
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь
на 2010г».
22. www.belstat.gov.by – Дата доступа: 15.09.2010.
23. www.nbrb.by - Дата доступа: 15.09. 2010.