Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:54, курсовая работа
Макроэкономическая теория оперирует важнейшими агрегированными показателями. В макроэкономике важнейшим показателем является общий уровень цен. Так же агрегированию подвергаются все производимые товары и услуги, поэтому мы будем рассматривать результат экономической активности, например, за год, представленный как один совокупный товар. Методика расчета важнейших макроэкономических показателей в различных странах может быть различной, хотя в современном мире статистические службы стран с рыночной экономикой широко используют в своей работе методику расчетов, рекомендуемую статистической службой ООН.
Чтобы выяснить, насколько хорошо или плохо функционирует экономика государства, вполне естественно будет найти суммарный доход всех субъектов хозяйствования. Данная задача решается в рамках определения валового внутреннего продукта (ВВП).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ СУБЪЕКТЫ 4
ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВА…………………………………………………. 9
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 15
Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве 15
Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета 16
Номинальный и реальный ВВП 18
Система национальных счетов 20
ВВП и «чистое экономическое благосостояние» 22
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
К числу основополагающих макроэкономических понятий относятся: национальное производство, национальное воспроизводство, национальный рынок, национальная экономика.
Национальное производство -- это характеристика производственной сферы страны в целом, где связь между ее частями носит внутренний характер.
Национальное воспроизводство -- это соразмерная взаимосвязь между моментами воспроизводства (производство, распределение, обмен, потребление), взятыми в масштабе всей экономики страны, в данном случае речь идет о совокупном производстве, совокупном распределении, совокупном обмене и совокупном потреблении.
Национальный рынок -- это система взаимодействующих особенных рынков (рынка благ, рынка труда, рынка капиталов, рынка земли и недвижимости). В свою очередь каждый из рынков представляет собой агрегат (совокупность), то есть обобщенную в масштабах страны характеристику поведения всех покупателей (спрос) и всех продавцов (предложение) данного рынка. Это обусловливает тот факт, что понятиями, выражающими
агрегированный характер национального рынка, являются «совокупный спрос -- AD», «совокупное предложение -- AS», «общий уровень цен -- АР».
Особо следует остановиться на. таком слагаемом национального рынка, как общий уровень цен. Понятие «общий уровень цен» отражает два этапа агрегирования. Во-
1 Луссе А.. Краткий курс-Макроэкономика. -- СПб: Изд. «Питер», 2001., с. 18
первых, на каждом из особенных рынков в результате взаимодействия всех продавцов и всех покупателей устанавливается равновесная цена данного рынка, и на национальный рынок равновесная цена каждого особенного рынка попадает как уже обобщенная (агрегированная) величина. Во-вторых, на национальном рынке продолжается процесс агрегирования как взаимодействие цен равновесия особенных рынков, и устанавливается «общий уровень цен» в качестве цены более высокой степени обобщения.
Национальная экономика -- это сложившаяся органическая система национального производства, национального воспроизводства, координационным механизмом которой является национальный рынок. Легко заметить, что ключевым моментом всех макроэкономических процессов является складывание (агрегирование) хозяйства страны в органическую целостность на основе углубления общественного разделения труда.
Агрегированный характер национальной экономики ставит проблему общего (макроэкономического) равновесия. Экономическая суть общего равновесия проявляется в способности национальной экономики постоянно и последовательно возобновлять все фазы воспроизводства, а также обеспечивать равенство (соразмерность) этих фаз. Общее равновесие, в частности, проявляется в равенстве объемов производства, в равенстве совокупного спроса и совокупного предложения, пропорциональности в изменении предложения денег на денежном рынке соответственно перемена на рынке благ. Социальный аспект общего равновесия представляет собой гармонизацию планов (прогнозов), действий, интересов и мотивов всех структурных звеньев национальной экономики, субъектов собственности и субъектов хозяйствования, социальных слоев общества.Исторический опыт показал, что по мере развития национальной экономики нарастает экономическая обобщенность ее субъектов и дифференциация экономических интересов последних. В отношении предмета макроэкономики существует ряд концепций. Одной из них является ресурсная концепция, согласно которой динамика макроэкономических процессов зависит только от характеристики элементов производительных сил, а именно от удобства географического положения страны, благоприятности климата, богатства природных ресурсов, состояния таких факторов, как капитал и труд. При этом, что касается капитала и труда, то здесь различают, во-первых, экстенсивный тип воспроизводства, когда рост ВВП происходит лишь вследствие количественного увеличения объемов капитала и труда; во-вторых, интенсивный тип воспроизводства, если увеличение объемов ВВП происходит при фиксированном (сохраняющемся) или даже уменьшающемся объеме капитала и труда, но при возрастании у последних способности к ресурсосбережению на базе внедрения в производство инноваций. В целом интенсивный тип расширенного воспроизводства находит свое выражение :
-- в широком развитии производственной,
финансово-кредитной и социальной ин
фраструктуры, дающих
возможность обеспечить устойчивость
(стабильность) производ
ственной, финансово-кредитной и социальной
сфер; -- в обеспечении для большинства
населения приемлемых условий жизни и
развития личности, исключающих резкую
диф
ференциацию в имущественном положении
различных социальных групп, рост бедности
и безработицы, но вместе с тем, обеспечивающих
широкий доступ всего населения к об
щественным благам.
Системное знание о предмете макроэкономики во многом обязано, во-первых, широкому использованию в макроэкономическом анализе современного математического
2 Луссе А.. Краткий курс - Макроэкономика. -- СПб: Изд. «Питер», 2001., с. 21
8
аппарата. Во-вторых, созданию новых действенных инструментов для эмпирического исследования и их применения для описания функционирования реальной экономики, а также для верификации и повышения содержательности самой теории. В-третьих, разработке теоретических основ оптимальной макроэкономической политики как сознательного контроля или управления центральной властью такими ключевыми переменными развития национального хозяйства, как национальный доход и занятость.
Как известно, процесс познания реального объекта распадается на донаучный и научный уровни. Если донаучный уровень фиксирует поверхностные знания об объекте, то научный -- глубинные знания, раскрывающие внутренние закономерности развития объекта, представляя последний системно. XX в. для познания объекта макроэкономики был «золотым» в том смысле, что такие ученые, как швед Викселль К. (1851-1926 гг. и англичанин Кейнс Дж. (1883-1946 гг.) отошли от рудиментарного характера исследования объекта макроэкономики и сделали решительный шаг к его системному рассмотрению в качестве связного целого. Именно системный, структурный подход к объекту макроэкономики перевел знание о нем с эмпирического на теоретический уровень.
Как известно, метод -- это путь к чему-либо. В более широком смысле слова -- это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Метод науки отражает, с одной стороны, законы исследуемого предмета, с другой -- имеет дело с совокупностями, масштабом которых является хозяйство страны как единое целое, постольку здесь особую значимость приобретают такие элементы анализа, как системный подход, агрегирование, моделирование, принцип временной классификации процессов и явлений.
Системный подход -- это понимание предмета исследования как сложного объекта, имеющего свой состав (вся совокупность элементов объекта) и структуру (наличие иерархических, субординационных связей между элементами объекта).
Агрегирование -- объединение, суммирование однородных показателей (величин) с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей (величин). Например, объединение тысяч отдельных цен на обособленных рынках в единую совокупную цену -- общий уровень цен. Или объединение равновесного количества товаров и услуг на особенных рынках в единое целое, называемого реальным объемом национального производства. Иначе говоря, агрегирование -- это объединение экономических агентов в широкие классы, каждый из которых рассматривается как органическое целое -- потребители, инвесторы и т. д. Благодаря агрегированию объект исследования упрощается, что делает возможным его логический анализ. Необходимо подчеркнуть, что порождением XX века, которое открыло новое поле исследований, стало сочетание принципов системного подхода и агрегирования. Неоднократно цитируемый У. Баумоль обращает наше внимание и на тот факт, что упрощение объекта макроэкономического исследования не должно превращать его во внеисторические конструкции. Этим самым он хочет подчеркнуть, что на динамику макроэкономических процессов оказывают воздействие не только количественные и качественные характеристики ресурсных факторов, но и тип социально-экономических отношений. Надо сказать, что один из векторов социологической концепции предмета макроэкономики, а именно признания важной роли того или иного типа экономических в их воздействии на динамику макроэкономических процессов, воспринимался исследователями, если не единодушно, то, по крайней мере, их большинством. Что же касается второго вектора социологических концепций предмета макроэкономики, состоящего в понимании того, что на динамику макроэкономических процессов воздействуют также и масштабы присутствия государства в экономике в форме государственной политики, законодательно оформленной системы общих правил хозяйственного поведения, то этот процесс шел крайне медленно и противоречиво. В значительной степени утверждение необходимости государственного вмешательства в экономику связано с трудами Дж. Кейнса, в которых имелся системный анализ того, что и в каком объеме целесообразно делать правительству и как выполнять эту работу наилучшим образом, а также разработками представителей «новых институциональных экономических теорий».
ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВА
Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают.
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели (например, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.
Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген, - соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.
Определение множества целей называется целевой функцией. Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.
По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.
Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример - контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрирует наглядно данную ситуацию.
Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.
Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.
По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.
Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы государственного регулирования с помощью различных" мер макроэкономической политики.
Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более
10
или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.
Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.
При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.
В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста с мировым именем Яноша Корнай3: «Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством». Рынок и государство - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.
Современная отечественная мысль не без помощи и участия зарубежных авторитетов, по существу, подменила понятие экономической системы понятием "рыночная система", или просто "рынок". И хотя заявлений, отождествляющих эти понятия, нет, но большинство в своих научных построениях и рекомендациях исходят из такого отождествления.
Информация о работе Основные макроэкономические показатели современной экономики России