Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 17:00, курсовая работа
Введение
Основоположник современной институционально-эволюционной теории – американский экономист Г. Веблен утверждал, что решающее влияние на развитие экономической системы оказывают формальные (законы) и неформальные (обычаи) институты. Институты, по его мнению, это привычки и стереотипы мышления, разделяемые большинством членов общества. Первоначально институты возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей возникают определенные модели поведения, которые приобретают самоподдерживающий характер.
Введение ……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и типы экономических систем …………………………………………..4
1.1 Понятие экономической системы …………………………………………4
1.2 Традиционная экономика ………………………………………………….4
1.3 Административно-командная система ……………………………………6
1.4 Чистый капитализм ………………………………………………………...6
1.5 Смешанная экономика ……………………………………………………..8
1.6 Роль государства в смешанной экономике ……………………………….9
2.Модели в рамках смешанной экономической системы …………………………12
2.1«Шведский социализм» …………………………………………………...12
2.2 Американская модель …………………………………………………….14
2.3 Японская модель …………………………………………………………..18
Заключение …………………………………………………………………………...23
Библеографический список ……………
Все реально функционирующие экономические системы – это системы «смешанные»: повсюду правительство и рыночная система взаимодействуют с целью нахождения эффективного ответа на фундаментальные вопросы. В них переплетаются экономические черты и традиционной, и командной, и рыночной моделей экономики [16;49].
Для смешанной экономики характерно:
- многообразие форм и видов собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности на средства производства и результаты хозяйственной деятельности;
- развитая система рынков, конкуренции и цен;
- возможность любого хозяйствующего субъекта в рамках соблюдения законности реализовать свои творческие способности, самостоятельно решать основную экономическую проблему: «Что? Как? Для кого?»;
- эффективная роль правительства в регулировании экономики. При этом основными инструментами регулирования рынка выступают государственные программы, системы налогообложения, финансово-кредитная система, трудовое законодательство и т.д.;
- открытость экономики, означающая, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в праве предпринимателей при соблюдении определенных условий осуществлять внешнеэкономические операции по сбыту своей продукции, внедрению инвестиционных проектов, приобретению инновационных технологий, оказанию консалтинговых услуг и т.д.;
- сохранение духовных ценностей народа, традиций, обычаев и хозяйственных навыков [11;64].
1.6 Роль государства в смешанной экономике.
Итак, современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство выполняет следующие экономические функции:
1) обеспечивает правовую инфраструктуру, способствующую эффективному функционированию рыночной системы;
2) обеспечивает защиту конкуренции;
3) перераспределяет доход и богатство;
4) обеспечивает производство общественных благ и услуг;
стабилизирует экономику, т.е. контролирует уровень занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирует экономический рост [16;49].
Разумеется, вмешательство государства в экономику происходит таким образом, чтобы не лишить рынок его незаменимых функций, и поэтому экономика остается рыночной. Главная проблема здесь состоит в нахождении оптимального соотношения между естественными экономическими процессами и государственным регулированием. Соотношение это изменчиво, хотя общая тенденция к усилению государственного вмешательства и нормативного регулирования отчетливо просматривается.
Государству необходимо устранять постоянно возникающие диспропорции в общественном производстве и распределении, которые приводят к кризисам перепроизводства и другим материальным потерям из-за отсутствия согласованности в действиях предпринимателей и других экономических субъектов в их индивидуальных стремлениях только к частной выгоде. Оно воздействует на стихийные процессы в экономике прежде всего путем регулирования денежной массы в обращении и через банковскую и финансовую системы (с помощью процентных ставок на кредиты и депозиты и других финансовых рычагов и нормативов), а также средствами прямого и косвенного законодательного регулирования. Благодаря этому удалось противостоять такому разрушительному спутнику свободного рынка, как монополизм и сопровождающее его нарушение эквивалентного обмена товарами.
Государственное макроэкономическое регулирование, оказывающее серьезное влияние и на микроэкономику, которая тем не менее не потеряла своей относительной оперативной свободы, стало всеобщей нормой. Частные предприниматели и акционерные компании продолжают руководствоваться своими извечными целями и побуждениями (стремлением к максимальной прибыли и росту капитала), однако достижение этих целей происходит в заданных макроэкономических параметрах, отвечающих жизненным интересам всего общества и основных классов и социальных слоев населения [12;46].
Т.е. как отметил А.Бузгалин, автор статьи «Рыночноцентрическая» теория устарела», «провалы» рынка – те экономические функции, которые не может выполнять или выполняет с большими потерями для общества, человека и природы – «замазываются» применением нерыночных параметров [4;44].
Для каждой системы характерны национальные модели организации хозяйства, т.к. страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и другие. Современной капиталистической системе также присущи различные модели. Рассмотрим в следующей главе три наиболее известные модели смешанной экономики: шведскую, американскую и японскую.
2.Модели в рамках шведской системы.
2.1 «Шведский социализм»
Термин «шведская модель» появился в конце 60-х гг., когда в Швеции стало реальностью успешное сочетание бурного экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в стране. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой «государства благосостояния».
Смешанный характер шведской экономики, сочетание рыночных отношений и государственного регулирования, дополнялся преобладанием частной собственности в сфере производства и обобществлением потребления.
Послевоенная Швеция отличалась спецификой отношений между трудом и капиталом на рынке труда. В течение многих десятилетий в Швеции существовала система переговоров о заключении коллективных договоров в области зарплаты с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Шведская модель была ориентирована на то, что в шведской экономической политике выделялись две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Результатами такой политики являлись активная политика на рынке труда, исключительно большой государственный сектор, при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не только государственная собственность, которая аккумулирует и перераспределяет значительные финансовые ресурсы на социальные и экономические цели.
В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.
Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству. Методы шведской модели предусматривали активную роль государства, и это также способствовало его быстрому экономическому развитию.
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширяла государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.
Неоспорим был успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла низкую безработицу вплоть до 90-х гг., проводя активную политику на рынке труда, дополняя экономическую политику, сдерживающую общий спрос на рабочую силу.
Безусловны достижения Швеции в борьбе за равенство. Основной лозунг проводимой политики – «равная оплата за равный труд» - означал, что нормой для установления зарплаты должны являться тип и природа труда, а не различная прибыльность фирм и отраслей. Разница в доходах между высоко- и низкооплачиваемыми рабочими снизилась с 30% в 60-е гг. дот 15% – в конце 80-х гг.
За несколько десятилетий Швеция из отсталой, одной из беднейших в Европе стран превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств с высоким уровнем жизни и социальной защищенности.
Меньших успехов добилась Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.
Угроза шведской модели была и со стороны интернационализации шведской экономики и участия Швеции в европейской интеграции. Когда стали меняться факторы развития экономики, то государство вынуждено было на это реагировать. Социал-демократы оказались в оппозиции в 1976-1982 гг., когда к власти пришли буржуазные партии. Однако шведская модель смогла в определенной степени приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность – в 80-е гг. продолжался экономический подъем.
Выделим специфические черты шведской модели:
- низкая безработица;
- профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;
- централизованные переговоры по зарплате;
- значительный государственный сектор;
- тяжелое налоговое бремя[3;100-102].
Таким образом, шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государственной социальной сферы. Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии [14;49].
2.2 Американская модель
Сегодня американская экономика является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающиеся. Экономика США отличается крупномасштабной ориентацией на НТП и передовую технику. Именно экономика является реальной базой для политической и военной «супердержавности» этой страны, с которой приходиться считаться сегодня всем другим странам.
США – единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. За послевоенный период экономика США прошла шесть экономических циклов. Последний начался в 1992 г., и фаза подъема экономики по своей продолжительности в настоящее время превзошла среднюю длительность этой фазы во всех послевоенных циклах. Характерными чертами нынешнего подъема американской экономики являются сравнительно невысокие, но стабильные темпы, относительная сбалансированность при отсутствии каких-либо серьезных структурных перекосов в экономике. Нет и нездоровых всплесков инфляции. [13;39]
Американская нация сложилась в результате массовой иммиграции, привлекаемой свободными землями, высокой зарплатой и другими доходами, а также политической свободой. Психология складывающейся американской нации характеризовалась духом предприимчивости, социальной активностью и готовностью к труду и лишениям.
Поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий – таковы принципы экономической политики, проводимой государственными организациями США. Так, антимонопольная политика США является образцом для многих государств с рыночной системой хозяйства.
Главным фактором экономического роста США следует признать научно-технический прогресс, благодаря которому это государство стало признанным лидером в большинстве областей науки и техники. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР. В то же время существенным фактором экономического роста США во второй половине 20 в. остается увеличение численности рабочей силы, превышающее по темпам соответствующие показатели большинства развитых стран. При этом в США рабочая сила растет быстрее численности населения. Это связано с увеличением доли трудоспособных возрастов в общем составе населения и все более широким вовлечением в ее состав женщин.
Информация о работе Основные модели смешанной экономики (шведская, американская, японская)