Основные модели смешанной экономики (шведская, американская, японская)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Введение
Основоположник современной институционально-эволюционной теории – американский экономист Г. Веблен утверждал, что решающее влияние на развитие экономической системы оказывают формальные (законы) и неформальные (обычаи) институты. Институты, по его мнению, это привычки и стереотипы мышления, разделяемые большинством членов общества. Первоначально институты возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей возникают определенные модели поведения, которые приобретают самоподдерживающий характер.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….3
1.Понятие и типы экономических систем …………………………………………..4
1.1 Понятие экономической системы …………………………………………4
1.2 Традиционная экономика ………………………………………………….4
1.3 Административно-командная система ……………………………………6
1.4 Чистый капитализм ………………………………………………………...6
1.5 Смешанная экономика ……………………………………………………..8
1.6 Роль государства в смешанной экономике ……………………………….9
2.Модели в рамках смешанной экономической системы …………………………12
2.1«Шведский социализм» …………………………………………………...12
2.2 Американская модель …………………………………………………….14
2.3 Японская модель …………………………………………………………..18
Заключение …………………………………………………………………………...23
Библеографический список ……………

Файлы: 1 файл

Куссовая эк теория.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

              Страна располагает высокоразвитым аграрным сектором. За последние десятилетия в ней наблюдается устойчивый рост сельского хозяйства. При этом количество ферм снижается, а их размеры и производительность труда фермеров растут. Американские фермеры достигли самой высокой в мире производительности труда: один фермер обеспечивает потребности в сельскохозяйственной продукции 59 человек. Этому способствуют использование сложных и высокопродуктивных сельскохозяйственных машин, высокий уровень развития инфраструктуры (включая организацию транспортировки и складирования продукции), а также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства. Расходы на выполнение государственных программ в сфере сельского хозяйства и продовольствия составляют 4,5% всех расходов федерального бюджета США; они эквивалентны 27% годичной стоимости сельскохозяйственной продукции страны и равноценны предоставлению ежегодной государственной субсидии в размере 410 долл. на каждый гектар пашни [6;468-472].

              Немаловажную роль в развитии экономики США играет государственное регулирование. Оно представляет собой развернутую и многозвенную систему, включающую прежде всего регулирующий механизм федерального правительства, а также механизм штатов и местных органов власти.

              В конце 70-х – начале 80-х гг. перед экономической политикой в США («рейганомикой») были поставлены следующие задачи:

- ограничить рост расходов федерального правительства;

- снизить ставки налогообложения, дать производителям ряд льгот для стимулирования капвложений и роста производства;

- ослабить государственную регламентацию предпринимательской деятельности (сокращение числа правил, форм отчетности, ослабление специальных требований к производственной и рыночной деятельности, в т.ч. по охране окружающей среды, к технике безопасности на производстве и т.д.);

- начать проведение ограничительной кредитно-денежной политики, направленной на ослабление инфляции.

              Экономическая программа Рейгана (под названием «Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения») включала такие основные пункты как налоговая реформа, реформа амортизации, антиинфляционная кредитно-денежная политика, реформа дерегулирования экономики США.

              Ключевым пунктом программы являлась налоговая реформа. Ставки подоходного налога, например, были сокращены на 23%. Все это осуществлялось в целях стимулирования инвестиций в производство. Реформа амортизации была направлена на стимулирование обновления основного капитала. Сроки амортизационных списаний укорачивались на 40%.

              Кредитно-денежная политика ориентировалась на снижение темпов роста денежной массы и учетной ставки процента коммерческих банков. Рост денежной массы был доведен до темпов роста ВНП, что резко поубавило инфляцию, а снижение процентной ставки стимулировало кредитные заимствования предпринимателей у банков.

              Особое значение придавалось реформе дерегулирования экономики, ослаблению ее регламентирования. Она была направлена на сокращение численности госаппарата, ограничение его вмешательства в экономику, на усиление свободы предпринимательства и конкурентного выбора.

              Реализация этой программе дала экономике США реальный толчок вверх, и впоследствии, уже при других президентах, государственное регулирование экономики стало более гибким и эффективным [13;48]. 

              Итак, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом, для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия [7;23].

 

              2.3 Японская модель

              Сейчас стало принято говорить об исчерпанности возможной японской экономической модели. Критика исходит в основном от сторонников либеральной англо-американской модели экономики. В мановение ока забыты десятилетия, когда те же американские эксперты восхищались «японским чудом» и теоретически обосновывали эффективность японской экономики.

              Конечно, японская модель имеет определенные слабости (как и всякая другая), и сейчас она, быть может, не вполне соответствует современным требованиям. Однако нельзя не видеть, что японцам удалось создать весьма оригинальную модель, обеспечившую максимально эффективное использование имевшихся цивилизационных ресурсов и позволившую нищей, разрушенной стране, почти лишенной природных ресурсов, в короткий срок стать второй по экономической мощи мировой державой. Хотя после мощного спрута произошел определенный откат японской экономики, что так характерно для развития рыночных экономик вообще, Япония по ВВП на душу населения и другим важнейшим экономическим показателям осталась на уровне США и ЕС. Кризисы 90-х гг. нисколько не умаляют ценность японского опыта развития и значимость японской экономической модели.

              Остановимся на важнейших чертах и особенностях японской экономической модели.

              1)В ее основе лежат весьма своеобразные, базирующиеся на глубоких национальных традициях, партнерские отношения между государством и бизнесом. Через государственный бюджет распределяется примерно 40% ВВП страны; 50,4% ВВП производится в отраслях, регулируемых государством. В японской экономике имеется около 10 тыс. компаний, совместно финансируемых государством и частными собственниками.

              2)Государство практически руководит всем экономическим развитием страны, используя для этого широкий арсенал средств государственного регулирования. Оно разрабатывает и жестко проводит промышленную политику, определяет и изменяет национальные приоритеты. Бизнес и государство на равных разделяют ответственность за результаты национального экономического развития. При этом государство активно содействует внедрению достижений НТП, ресурсо- и энергосберегающих технологий, активного проникновения, а затем и широкой экспансии на мировых товарных рынках.

              Японский банк развития предоставляет ссуды в соответствии с положениями промышленной политики. Кроме того, действуют Корпорация кредитования малого и среднего предпринимательства, Корпорация кредитования сельского, лесного хозяйства и рыболовства, Корпорация кредитования жилищного строительства, организации, осуществляющие программу государственных инвестиций и кредитов для развития экономической инфраструктуры. В разное время были разработаны государственные планы, обычно носившие название «пяти- (семи- и т.п.) летних планов». По своей сущности они представляют собой не столько планы, сколько правительственные прогнозы или ориентиры (набор целей). Помимо роли ориентира для менеджмента частных предприятий при разработке ими планов развития (в частности, инвестиционных программ), правительственные планы также выполняли функцию обозначения критериев для оценки инвестиционных проектов, в финансировании которых участвовали правительственные кредитные учреждения.

3)Роль государства в экономике вовсе не исчерпывается прямым перераспределением средств. Государство активно поощряет и направляет экономическую деятельность частного сектора в стране. Данная форма воздействия означает именно поощрение и направление, а не прямой и непосредственный контроль. В качестве главных инструментов поощрения и направления экономической деятельности использовались кредитно-финансовая (политика удержания на низком уровне процентных ставок; целевое финансирование) и налоговая системы (ускоренная амортизация).

              4)Государство, во многом, взяло на себя обеспечение частного бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами. Для

японской экономической модели характерна ориентация на собственные финансовые ресурсы. Для привлечения их в экономику государство должно было последовательно решать следующие задачи:

-         стимулирование внутренних сбережений

Для этого государство разработало и осуществило систему

мер по поощрению сбережения во всех секторах экономики – в домашних хозяйствах (поощрительная система налогообложения, а в отношении небольших сбережений – освобождение от налогообложения процентного дохода), на предприятиях (налогообложение предприятий стимулировало накопление ими капитала: использовались схемы ускоренной амортизации).

-         мобилизация личных сбережений

Для этого основные усилия были направлены на обеспечение доверия населения к банковской системе. В случаях появления проблемных банков для предотвращения системных рисков распространения проблем на другие банки использовался такой инструмент, как слияние проблемных банков с каким-либо крупным банком на основании указаний соответствующих органов. Благодаря этому, несмотря на низкие проценты, вкладчики в Японии спокойно могли доверить свои средства любым кредитным учреждениям.

-         обеспечение доступа предприятий к дешевым финансовым              

ресурсам

              Для японской модели характерен очень низкий банковский процент. В этих целях использовались следующие два инструмента: политика низких процентных ставок и установление потолка процентов по вкладам.

              5)В Японии сложилась оригинальная и могущественная банковская система, сосредоточившая в своих руках значительную экономическую власть. В специфической японской системе корпоративного управления банки за счет кредитного финансирования реального сектора играют ведущую роль при принятии важных для него решений. У каждого предприятия есть «свой» банк, с которым имеются приоритетные отношения по типу «старший брат – младший брат». Одновременно власти через эту систему приоритетных отношений получают информацию об управлении этими предприятиями.

              6)Японии удалось создать действенную внешнеэкономическую модель, основанную на мощном внутреннем рынке. Фактически реализуется довольно закрытая экономическая модель с большими импортными пошлинами и существенной разницей цен внутреннего и мирового рынков. Зато японские производители могли прекрасно развиваться при надежно защищенном внутреннем рынке. Японская модель существенно ориентирована на экспорт. Здесь немалую роль сыграли соответствующие правительственные институты – Экспортно-импортный банк Японии, система внешнеторгового страхования, налоговая система (освобождение от налогообложения доходов от экспорта).

              7)Валютная политика Японии отличается взвешенностью и склонностью к постепенным преобразованиям. В течении послевоенной истории 22 года подряд – с апреля 1949г. по декабрь 1971г. – обменный курс иены по отношению к доллару сохранялся на одном фиксированном уровне – 350 иен за доллар. Это потребовало огромных усилий макроэкономической политики. Правительство длительное время проводило свою политику в узком коридоре возможностей, определяемом необходимостью поддержания равновесия платежного баланса.

              8)Для Японии характерна опора на весьма квалифицированную рабочую силу. Почти 90% рабочих имеют уровень знаний, соответствующий уровню бакалавра. В образование были сделаны значительные инвестиции, сейчас Япония тратит на науку около 3% ВВП.

              9)В Японии была создана оригинальная система управления бизнесом, нацеленная на удовлетворение потребностей очень привередливых японских потребителей. Она отличается гибкостью и адаптивностью к быстро меняющемуся спросу, приоритет которого в экономической системе считается бесспорным. В организации производства широко используются коллетивистские традиции конфуцианско-буддистской цивилизации. Большой экономический эффект дали контроль на рабочем месте, кружки качества, система пожизненного найма и другие чисто японские организационные инновации [15;521-527].

              Итак, Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня зарплаты) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны [10;38].

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Основные модели смешанной экономики (шведская, американская, японская)