Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 11:21, контрольная работа
1. Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными.
2. Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими.
3. Перечислите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют в функционировании и развитии социально-экономических систем.
Содержание
Теоретическая часть
Тема 1 «Основные положения теории систем»
Т. 1.1. Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте,
почему они называются фундаментальными.
Понятие “система” широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундаментальным понятием, как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операции, системного анализа и кибернетики). Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).
Основные признаки систем: целостность и делимость, наличие устойчивых связей, организация.
Называются фундаментальными в силу того, что они присущи всем системам.
Т. 1.2. Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими.
Системы имеют не менее десяти специфических свойств.
1.Неаддитивность.
2.Эмерджентность 3.
энергии, сигналов и т.д.) с выхода системы
на ее вход.
Т. 1.3. Перечислите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют в функционировании и развитии социально-экономических систем.
Основные типы поведения, наблюдаемые в системах, можно изобразить в виде графика базовой динамики, где на оси абцисс откладывается время, а на оси ординат — существенные факторы динамики системы:
Рисунок 2 - График базовой динамики
Кроме односторонних
зависимостей существуют различные варианты
парных двусторонних связей — взаимозависимостей
или взаимодействий. При взаимодействиях
главную роль приобретает качественный
результат, а не только однонаправленность или
В теории систем наиболее важны взаимодействия третьего типа — контуры с отрицательной обратной связью, так как они авторегуляторны и содержат потенциал самоорганизации. Отрицательная обратная связь является главным элементом любого регулятора в технике.
Практическая часть
П. 1.1. Обоснуйте выделение границ системы и ее цель (и). Поясните, с каких позиций будет проводиться системное исследование и почему.
Исследование будет проводиться в ООО «Колибри», основным направлением деятельности которого является продажа и обслуживание компьютерной, бытовой и оргтехники. Исследование будет проводиться с позиций системного анализа, поскольку он дает наиболее точные результаты.
П. 1.2. Определите состав внутренней среды системы (подсистемы, элементы). Сформулируйте используемые вами признаки классификации элементов и подсистем системы. Объясните выбранный уровень детализации системы.
На рисунке 2 представлена организационная структура предприятия, включающая подсистемы и их элементы.
Рис. 2. Организационная структура ООО «Колибри»
П. 1.3. Определите и обоснуйте состав внешней среды системы. Перечислите используемые вами признаки классификации составных частей надсистемы.
Внешняя среда включает поставщиков, потребителей, государственные органы и конкурентов, то есть тех, кто находятся в непосредственном контакте с исполнительными органами предприятия и оказывают влияние на принятие текущих и перспективных решений.
Факторы внешней среды ООО «Колибри»
Политические факторы |
Влияние экономики |
|
|
Социокультурные тенденции |
Технологические инновации |
|
|
Теоретическая часть
Тема «Методология системных исследований в экономике»
Т. 2.1. Сформулируйте исходные допущения системного анализа.
В большинстве случаев практического применения системного анализа для исследования свойств и последующего оптимального управления системой можно выделить следующие основные этапы:
Т.
2.2. Обоснуйте характерные
В настоящее время под "социальной системой" понимают, в частности, упорядоченность в определённом отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам.
Рис.3
Последние десятилетия понятия "система", "системный подход", "сис-
темный анализ" стали ключевыми в любом научном исследовании.
Системный подход к анализу различных систем, особенно социальных, позволил решать большое число проблем, которые до этого не могли быть решены другими методами.
Т. 2.3. Дайте определения понятий «ментальная модель», «институт», «ментальная ловушка», «институциональная ловушка». Приведите примеры.
Ментальная модель – это
Ментальный институт - закрепление (формальное или неформальное) определенной структуры позиций в представлении индивидуума (семья).
Ментальная ловушка – накатанный и привычный путь, по которому мучительно и безрезультатно движется наша мысль. Иными словами, мыслительный процесс имеет свойство загонять себя в условия, при которых начинают происходить "холостые обороты (собравшись в путь, по сто раз в уме перебирать вещи, которые взяли с собой, опасаясь, что чего-то не взяли. И так до бесконечности. Действительно ли вся эта работа необходима для достижения поставленных нами целей?)
В терминах
неоинстуциональной теории «институциональная ловушка —
Практическая часть
П.2.1. Охарактеризуйте заинтересованные стороны. Сформируйте проблематику системного исследования.
В качестве заинтересованных сторон выступает генеральный директор предприятии и сотрудники предприятия, поскольку исследование и повышение эффективности сплоченности коллектива будет способствовать повышению производительности, т.е. увеличению прибыли.
П.2.2. На основе базовой методики системного анализа разработайте методику ad-hoc. Обоснуйте вашу разработку.
На основе базовой методики системного анализа для определения степени сплоченности коллектива организации проведем методики «Удовлетворенность работой» (В.А. Уразаевой) и «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям» (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Мы использовали методику для определения уровня удовлетворенности работой, разработанной В.А. Уразаевой. Методика содержит 14 утверждений. Каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов. Сделайте свой выбор по каждому из этих утверждений, отметив соответствующую цифру. Также на данном этапе мы использовали экспресс-методику «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям», направленную на изучение социально-психологического климата в коллективе. Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии университета в Санкт-Петербурге. С помощью данной методики возможно выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание - не желание работать, учиться вместе». Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная «знание - не знание особенностей членов коллектива».
П.2.3. Перечислите формальные и неформальные институты, генезис которых нужно изучить в рамках системного исследования выбранной проблемы.
В ходе исследования необходимо изучить такие формальные институты как социально-психологический климат (на его основе получим степень сплоченности коллектива), и неформальные – оценку удовлетворенности работой.