Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 11:21, контрольная работа
1. Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными.
2. Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими.
3. Перечислите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют в функционировании и развитии социально-экономических систем.
Теоретическая часть
Тема «Процедуры системного анализа»
Т. 3.1. Охарактеризуйте процедуру целеполагания.
Формулирование и реализация целей зависят от внутренних факторов, например, от уровня развития населения, проживающего в регионе.
Для уточнения формулировки обобщенной цели-идеала и ее детализации необходимо применять методики структуризации, анализировать варианты структур целей и функции, выбирать из них лучшие для конкретного периода развития системы.
Т. 3.2. Охарактеризуйте процедуру декомпозиции.
Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся методов декомпозиции.
1. Рассмотрение
проблемы в рамках отдельных
интервалов времени с
2. Разбиение
на основе научных дисциплин.
Такая декомпозиция удобна тем,
что позволяет легче
3. Декомпозиция
в соответствии с интересами
и целями различных групп, организаций.
Например, исследование транспортной
проблемы может быть проведено
с точки зрения интересов
4. Разбиение
проблемы на основе ее
Т. 3.3. Охарактеризуйте процедуру измерений.
В рамках каждой задачи выполняются частные процедуры. Например, задача декомпозиции включает процедуры наблюдения, измерения свойств системы. В задачах анализа и синтеза выделяются процедуры оценки исследуемых свойств, алгоритмов, реализующих заданный закон преобразования. Тем самым вводятся различные определения эквивалентности систем, делающие возможными постановку задач оптимизации, т. е. задач нахождения в классе эквивалентных систем системы с экстремальными значениями определяемых в них функционалов.
Практическая часть
П.3.1. Проанализируйте, имеет ли место феномен смещения целей. Обоснуйте суть и факторы подобного смещения.
В данном случае феномена смещения целей не наблюдается.
П.3.2. Обоснуйте, как должна быть проведена декомпозиция системы.
Опишите результат декомпозиции. Перечислите трудности,
с которыми можно столкнуться при декомпозиции системы.
Проводим декомпозицию
в соответствии с интересами и целями
различных групп в организации. Так, по
результатам проведенного исследования
в ООО «Колибри» выделим несколько групп
по критерию удовлетворенности/
При авторитарном стиле руководства, характерном для данной организации, по результатам методики - «Удовлетворенность работой» был выявлен низкий уровень удовлетворения такими факторами работы, как заработная плата, стиль руководства и возможности служебного продвижения. Так, 6 человек (60%) из числа опрошенных сотрудников не удовлетворены работой, 2 человека (20%) – крайне не удовлетворены), только 1 (10%) удовлетворен и 1 (10%) – не вполне удовлетворен, Уровни удовлетворенности изображены графически на рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровни удовлетворенности работой в коллективе ООО «Колибри»
Таким образом, в результате качественного анализа было выявлено влияние авторитарного стиля руководства на характер удовлетворения работой. Это можно объяснить, что в целом для руководителя – автократа характерен недостаток уважения к окружающим.
При декомпозии можно столкнуться с трудностями выделения критериев декомпозиции.
П.3.3. Опишите необходимые для исследования факты и
данные. Аргументируйте выбор измерительных шкал. Поясните выбор
источников данных.
Необходимые для исследования данные были получены в результате проведения соответствующих методик: «Удовлетворенность работой» (В.А. Уразаевой) - шкала «Удовлетворенность работой» и методики «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям» (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) – шкалы «Социально-психологический климат в коллективе», «Сплоченность коллектива». В качестве источников выступают ответы респондентов на предложенные вопросы.
Теоретическая часть
Тема «Моделирование систем»
Т. 4.1. Опишите синтаксис и назначение модели «черного ящика».
Перейдем к визуальному эквиваленту системы.
Во-первых, данное определение ничего не говорит о внутреннем устройстве системы. Поэтому изобразим ее в виде непрозрачного ящика, выделенного из окружающей среды. Эта модель отражает два важных свойства системы – целостность и обособленность от среды.
Во-вторых, в определении системы косвенно говорится о том, что хотя ящик и обособлен, выделен из среды, но не является полностью от нее изолированным. Иначе говоря, система связана со средой и с помощью этих связей воздействует на среду. Изобразим эти связи в виде стрелок, направленных от системы в среду, которые называются выходами системы.
В-третьих, в определении имеется указание на то, что система является средством, поэтому должны существовать и возможности ее использования, воздействия на нее. Это связи другого типа, их можно изобразить в виде стрелок, направленных от среды в систему. Они называются входами системы.
В результате мы построили модель системы, которая получила название черного ящика (рис.5).
Рис. 5
Название черный ящик образно подчеркивает полное отсутствие сведений о внутреннем содержании системы. В этой модели задаются только входные и выходные связи системы со средой. Простота данной модели – перечисление лишь входов и выходов системы обманчива. Как только это потребуется для конкретной реальной системы, мы сталкиваемся с трудностями.
Т. 4.2. Опишите назначение и проблемы построения моделей состава и структуры социально экономических систем.
Для достижения многих практических целей недостаточно моделей «чёрного ящика» или модели состава, необходимо ещё правильно соединить все элементы между собой, т.е. установить или определить отношения между элементами. Совокупность необходимых и достаточных для достижения целей отношений между элементами называется структурой системы.
Бесконечность природы любой системы порождает невообразимое количество этих отношений. Однако при построении системы мы рассматриваем некоторую совокупность важных отношений.
В отношении участвует не менее двух объектов, а свойством мы называем некоторый атрибут только одного объекта, поэтому свойства есть частный случай отношения или следствие отношений между объектами.
Отсюда появилось второе определение, более глубокое, системы – это совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.
В этом случае модель охватывает «чёрный ящик», модель состава и модель структуры. Вместе они образуют ещё одну модель, которая называется структурной схемой системы.
Часто структурная схема описывается с помощью математической модели. Однако в настоящее время системы описываются с помощью схемы, состоящей из элементов и связей между ними. Такая схема называется графом (рис. 6).
В графах элементы называются вершинами, а связи между ними называются ребрами, и вершины обозначаются кружками, а связи – в виде линий. Если не указаны направления связи, то такой граф называется неориентированным.
Вершины могут соединяться между собой любым количеством рёбер (линий), и вершина может быть связана сама с со-
бой, тогда ребро называется петлёй.
Если связи между вершинами имеют размерную природу, то они обозначаются разными линиями и имеют различные веса, а графы называются взвешенными.
Теория графов имеет многочисленные приложения.
Особое место в теории систем занимают (системы) структуры с обратными связями, которые соответствуют кольцевым путям в ориентированных графах.
Часто структура информации, содержащаяся в графах, для ряда исследований недостаточна, поэтому методы теории графов становятся вспомогательными, а главными являются функциональные связи между входами и выходами или внутренними связями системы.
Рис.6
Т. 4.3. Опишите синтаксис и назначение SADT-модели (стандарт ideflO) .
В SADT-моделях используются как
естественный, так и графический
языки. Для передачи информации
о конкретной системе
SADT-модель дает полное, точное и адекватное описание системы, имеющее конкретное назначение. Это назначение, называемое целью модели, вытекает из формального определения модели в SADT:
М есть модель системы S, если М может быть использована для получения ответов на вопросы относительно S с точностью А.
Т 4.4. Укажите назначение и рассмотрите спецификацию эконометрических моделей.
Эконометрическая модель (econometric model) - это статистическая модель, которая является средством прогнозирования значений определенных переменных, называемых эндогенными переменными (endogenous variables). Для того чтобы сделать такие прогнозы, в качестве исходных данных используются значения других переменных, называемых экзогенными переменными (exogenous variables). Предположения о значениях таких переменных делаются пользователем модели. Например, в эконометрической модели уровень продаж автомашин в следующем году может быть привязан к уровню валового внутреннего продукта и процентных ставок. Чтобы сделать прогноз относительно объема продаж автомобилей в следующем году (это эндогенная переменная), следует получить данные о величине валового внутреннего продукта и процентных ставок для будущего года, которые относятся к экзогенным переменным.
Т. 4.5. Укажите назначение и рассмотрите порядок построения моделей
структурной динамики.
В общей структуре моделей структурной динамики выделяются две части:
I – “Сеть потоков”:
Отметим, что переменные состояния и переменные скорости изменения состояния (соответственно уровни и темпы в терминах системной динамики), определяющие состояние модели, задаются в сети потоков системами разностных уравнений и в описании присутствуют в неявном виде.
II – “Сеть информации”:
С помощью неё осуществляется структуризация функциональных зависимостей, иначе дается структурированное представление функции .
Это основные образы моделируемых процессов в структурной динамике.
Практическая часть
П.4.1. Обоснуйте, какие методы моделирования нужно использовать в исследовании данной проблемы.
Можно использовать модель тренинга.
П.4.2. Постройте и аргументируйте спецификации моделей, помогающих в данном исследовании.
Как способ коррекционной работы мы решили рассмотреть социально- психологический тренинг. За основу данного тренинга мы взяли следующее определение, которое принадлежит Н.Ю. Хрящевой и С.И Макшанову:
«Групповой психологический тренинг - это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека».