Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 11:21, контрольная работа
1. Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными.
2. Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими.
3. Перечислите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют в функционировании и развитии социально-экономических систем.
Цель: обеспечение оптимального функционирования данных студенческих групп.
Задачи:
- Сплочение коллектива;
- Разрешение внутригрупповых
- Снятие психоэмоционального
- Освоение социальных и
Психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами. Данный тренинг основывается на следующих принципах:
- Принцип комплектования группы
тренинга учитывает такие
- Принцип системной
- Принцип моделирования. В тренинге
моделируются различные
- Принцип «здесь и теперь». Предназначен
для преодоления тенденции
- Принцип доверительности. Ориентирует
участников на уважительное
- Принцип объективизации (осознания) поведения;
Выводы: разработанный тренинг направлен не только на получение неких изменений в группе, но и на закрепление их и перенос в реальную жизнь. Все упражнения в тренинге сложены в порядке освоения и последующего закрепления на жизненных примерах с соблюдением всех вышеуказанных принципов. После проведения комплекса тематических тренингов отношения друг к другу в группе студентов стали более лояльными и «полезный» уровень отрицательных выборов после повторного исследования стал близок к норме (5-10%), что является подтверждением эффективности выбранного способа сплочения коллектива
Теоретическая часть
Тема «Модели поведения человека и общества»
Т. 5.1. Дайте определения и приведите примеры системного архетипа и системного паттерна.
Архетип - вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти "виды действия" (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека.
Системные архетипы -
Т. 5.2. Дайте определения и приведите примеры личностного архетипа и личностного паттерна.
Личностный архетип – архетип лидера
Личностный паттерн – паттерн тревоги.
Т. 5.3. Опишите порядок построения системных диаграмм и укажите их
назначение.
Модели системной динамики используют особую технику графического описания структур моделируемых систем: системные потоковые диаграммы. Специальная техника графического представления предлагает развитую графическую символику диаграмм: оснащение графов – (сетей потоков) и ярусных графов функциональных зависимостей темпов – (сетей информации) специальной выразительной символикой. Основные символы, их назначение и условия использования представлены в таблице 4.5.
Отметим важность языковой функции потоковых диаграмм как технологического средства структуризации информации. При использовании описанной символики рассматриваемые графы превращают потоковые диаграммы в средство наглядного отображения информации о динамике моделируемых процессов или, другими словами, – в язык общения экспертов по проблеме и системных аналитиков. Системные потоковые диаграммы доступны и наглядны, это делает их удобным средством для проведения совместных экспертных ревизий.
Совмещение в конструкции потоковых диаграмм явной (сеть информации) и неявной (сеть потоков) форм графового описания зависимостей переменных состояния моделируемых систем, а также развитая графическая символика диаграмм приводят к тому, что потоковые диаграммы дают значительную часть той же информации, что и системы уравнений модели (4.5.1) и (4.5.2), но в иной, более наглядной форме.
Построение потоковых диаграмм оказывается непосредственно связанным с решением задач предмодельного анализа исследуемой проблемы, служит своего рода итогом исходной содержательной проработки информационной базы процесса моделирования. Методы системной динамики предлагают эффективный способ структуризации знаний эксперта.
Системные потоковые диаграммы – эффективное средство системного анализа, позволяет осуществлять декомпозицию сложной системы с последующей композицией. Такой язык определяет форму выражения обсуждаемых вопросов, выступает в качестве средства разделения на части задач анализа причинно-следственной структуры моделируемой системы и последующей “сборки” их результатов в целостную картину организации процессов развития системы.
Практическая часть
П.5.1. Объясните поведение заинтересованных сторон, используя по возможности системные диаграммы.
Как уже отмечалось выше, для данной организации по результатам методики - «Удовлетворенность работой» был выявлен низкий уровень удовлетворения такими факторами работы, как заработная плата, стиль руководства и возможности служебного продвижения. Так, 6 человек (60%) из числа опрошенных сотрудников не удовлетворены работой, 2 человека (20%) – крайне не удовлетворены), только 1 (10%) удовлетворен и 1 (10%) – не вполне удовлетворен, Уровни удовлетворенности изображены графически на рисунке 7.
Рисунок 7 – Уровни удовлетворенности работой в коллективе ООО «Колибри»
П.5.2. Проанализируйте взаимовлияние системы и личности, используя по возможности системные диаграммы.
Для системы управления характерен авторитарный стиль управления. В результате исследования стиля руководства в трудовом коллективе ООО «Колибри» были получены следующие результаты: 7 человек (70%) считают, что в стиле руководства присутствуют черты директивности, 1 человек (10%), что стиль руководителя содержит компонент коллегиальности, 1 (10%) считает стиль руководителя попустительским и 1 (10%) видят в стиле руководителя сочетание директивного и попустительского компонентов. Полученные данные отразим на рисунке 8.
Рисунок 8– Соотношение компонентов, присущих стилям руководства в ООО «Лидер» и ООО «Колибри»
Таким образом, для руководителя «Колибри» свойствен авторитарно-командный стиль управления. Данная позиция соответствует такому стилю, при котором производственный результат – все, а человек – в лучшем случае исполнитель. Работники отметили, что моральный настрой в коллективе такого руководителя мало беспокоит.
При анализе удовлетворенности работой организации подавляющее большинство респондентов выразили неудовлетворенность, в первую очередь, это связано с неприятием выбранного стиля руководства (лишь один из респондентов оценил стиль руководителя вполне удовлетворительно, что, скорее всего, связано с тем, что этот сотрудник является внештатным и не находится в постоянном контакте с руководителем организации (бухгалтер). Также неудовлетворенность связана с низким уровнем заработной платы и её несоответствием трудозатратам. Если сравнивать заработную плату в ООО «Лидер», то она на порядок выше, чем в ООО «Колибри». Также для «Колибри» характерна текучесть кадров, что не в последнюю очередь связано со стилем управления в организации.
По результатам проведенной методики «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям» была выявлена средняя степень благоприятности социально-психологического климата. Можно предположить, что авторитарный стиль управления, связанный с постоянным давлением, которое оказывается на подчиненных, способствует сплочению коллектива, о чем и свидетельствуют результаты изучения социально-психологического климата, в соответствии с которыми для данной организации характерен в целом благоприятный психологический климат.
П.5.3. Укажите, какие основные архетипы и паттерны в жизни современного общества вы выявили.
Для данной организации характерны следующие архетипы: стремление получать высокую заработную плату, стремление реализовать свой рабочий потенциал, стремление к одобрению своих действий руководством.
Теоретическая часть
Тема «Управление с системных позиций»
Т. 6.1. Кратко охарактеризуйте виды моделей, используемых в исследовании
проблем управления и поддержке процесса принятия управленческих решений.
Основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а также процесс принятия управленческих решений выглядят следующим образом:
1. Модель «организация-машина».
2. Модель «естественной» организации.
3. Организация-община.
4. Социотехническая модель.
5. Интеракционистская модель.
6. Институциональная модель.
7. Конфликтная модель.
Т. 6.2. Перечислите основные положения системного подхода к управлению.
Системный подход – это методология
рассмотрения разного рода комплексов,
позволяющая глубже и лучше осмыслить
их сущность (структуру, организацию и
другие особенности (и найти оптимальные
пути и методы воздействия на развитие
таких комплексов и систему управления
ими.
Системный
подход является необходимым условием
использования математических методов,
однако его значение выходит за эти рамки.
Системный подход – это всеобъемлющий
комплексный подход. Он предполагает всесторонний
учет специфических характеристик соответствующего
объекта, определяющих его структуру,
а, следовательно, и организацию.
Каждая системе имеет свои, присущие
ей, особенности, свою реакцию на управление,
свои формы возможного отклонения от программы,
свою способность реагировать на различного
рода воздействия.
Производственные
объекты представляют собой сложные иерархические
системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных
и взаимозависимых подсистем: предприятие,
цех производственный участок, участок
«человек-машина».
Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:
· Установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;
· Создание условий согласованного развития
элементов системы и достижения тех целей,
для реализации которых она предназначена;
·
Создание механизма, обеспечивающего
это согласование;
·
Организационное построение органов управления,
разработка методов и приемов управления
системой.
Системный
подход к управлению производством (организацией)
получил наибольшее распространение в
США и используется практически во всех
странах. Он предполагает рассмотрение
фирмы как сложной системы, состоящей
из различных подсистем, функции которых
зависят от стоящих перед каждой из подсистем
целей и задач. Этим обусловлена классификация
подсистем, составляющих либо организационную
структуру фирмы, либо производственную
структуру.
Понятие «система» предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимосвязаны и имеют многообразные связи с внешней средой. Фирма рассматривается как организация, представляющая собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, которые образуют иерархию подсистем.
Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.
Для выражения сути системы используются различные средства: графические, математические, матричные, «дерево решений» и др. каждое из этих средств не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.
Всестороннее изучение связей элементов
(подсистем) необходимо для построения
модели объекта управления – фирмы или
предприятия. Эксперименты с моделью дают
возможность совершенствовать управленческие
решения, то есть находить наиболее эффективного
достижения общих целей.
Системный
подход к управлению производством исходит
из того, что разработка планов диверсифицированного
и децентрализованного производства подчиняется
интересам взаимодействия производственных
подразделений, составляющих производственную
(операционную) систему. Такой подход получил
развитие благодаря использованию компьютерной
техники и созданию централизованных
информационных систем.
Использование компьютерной техники
на основе системного подхода позволяет
совершенствовать методы и структуру
управления производством.
Системный
подход к управлению предполагает рассмотрение
управления как процедуры или процесса
принятия управленческих решений.
Т. 6.3. Кратко охарактеризуйте роль и функции систем информационной поддержки управления.
Информационная система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Информационная система управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.