Основные пути минимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, выбор темы обусловлен необходимостью анализа понятия экономического риска и потребностью в уточнении концепции управления им.
Целью является изучение методов, подходов к анализу понятия экономического риска и концепции управления им.
Предметом исследования является понятие экономического риска и его связь с экономическими структурами.
В качестве объекта исследования выступает процесс управления данным риском.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Экономическая сущность риска в принятии решений 5
1.1 понятие риска в экономической теории 5
1.2 виды и классификация рисков 12
Глава 2. Основные пути минимизации 17
2.1 методология принятия решений в условиях риска 17
2.2 методы управление рисками 28
Заключение 44
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Задача факторинговых отделов — на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги. Таким образом, факторинг в основном может использоваться для снижения негативного воздействия риска неоплаты или несвоевременной оплаты продукции/услуг.

Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием. [6 стр.89]

В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).

Во втором случае (инкассирования счетов с финансированием) факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента (поставщика) на условиях немедленной оплаты (80—90 %) стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10—20 % стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и ускорить, таким образом движение своего капитала.

За дисконтирование  счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента комиссионные (за инкассацию счетов) или процент  по факторинговому кредиту. Он взимается от даты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1—2 пункта выше учетной ставки.

Помимо «дисконтирования фактур» факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:

• вести полный бухгалтерский учет дебиторской  задолженности;

• консультировать  по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.;

• информировать  о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т. п.;

• предоставлять  транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги. [6 стр.90]

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат сотрудников, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

В целом аутсорсинг, как метод управления рисками, может  быть использован только в том  случае, если возможно четко определить опасности, однозначно выделить соответствующие подверженности риску, достаточно жестко контролировать факторы, влияющие на уязвимость, и иметь эффективные механизмы передачи ответственности. [1 стр. 67]

Необходимо  также учитывать, что при передаче риска, в том числе на основе аутсорсинга, в распоряжение стороннего предприятия (организации) может поступить информация, составляющая коммерческую тайну экономического субъекта, что, в свою очередь, может послужить источником возникновения нового риска. В данном случае управление риском может проводиться на основе Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Статья 1, п. 1 Закона гласит: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну». [6 стр. 99]

Резервирование  средств как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. По своей сути резервирование средств представляет собой децентрализованную форму создания резервных (страховых) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. Поэтому в литературе резервирование средств на покрытие убытков часто называют самострахованием.

Как правило, такой  способ снижения рисков предприниматель выбирает в случаях, когда, по его мнению, затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании.

В зависимости  от назначения резервные фонды могут  создаваться в натуральной или денежной форме.

Резервные денежные фонды создаются на случай возникновения непредвиденных расходов, связанных с изменением тарифов и цен, оплатой возможных исков и т. п., необходимости покрытия кредиторской задолженности, покрытия расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта и др. Налоговым кодексом РФ, например, устанавливаются возможность формирования и суммы отчислений в резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 267 НК РФ) и по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ).

   Одной из важнейших характеристик метода резервирования средств, определяющих область его эффективного применения и место в системе мер, направленных на снижение риска, является требуемый в каждом конкретном случае объем запасов. Поэтому в процессе оценки эффективности, выбора и обоснования вариантов снижения риска посредством резервирования средств необходимо определить оптимальный (минимальный, но достаточный для покрытия убытков) размер запасов. [13 стр. 128]

Страхование и  резервирование средств можно лишь условно назвать методами снижения и предупреждения риска, так как они не уменьшают вероятность появления и величины возможных потерь, что особенно отчетливо видно на примере резервирования средств.

Основными методами снижения негативного воздействия  рисков являются разделение, компенсация рисков и, в определенной степени, лимитирование.

Сущность метода разделения риска состоит в создании такой ситуации на фирме, при которой ни один отдельный случай реализации риска (возникновения ущерба) не приводит к серии новых убытков. Это достигается за счет изменения подверженности риску, т. е. количественной характеристики носителя риска, которому может быть нанесен ущерб.

Практическое  использование этого метода управления риском на уровне фирмы возможно в двух формах.

1. Дифференциация  рисков. Такой подход предполагает  пространственное разделение источников возникновения убытков или объектов, которым может быть нанесен ущерб. Этот метод аналогичен методу диверсификации.

2. Дублирование  наиболее значимых объектов, подверженных риску. Такими объектами могут быть документация или иная информация, виды деятельности фирмы, оборудование, являющееся ключевым для системы жизнеобеспечения предприятия.

Данный метод  применим к любым видам рисков, если только для них возможно разделение риска.

Диверсификация  представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения, которые  непосредственно не связаны между  собой.

Диверсификация является наиболее распространенным вариантом разделения рисков. Направлена на снижение риска за счет разделения между видами деятельности, сортами (видами) выпускаемой продукции, экономическими субъектами. К основным методам минимизации риска относятся различные варианты диверсификации деятельности, рынка сбыта продукции, закупок сырья.

Диверсификация  деятельности предприятия направлена на снижение воздействия рисков недоиспользования  профильной технологии, упущенной выгоды, ухудшения финансового состояния предприятия. Данный метод минимизации риска связан с освоением новых производств, технологий, расширением ассортимента вырабатываемой продукции, видов предоставляемых услуг и др. Возможности диверсификации деятельности предприятий (организаций) обусловлены технологическими особенностями, составом и структурой складского хозяйства, ассортиментом вырабатываемой продукции. [2 стр. 70]

В страховом  бизнесе примером диверсификации является расширение страхового поля. Так, страхование, например, урожая, строений и т. п. на небольшом пространстве в случае наступления холодов, урагана и т. п. может привести к необходимости выплаты больших страховых сумм. Увеличение страхового поля уменьшает вероятность одновременного наступления страхового события.

Таким образом, происходит своего рода возмещение воздействия отдельных видов рисков за счет других направлений, сфер деятельности предприятия (организации).

Подобный подход наблюдается при использовании  методов компенсации рисков. Одним  из вариантов компенсации рисков является хеджирование. [5 стр. 59]

Хеджирование — это своего рода специфическая форма страхования имущественных интересов, система мер, позволяющих исключить или ограничить риски финансовых операций в результате неблагоприятных изменений в будущем курса валют, цен на товары, процентных ставок и т. п. Такими мерами являются: валютные оговорки, форвардные операции, опционы и др.

Термин «хеджирование» означает обеспечение нужного профиля денежного потока инвестора. Хеджировать риск означает защититься от него при всех возможных обстоятельствах — как при повышениях, так и падениях цен. Хеджеры составляют основу финансового рынка. К их числу относятся, например, пенсионные фонды и страховые компании, преследующие в своих инвестиционных стратегиях прежде всего цели осуществления «планового» погашения своих обязательств. Хеджирование связано с осуществлением защиты от рисков и его перераспределения на основе использования деривативов – производных финансовых инструментов, контрактов, ценных бумаг. [8 стр. 105]

Данный вариант  управления рисками используется еще в XIX в. при организации поставок зерна. Производители зерна часто бывают заинтересованы в том, чтобы гарантировать продажу своего урожая заранее, возможно, еще «на корню», по определенной цене. Можно, пользуясь современной терминологией, заключить форвардный контракт, договорившись о поставке определенного количества зерна в определенное будущее время по определенной цене. При этом, однако, производитель рискует не выполнить свои обязательства в случае неурожая.

С развитием  торговли, когда сделки о поставках стали заключаться через биржи, появился инструмент, обеспечивающий потребности таких поставщиков, - опцион. Это контракт, согласно которому определенное количество товара при поставке в определенные сроки будет принято по определенной цене. Однако в отличие от форвардного контракта поставщик свободен от обязательств по поставке. Английское слово переводится как опция – условие контракта, выполнение которого зависит от воли  одной из сторон.

Различают опцион call и опцион put. Опцион call – контракт, дающий право купить одну единицу базового актива (например, одну акцию) по определенной цене исполнения. Использование опции контракта называется его исполнением. В случае колл-опциона, например, исполнение состоит в покупке акции. Срок действия опциона называют сроком исполнения. Простейшие типы опционов – европейский (может быть исполнен только в момент исполнения) и американский (может быть исполнен в любой момент в течение срока исполнения). Опцион put дает право продать одну единицу базового актива по цене исполнения. [17 стр. 109]

Форвардный  контракт – контракт о поставке актива в некоторый будущий момент с оплатой в момент поставки.

Фьючерсный контракт, или фьючерс, - стандартизированный контракт типа форвардного, заключаемый при посредстве биржи, тогда как форвардный контракт заключается напрямую между покупателем и поставщиком. Фьючерс требует от участников внесения денежных сумм на их счета для поддержания так называемой маржи – залоговой суммы, гарантирующей выполнение сторонами условий контракта. В отличие от форварда прибыли/убытки по фьючерсам фиксируется ежедневно (это делает биржа путем перечисления средств между маржевыми счетами участников такого контракта). [15 стр. 132]

Если не имеются  возможности использовать перечисленные  методы для управления рисками, применяют его лимитирование либо уклонение, отказ от риска.

Лимитирование представляет собой установление системы  ограничений как сверху, так и  снизу, способствующей уменьшению степени риска. Лимитирование отрицательного воздействия рисков может быть направленно либо на снижение частоты ущерба или предотвращения убытка, либо на уменьшение размера убытков.

Суть метода снижения частоты ущерба или предотвращения убытков состоит в проведении предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятного события. Это означает, что данные меры будут влиять на такую характеристику риска, как уязвимость соответствующего объекта или субъекта. Примерами конкретных мероприятий могут служить обучение водителей с учетом требований безопасности, стандартизация услуг и др.

Применение  этого метода оправдано в случаях, если:

  • вероятность наступления убытка достаточно велика;
  • размер возможного ущерба, как правило, невелик.

Риски, к которым  применяется данный метод, могут  носить массовый характер или быть единичными. [2 стр. 106]

Если несмотря на осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия  рисков некоторые убытки все же имеют  место, то применим метод уменьшения размеров убытков. Суть его заключается  в проведении превентивных мероприятий, направленных на снижение размера возможного ущерба.

Примерами превентивных мероприятий могут служить установление противопожарной или охранной сигнализации. Но это оправданно в случаях, когда  размер возможного ущерба большой и вероятность наступления убытка невелика.

Еще одним вариантом  применения лимитирования рисков является установление определенных лимитов  на финансовые результаты. Как правило, данный подход является итогом анализа  и расчета VaR.

Информация о работе Основные пути минимизации