Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что и мировая, и отечественная экономика переживают системные кризисные явления, находятся в поиске новых форм экономической жизни, адекватных материальным потребностям семи миллиардов населения планеты, по крайней мере с точки зрения его обеспечения ресурсами. Рациональный подход к проблеме традиционно и неразрешимо сталкивает экономическую эффективность и социальную справедливость, возможности и интересы.
В этих условиях перед Россией стоит задача выживания и развития, решение которой предполагается на путях модернизации нашей экономики, ее превращения из ресурсной в высокотехнологичную. Следует подчеркнуть, что пока речь идет о модернизации как технологической задаче, без учета характера производственных сил и производственных отношений в целом. Такое обособление технологического аспекта представляется недостаточным без анализа и проектирования изменений в главном — в человеческом факторе, в субъекте экономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА – ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ…………………………………………………………….….…6
Место человека в системе экономической деятельности………………..6
Истоки и основные положения теории человеческого капитала………..8
Сущность человеческого капитала как экономической категории…….14
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………..18
“Мутации” экономики и человеческий капитал………………………....18
2.2 Моделирование человеческого капитала модернизации…………….....23
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…………………………..27
3.1 Основные виды инвестиций в человеческий капитал…………………...27
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
ОГЛАВЛЕНИЕ
…………………………………………………………………….………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.2 Моделирование человеческого капитала модернизации…………….....23
3.1 Основные виды инвестиций в человеческий капитал…………………...27
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что и мировая, и отечественная экономика переживают системные кризисные явления, находятся в поиске новых форм экономической жизни, адекватных материальным потребностям семи миллиардов населения планеты, по крайней мере с точки зрения его обеспечения ресурсами. Рациональный подход к проблеме традиционно и неразрешимо сталкивает экономическую эффективность и социальную справедливость, возможности и интересы.
В этих условиях перед Россией
стоит задача выживания и развития,
решение которой предполагается
на путях модернизации нашей экономики,
ее превращения из ресурсной в
высокотехнологичную. Следует подчеркнуть,
что пока речь идет о модернизации
как технологической задаче, без
учета характера
Теория человеческого капитала и формирующаяся на ее основе экономическая и социальная политика становятся такой областью соприкосновения и взаимодействия интересов государства, союзов предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций, которая способна создать прочную базу для социального партнерства, жизненно необходимого для дальнейшего успешного проведения реформ в России. Такой подход определяется как общей направленностью развития стран с высокоэффективной рыночной экономикой, вступивших в этап постиндустриального общества, обусловленный становлением преимущественно инновационной экономики, так и национальной спецификой России, связанной с утверждением рыночных механизмов в условиях традиционного для нее государственного патернализма.
Новейшие тенденции социально-
В преобладающей во всем мире капиталистической, или “рыночной”, экономике, этот фактор (“человеческий”), так и называется “человеческим капиталом”. При всей важности научно-технических инноваций именно этот фактор все более очевидно становится определяющим в экономической жизни. Но рассматривается в экономическом смысле — как задача повышения качества человеческого участия в профессиональной институционально-экономической деятельности (образование, подготовка и переподготовка кадров, и т.п.)
Данная тема имеет и практическую и теоретическую актуальность, что делает востребованным и обоснованным ее исследование.
Объектом нашего внимания является человеческий фактор экономики в форме ее “человеческого капитала” как проблема современной экономической теории.
Предмет исследования — трансформация “человеческого капитала” как “превращенной” формы человеческого фактора экономики в “содержательную” форму экономической культуры в условиях глобализации и модернизации экономики.
Целью работы является обоснование необходимости перехода от концепта “человеческого капитала” как “превращенной” формы понимания человека в экономике к форме “содержательной”, каковой является экономическая культура как базисная характеристика личностного понимания человеческого фактора в современной экономике.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
Теоретико-методологической основой работы является содержание публикаций по экономической теории и истории, философии, истории культуры, в которых рассматривается те или иные аспекты исследуемой тематики.
Данная работа состоит из 3 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.
1. Теория человеческого капитала – основные постулаты
Классическая трактовка человеческого капитала как элемента “механизма” капиталистического способа производства, абстрагирующаяся от восприятия человека как личности во всем богатстве ее внешнеэкономических проявлений, имеет объективную историческую необходимость – чтобы познать систему, необходимо “в чистом виде” разобраться с ее элементами.
Для этого можно обратиться к экономической теории Т.Шульца и Г.Беккера, которые под человеческим капиталом понимали меру воплощенной в человеке способности приносить доход. Такой капитал включает как врожденные способности и таланты, физическую силу, здоровье, так и приобретенные в течение жизни знания, опыт, навыки, прежде всего — профессиональные.
Важно отметить, что использование человеческого капитала субъектом экономической деятельности может восприниматься как производство “самого себя”, а не как производство прибыли (прибавочной стоимости) “для другого”. В этом случае основной чертой человеческого капитала становится творчество. Более того, возникает понятие “творческий капитал” как способность личности к нестандартному мышлению, умение принимать самостоятельные решения, ориентированные на поиск инновационных подходов, инициативность, ответственность, способность к обоснованному риску [4]
Понимание человека как субъекта экономической деятельности подлежит адаптации к условиям и этапам экономического развития капитализма, смены его форм (можно выделить классический, империалистический, постмодерновый, социальный, “финансовый”, и др.) Критерием такой типизации может быть статус человека в экономической деятельности, реализации в ней его внешнеэкономических качеств. Это дает основания для классификации носителей человеческого капитала как реализации человеческого фактора (капиталист, наемный рабочий, “люмпен”, менеджер, предприниматель, рантье, посредник, финансист, банкир, и т.д.)
Сейчас в России можно видеть всю палитру воплощений человеческого капитала, при этом появление новых форм осуществляется при сохранении старых, “классических”, их сосуществовании как “вертикальных” (отраслевых), так и в “горизонтальных” (территориальных) “срезах” экономической деятельности.
Еще одно очень важное соображение. Традиционно в рассмотрении человеческого капитала он, так или иначе, рассматривается, прежде всего, как фактор производства товаров и услуг, оценивается как средство получения прибыли в этом виде деятельности. Для понимания природы человеческого капитала очень важно понимать, что он приносит прибыль не только как ее производитель, но и как потребитель произведенных товаров и услуг. Человек производит для того, чтобы потреблять товары и услуги, поэтому его “капитальность” определяется покупательными возможностями; человек-потребитель приобретает все большее значение в современном мире. В самом деле, человек в той или иной мере, так или иначе, потребляет всю жизнь, принося, тем самым, прибыль другим (производителям собственникам). А производит человек лишь часть своей жизни, принося прибыль и себе, и другим (хозяевам его рабочей силы, государству). Более того, потребительское отношение к жизни вообще характерно для психологии современного массового человека; оно совсем не безобидно для окружающих, что проявляется в виде равнодушной агрессии ко всему, что не может быть превращено в дополнительные бытовые удобства.
Эта потребительская ипостась человеческого капитала давно и интенсивно прорабатывается в западной экономической теории, в России она является преимущественно предметом экономической практики, в лучшем случае — “прикладной” экономики.
Современная неоклассическая теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах Гэри Беккера, Теодора Шульца, Джорджа Минцера,
Б. Л. Хансена, Бартона Вейсброда, и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О рождении данной теории объявил Теодор Шульц в 1960-м году. Само рождение произошло в октябре 1962 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.
Первый учебник по теории человеческого капитала, написанный Т. Шульцем, вышел в 1963 г. [15]. В 70-е годы появились учебники ещё восьми авторов, а также семь антологий классических статей по теории человеческого капитала и схожих с ней вопросов. В 80-ё были изданы ещё несколько учебников.
Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Уильяма Петти и Адама Смита, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и других крупных экономистов прошлого.
А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал» [10].
Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния того лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью»[10].
Джон Стюарт Милль писал: "Самого человека... я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные способности, которые существуют лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту категорию [8]. И далее: "Мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и их инструменты и машины".
Как подчеркнул Марк Блауг:
«Концепция человеческого капитала, или
«твёрдое ядро» исследовательской программы
человеческого капитала, заключается
в идее, что люди тратят на себя ресурсы
различным образом – не только для удовлетворения
текущих потребностей, но и ради будущих
денежных и неденежных доходов. Они могут
инвестировать в своё здоровье; могут
добровольно приобретать дополнительное
образование; могут тратить время на поиск
работы с максимально возможной оплатой
вместо того, чтобы соглашаться на первое
же попавшееся предложение; могут покупать
информацию о вакансиях; могут мигрировать,
чтобы воспользоваться лучшими возможностями
для занятости; наконец, они могут выбирать
низкооплачиваемую работу с более широкими
возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой
работы, без каких либо перспектив
развития» [2].
Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х годов к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической теории вызвано разными причинами. Оно является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической революцией и выразившиеся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства (научных достижений, роста уровня образования населения и т.д.) приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства.
Информация о работе Основные виды инвестиций в человеческий капитал