Основные виды инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что и мировая, и отечественная экономика переживают системные кризисные явления, находятся в поиске новых форм экономической жизни, адекватных материальным потребностям семи миллиардов населения планеты, по крайней мере с точки зрения его обеспечения ресурсами. Рациональный подход к проблеме традиционно и неразрешимо сталкивает экономическую эффективность и социальную справедливость, возможности и интересы.
В этих условиях перед Россией стоит задача выживания и развития, решение которой предполагается на путях модернизации нашей экономики, ее превращения из ресурсной в высокотехнологичную. Следует подчеркнуть, что пока речь идет о модернизации как технологической задаче, без учета характера производственных сил и производственных отношений в целом. Такое обособление технологического аспекта представляется недостаточным без анализа и проектирования изменений в главном — в человеческом факторе, в субъекте экономической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА – ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ…………………………………………………………….….…6
Место человека в системе экономической деятельности………………..6
Истоки и основные положения теории человеческого капитала………..8
Сущность человеческого капитала как экономической категории…….14
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………..18
“Мутации” экономики и человеческий капитал………………………....18
2.2 Моделирование человеческого капитала модернизации…………….....23
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…………………………..27
3.1 Основные виды инвестиций в человеческий капитал…………………...27
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

…………………………………………………………………….…………Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

  1. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА – ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ…………………………………………………………….….…6
    1. Место человека в системе экономической деятельности………………..6
    2. Истоки и основные положения теории человеческого капитала………..8
    3. Сущность человеческого капитала как экономической категории…….14
  2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………..18
    1. “Мутации” экономики и человеческий капитал………………………....18

2.2 Моделирование человеческого капитала модернизации…………….....23

  1. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…………………………..27

3.1 Основные виды инвестиций в человеческий капитал…………………...27

     4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что и мировая, и отечественная экономика переживают системные кризисные явления, находятся в поиске новых форм экономической жизни, адекватных материальным потребностям семи миллиардов населения планеты, по крайней мере с точки зрения его обеспечения ресурсами. Рациональный подход к проблеме традиционно и неразрешимо сталкивает экономическую эффективность и социальную справедливость, возможности и интересы.

В этих условиях перед Россией  стоит задача выживания и развития, решение которой предполагается на путях модернизации нашей экономики, ее превращения из ресурсной в  высокотехнологичную. Следует подчеркнуть, что пока речь идет о модернизации как технологической задаче, без  учета характера производственных сил и производственных отношений  в целом. Такое обособление технологического аспекта представляется недостаточным без анализа и проектирования изменений в главном — в человеческом факторе, в субъекте экономической деятельности.

Теория человеческого  капитала и формирующаяся на ее основе экономическая и социальная политика становятся такой областью соприкосновения и взаимодействия интересов государства, союзов предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций, которая способна создать прочную базу для социального партнерства, жизненно необходимого для дальнейшего успешного проведения реформ в России. Такой подход определяется как общей направленностью развития стран с высокоэффективной рыночной экономикой, вступивших в этап постиндустриального общества, обусловленный становлением преимущественно инновационной экономики, так и национальной спецификой России, связанной с утверждением рыночных механизмов в условиях традиционного для нее государственного патернализма.

Новейшие тенденции социально-экономического развития показывают, что назрела необходимость определения новых приоритетов и критериев в трактовке понятия капитала, в котором резюмируются основные черты высокоразвитого современного общества. Такая необходимость наглядно отражается в самой эволюции теории капитала.

В преобладающей во всем мире капиталистической, или “рыночной”, экономике, этот фактор (“человеческий”), так и называется “человеческим капиталом”. При всей важности научно-технических инноваций именно этот фактор все более очевидно становится определяющим в экономической жизни. Но рассматривается в экономическом смысле — как задача повышения качества человеческого участия в профессиональной институционально-экономической деятельности (образование, подготовка и переподготовка кадров, и т.п.)

Данная тема имеет и  практическую и теоретическую актуальность, что делает востребованным и обоснованным ее исследование.

Объектом нашего внимания является человеческий фактор экономики  в форме ее “человеческого капитала” как проблема современной экономической теории.

Предмет исследования —  трансформация “человеческого капитала” как “превращенной” формы человеческого фактора экономики в “содержательную” форму экономической культуры в условиях глобализации и модернизации экономики.

Целью работы является обоснование  необходимости перехода от концепта “человеческого капитала” как “превращенной” формы понимания человека в экономике к форме “содержательной”, каковой является экономическая культура как базисная характеристика личностного понимания человеческого фактора в современной экономике.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Раскрыть трактовки понятий “капитал”, “капитализм”, “человеческий капитал” и показать их взаимосвязь.
  2. Провести линию, связывающую историю появления “человеческого капитала” и современное его понятие.
  3. Раскрыть специфику человеческого капитала в современной глобализированной экономике.
  4. Просмотреть связь мутаций современной экономики и человеческого капитала.
  5. Дать обоснование инвестициям в человеческий капитал.

Теоретико-методологической основой работы является содержание публикаций по экономической теории и истории, философии, истории культуры, в которых рассматривается те или иные аспекты исследуемой  тематики.

Данная работа состоит  из 3 глав, 6 параграфов, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория человеческого капитала – основные постулаты

    1. Место человека в системе экономической деятельности

 

 

Классическая трактовка  человеческого капитала как элемента “механизма” капиталистического способа производства, абстрагирующаяся от восприятия человека как личности во всем богатстве ее внешнеэкономических проявлений, имеет объективную историческую необходимость – чтобы познать систему, необходимо “в чистом виде” разобраться с ее элементами.

Для этого можно обратиться к экономической теории Т.Шульца и Г.Беккера, которые под человеческим капиталом понимали меру воплощенной  в человеке способности приносить  доход. Такой капитал включает как  врожденные способности и таланты, физическую силу, здоровье, так и  приобретенные в течение жизни  знания, опыт, навыки, прежде всего —  профессиональные.

Важно отметить, что использование  человеческого капитала субъектом  экономической деятельности может  восприниматься как производство “самого себя”, а не как производство прибыли (прибавочной стоимости) “для другого”. В этом случае основной чертой человеческого капитала становится творчество. Более того, возникает понятие “творческий капитал” как способность личности к нестандартному мышлению, умение принимать самостоятельные решения, ориентированные на поиск инновационных подходов, инициативность, ответственность, способность к обоснованному риску [4]

Понимание человека как субъекта экономической деятельности подлежит адаптации к условиям и этапам экономического развития капитализма, смены его форм (можно выделить классический, империалистический, постмодерновый, социальный, “финансовый”, и др.) Критерием такой типизации может быть статус человека в экономической деятельности, реализации в ней его внешнеэкономических качеств. Это дает основания для классификации носителей человеческого капитала как реализации человеческого фактора (капиталист, наемный рабочий, “люмпен”, менеджер, предприниматель, рантье, посредник, финансист, банкир, и т.д.)

Сейчас в России можно  видеть всю палитру воплощений человеческого  капитала, при этом появление новых  форм осуществляется при сохранении старых, “классических”, их сосуществовании как “вертикальных” (отраслевых), так и в “горизонтальных” (территориальных) “срезах” экономической деятельности.

Еще одно очень важное соображение. Традиционно в рассмотрении человеческого  капитала он, так или иначе, рассматривается, прежде всего, как фактор производства товаров и услуг, оценивается  как средство получения прибыли  в этом виде деятельности. Для понимания  природы человеческого капитала очень важно понимать, что он приносит прибыль не только как ее производитель, но и как потребитель произведенных товаров и услуг. Человек производит для того, чтобы потреблять товары и услуги, поэтому его “капитальность” определяется покупательными возможностями; человек-потребитель приобретает все большее значение в современном мире. В самом деле, человек в той или иной мере, так или иначе, потребляет всю жизнь, принося, тем самым, прибыль другим (производителям собственникам). А производит человек лишь часть своей жизни, принося прибыль и себе, и другим (хозяевам его рабочей силы, государству). Более того, потребительское отношение к жизни вообще характерно для психологии современного массового человека; оно совсем не безобидно для окружающих, что проявляется в виде равнодушной агрессии ко всему, что не может быть превращено в дополнительные бытовые удобства.

Эта потребительская ипостась человеческого капитала давно и  интенсивно прорабатывается в западной экономической теории, в России она  является преимущественно предметом  экономической практики, в лучшем случае — “прикладной” экономики.

 

 

 

    1.  Истоки теории человеческого капитала.

 

Современная неоклассическая  теория человеческого капитала зародилась и получила развитие в работах  Гэри Беккера, Теодора Шульца, Джорджа Минцера,

Б. Л. Хансена, Бартона Вейсброда, и многих других экономистов в 1950-1980-е годы. О рождении данной теории объявил Теодор Шульц в 1960-м году. Само рождение произошло в октябре 1962 г., когда «Journal of Political Economy» выпустил дополнительный номер под названием «Инвестиции в людей». С тех пор поток литературы, посвящённой этой теории, стремительно рос.

Первый учебник по теории человеческого капитала, написанный Т. Шульцем, вышел в 1963 г. [15]. В 70-е годы появились учебники ещё восьми авторов, а также семь антологий классических статей по теории человеческого капитала и схожих с ней вопросов. В 80-ё были изданы ещё несколько учебников.

Исторические корни данной теории могут быть найдены в работах Уильяма Петти и Адама Смита, Карла Маркса и Джона Стюарта Милля, Генри Сиджвика и Альфреда Маршалла, Генриха Рошера и Уильяма Фарра, Эрнста Энгеля и Теодора Витстейна и других крупных экономистов прошлого.

А. Смит писал, что «увеличение  производительности полезного труда  зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал» [10].

Он считал, что основной капитал состоит из машин и  иных орудий труда, из построек, из земли  и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение  таких способностей, считая также  содержание их обладателя в течение  его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в  его личности. Эти способности, являясь частью состояния того лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью»[10].

Джон Стюарт Милль писал: "Самого человека... я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные  способности, которые существуют лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают в эту категорию [8]. И далее: "Мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и их инструменты и машины".

Как подчеркнул Марк Блауг: «Концепция человеческого капитала, или «твёрдое ядро» исследовательской программы человеческого капитала, заключается в идее, что люди тратят на себя ресурсы различным образом – не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов. Они могут инвестировать в своё здоровье; могут добровольно приобретать дополнительное образование; могут тратить время на поиск работы с максимально возможной оплатой вместо того, чтобы соглашаться на первое же попавшееся предложение; могут покупать информацию о вакансиях; могут мигрировать, чтобы воспользоваться лучшими возможностями для занятости; наконец, они могут выбирать низкооплачиваемую работу с более широкими возможностями для обучения вместо высокооплачиваемой работы, без каких либо перспектив 
развития» [2].

Возвращение экономистов-теоретиков в конце 50-х годов к идее человеческого  капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической теории вызвано разными причинами. Оно является попыткой учесть реальные народнохозяйственные сдвиги, порожденные научно-технической революцией и выразившиеся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства (научных достижений, роста уровня образования населения и т.д.) приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства.

Информация о работе Основные виды инвестиций в человеческий капитал