Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что и мировая, и отечественная экономика переживают системные кризисные явления, находятся в поиске новых форм экономической жизни, адекватных материальным потребностям семи миллиардов населения планеты, по крайней мере с точки зрения его обеспечения ресурсами. Рациональный подход к проблеме традиционно и неразрешимо сталкивает экономическую эффективность и социальную справедливость, возможности и интересы.
В этих условиях перед Россией стоит задача выживания и развития, решение которой предполагается на путях модернизации нашей экономики, ее превращения из ресурсной в высокотехнологичную. Следует подчеркнуть, что пока речь идет о модернизации как технологической задаче, без учета характера производственных сил и производственных отношений в целом. Такое обособление технологического аспекта представляется недостаточным без анализа и проектирования изменений в главном — в человеческом факторе, в субъекте экономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА – ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ…………………………………………………………….….…6
Место человека в системе экономической деятельности………………..6
Истоки и основные положения теории человеческого капитала………..8
Сущность человеческого капитала как экономической категории…….14
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………..18
“Мутации” экономики и человеческий капитал………………………....18
2.2 Моделирование человеческого капитала модернизации…………….....23
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…………………………..27
3.1 Основные виды инвестиций в человеческий капитал…………………...27
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
Один из выдающихся современных экономистов, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри Беккер получил в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение» [14].
Экономический подход к социальным
вопросам Гэри Беккер и его последователи
применили в исследовании таких
нерыночных форм деятельности, как
дискриминация, образование, преступность,
брак, планирование семьи, в объяснении
иррационального и
Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли коллеги Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц и Джакоб Минцер, также награжденные Нобелевской премией.
Огромный вклад в разработку теории человеческого капитала и расширение сферы её использования для объяснения различных социальных явлений сделал Г. Беккер. Хотя, по мнению многих исследователей, основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесён Т. Шульцем, разработка микроэкономических оснований этой теории была дана в беккеровском фундаментальном труде «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» [14].
Теоретические исследования Г. Беккера произвели настоящий переворот в экономике. Предложенные им модели завоевали репутацию классических и стали базовыми для последующих разработок. Его признают одним из самых виртуозных и часто цитируемых современных экономистов. Переворот, совершённый им в изучении рынка труда, по мнению исследователей, определил сегодняшнее направление исследований по экономике труда.
Ссылки на А. Маршалла встречаются в работах Г. Беккера чаще, чем на какого-либо другого экономиста прошлого. Приверженность маршаллианскому подходу, базирующемуся на теории чистого равновесия характерна для неоклассического направления экономической теории, в русле которого развивались исследования Г. Беккера. Но в своей работе Гэри Беккер идёт дальше и выделяет отличительные черты «экономического подхода» к человеческому поведению. Он убеждён, что именно подход, а не предмет экономической науки отличает её от прочих дисциплин, что уникальный по своей мощи, этот подход способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения. Г. Беккер исходит из того, что всё человеческое поведение в целом подчинено одним и тем же фундаментальным принципам. Он выделяет три важнейших - максимизирующего поведения, рыночного равновесия и устойчивости вкусов и предпочтений: «Общепризнано, что экономический подход предполагает максимизирующее поведение в более явной форме и в более широком диапазоне, чем другие подходы, так что речь может идти о максимизации функции полезности или богатства всё равно кем - семьёй, фирмой, профсоюзом или правительственными учреждениями. Кроме того, экономический подход предполагает существование рынков, с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия разных участников-индивидов, фирм и даже целых наций - таким образом, что их поведение становится взаимосогласованным. Предполагается также, что предпочтения не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не слишком разнятся у богатых и бедных или даже среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам» [5, c.31]. Рыночное равновесие достигается, в силу того, что цены - независимо от того, денежные ли это цены или «теневые», вменённые – и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников и координируя их действия. Стабильность предпочтений предполагается не по отношению к рыночным товарам или услугам, а к основополагающим объектам выбора, которые производит каждое домохозяйство, используя для этого рыночные товары, собственное время и другие ресурсы.
Эти глубинные предпочтения определяются через отношение людей к фундаментальным аспектам их жизни, таким как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность и зависть. Связанные воедино предположения о максимизирующем поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений, проводимые, по его словам, твёрдо и непреклонно, составляют основу подхода Г. Беккера к исследованию человеческого капитала. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Накопление человеческого капитала, как и физического, требует значительных затрат и обусловлено сложным инвестиционным процессом. Человеческий капитал - отдельный от физического вид капитала, обладающий аналогичными свойствами : он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.
Человеческий капитал, по Г. Беккеру, так же как и физический подвержен амортизации. Стоимость какой-либо подготовки – общей или специальной - полностью «списывается» в течение периода подготовки. Амортизация физического капитала никогда не осуществляется одним махом, а «списывается» [5, c.59] в течение срока, примерно соответствующего продолжительности его экономической жизни. Следовательно, человеческий и физический капитал различаются скорее распределением амортизационных отчислений во времени, а не их
наличием или отсутствием.
Функционируя подобно физическому, человеческий капитал имеет некоторые фундаментальные отличия, главное из которых заключается в его неотделимости от личности своего носителя. Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную формы. Центральное место в теории человеческого капитала Г. Беккера принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Нормы отдачи могут быть как индивидуальными - вложений сточки зрения отдельных инвесторов, так и социальными - измеряющими эффективность с позиции всего общества.
Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании.
Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объёма инвестиций, тогда как в случае иных активов уменьшается мало или вообще не меняется.
Поэтому стратегия рациональных семей будет такова: сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него значительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключатся на инвестирование в них, с тем чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство.
В инновационном процессе исключительную роль играют творческие способности человека, его интеллект, смекалка, умение находить нетрадиционные решения сложных проблем. В то же время для решения экономических, научных, художественных, технических и социальных проблем нужны обширные знания, отлаженная система информации, творческое взаимодействие инноваторов. То есть человеческие способности выступают основным капиталом любого предприятия. Именно в творческой деятельности в «чистом виде» проявляется исходная роль человеческого капитала и инструментальное, подсобное значение приборов, техники, зданий и сооружений, т.е. всех материальных условий труда.
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория экономики стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал». Человеческий капитал - явление сложное, многообразное, изменяющееся. Исследователи человеческого капитала акцентируют внимание на разных его аспектах, что обусловливает разницу подходов в определении его сущности и содержания. Первооткрыватели человеческого капитала, как было сказано выше, как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в
особую форму капитала. Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующее определение: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. «Экономическая способность - пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на
производительность всех других вложений». Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала: «По существу, - отмечает Л. Туроу, - потребление, производство и инвестирование представляют собой совместные продукты деятельности человека по поддержанию жизни». Аналогии с капитализацией материальных активов позволяли преодолеть недоверие к непривычному понятию «человеческий капитал». И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый «фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала». Однако, человеческие способности как капитальное благо существенно отличны от физических свойств машин. «Аналогии между человеческим капиталом и физическим интересны и волнующи, - замечает Л. Туроу. - однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал». Ф. Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. «... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал. [6]
Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. «Человеческий капитал, - пишут они, - представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике..., адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства». В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
1) потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;
2) целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;
3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
4) увеличение доходов
мотивирует работника делать
дополнительные вложения в
Анализ содержания и условий
капитализации человеческого
Необходимо только дополнить, что использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства. Требует уточнения и возможность капитализации мотиваций работников. Речь должна идти об уровне культуры и нравственности работника, которые формируют его репутацию и ответственное поведение, как важный вид человеческого капитала.
Можно выделить следующие основные элементы индивидуального человеческого капитала:
1) знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность;
2) способности – умение успешно выполнять какую-либо деятельность. Различают следующие уровни развития способностей: отсутствие способности (нулевой уровень), частичные способности, средние способности, талант, гений;
3) опыт или навыки действия, мастерство выполнения конкретных трудовых операций длительное время;
4) культура – принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;
5) мотивация – направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами.
Именно данные качества личности
выступают основой для базовой классификации
видов индивидуального человеческого
капитала, включая капитал здоровья, культурно-нравственный
капитал, трудовой капитал, организационно-
Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные положения теории человеческого капитала, его сущность, и было определено место человека в системе экономической деятельности. Также рассмотрены теории основоположников концепции человеческого капитала Т.Шульца и Г.Беккера. Было дано определение понятию “человеческий капитал” как экономической категории и выделены основные элементы индивидуального человеческого капитала.
Информация о работе Основные виды инвестиций в человеческий капитал