Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что и мировая, и отечественная экономика переживают системные кризисные явления, находятся в поиске новых форм экономической жизни, адекватных материальным потребностям семи миллиардов населения планеты, по крайней мере с точки зрения его обеспечения ресурсами. Рациональный подход к проблеме традиционно и неразрешимо сталкивает экономическую эффективность и социальную справедливость, возможности и интересы.
В этих условиях перед Россией стоит задача выживания и развития, решение которой предполагается на путях модернизации нашей экономики, ее превращения из ресурсной в высокотехнологичную. Следует подчеркнуть, что пока речь идет о модернизации как технологической задаче, без учета характера производственных сил и производственных отношений в целом. Такое обособление технологического аспекта представляется недостаточным без анализа и проектирования изменений в главном — в человеческом факторе, в субъекте экономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА – ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ…………………………………………………………….….…6
Место человека в системе экономической деятельности………………..6
Истоки и основные положения теории человеческого капитала………..8
Сущность человеческого капитала как экономической категории…….14
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………………………..18
“Мутации” экономики и человеческий капитал………………………....18
2.2 Моделирование человеческого капитала модернизации…………….....23
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…………………………..27
3.1 Основные виды инвестиций в человеческий капитал…………………...27
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
Склонность к стяжательству,
которую осуждал еще
В этих условиях задачей не только экономистов, но всех гуманитариев России является выявление тенденций развития “человека денежного” как доминантного “идеального” типа современного “человеческого капитала”, выработка предложений по созиданию новой экономической культуры, формирующей условия для его трансформации в нового экономического человека, который, опираясь на кульрурно-исторические традиции отечественного хозяйствования, критически переосмысливая опыт Запада и переболев гламурными искушениями, способен обеспечить не только выживание, но и социально-экономическое развитие России.
Итак, модернизация выводит на новую постановку главнейшей проблемы – природы Человека, его экономических возможностей, по-своему ставит вопрос о воспитании нового экономического Человека как субъекта новой экономической деятельности, человека – уже не “капитала”, а высоконравственной работящей личности. Именно модернизация человеческого капитала есть главное условие экономической модернизации. [5 Стр. 33]
В данной главе было рассмотрено, как концепция “человеческого капитала” находит отражение в экономике современной России. В связи с так называемыми “мутациями”, возникает проблема именуемая дерационализацией. Была рассмотрена постановка главнейшей проблемы – природы Человека, его экономических возможностей.
3. ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
3.1 Основные виды инвестиций в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал приобрели наибольшую актуальность в период перехода мировой экономики к постиндустриальному этапу развития, т.к. они открывают перспективу для инвестора получить трудовой ресурс нового качества, без которого невозможно современное развитие. Инвестиции в человеческий капитал снимают социальную напряженность в обществе, т.к. работник, в развитие которого вложены инвестиции, получает перспективу получения достойной заработной платы. Поэтому инвестиции в трудовой ресурс сочетают интересы работодателя и работника и являются необходимым условием развития экономики в постиндустриальный период.
Зарубежные экономисты разработали несколько подходов к определению видов инвестиций в человеческий капитал. Г. Беккер [14], Д. Минцер [7], Л. Туроу [11], Т. Шульц [15] с некоторыми оттенками рассматривают эти инвестиции, как вложения в формирование и развитие созидательных способностей трудового ресурса.
Их подход определяет следующие
виды инвестиций:
а) расходы на образование, которые подразделяются
по подвидам:
- общее и техническое образование;
- формальное и неформальное образование;
- подготовка и переподготовка в процессе
производства.
б) расходы на здравоохранение:
- профилактика заболеваний;
- медицинские услуги;
- медицинские исследования;
- диетическое питание;
- улучшение жилищных условий.
в) расходы на оптимизацию миграции трудовых
ресурсов:
- информация о состоянии экономики в различных
сферах и местностях;
- перемещение работников на рабочие места
с лучшей производительностью труда и
благоприятными условиями вознаграждения
за труд.
Дж. Кендрик [13] выделяет инвестиции:
- претворенные в работниках;
- непретворенные в работниках.
Оба вида он подразделяет на подвиды:
- вещественные;
- невещественные.
Невещественный капитал не имеет материального выражения, но он повышает качество и продуктивность вещественного капитала. К вещественному капиталу, претворенному в работниках, Кендрик относит затраты на воспитание детей до 14-летнего возраста (кроме их образования), а к невещественному – расходы на образование, здравоохранение, оптимизацию миграции работника и специальную подготовку. Расходы на образование, здравоохранение, оптимизацию миграции Кендрик рассматривает аналогично Беккеру, Минцеру, Туроу и Шульцу. Специальная подготовка работника включает:
-улучшение физического и морально-этического состояния;
-формирование корпоративной приверженности работника (совпадение целей работника и предприятия, стремление не прерывать работу на предприятии даже в кризисных ситуациях, готовность пожертвовать собственными интересами, если этого требуют корпоративные интересы). Для достижения этого качества работника его зарплата ставится в прямую зависимость от результатов деятельности предприятия. При эффективной работе предприятия система стимулирования труда включает материальные поощрения, адресные социальные доплаты, льготное кредитование, повышение уровня образованности. К вещественному капиталу, не воплощенному в работниках, относятся материальные активы производства (основные средства, складские запасы материальных ценностей), а к невещественному – затраты на приобретение знаний, воплощенных в инновационных товарах, средствах производства и технологиях, т.е. в прошлом труде.
Эффективность инвестиций в трудовой ресурс зависит от окупаемости их в будущем и от приобретения работниками тех качеств, которые необходимы предприятию в условиях постиндустриальной экономики.
Источниками инвестирования в человеческий капитал являются предприниматели и работники. На общую подготовку затраты несут работники, они же получают доходы в зависимости от общей подготовки. Затраты на специальную подготовку несут предприниматели, они же получают прибыль, размер которой зависит от уровня специальной подготовки работников.
Опыт США показывает, что инвестиции в человеческий капитал на 25% выгоднее, чем привлечение в компанию подготовленного работника, окупаемость и рентабельность этих инвестиций достаточно высоки и, соответственно, степень риска низкая. По мере развития рыночной экономики понимание необходимости и доходности инвестиций в человеческий капитал постепенно приходит и к российским предпринимателям. [16 стр. 90]
В данной главе были рассмотрены, непосредственно, инвестиции в человеческий капитал, были перечислены основные виды инвестиций и сточники инвестирования.
Заключение
Говоря о человеческом капитале, можно утверждать, что это выражение, теоретический концепт, абстракция, характеризует человека как необходимую деталь Машины капиталистического производства. По своей сути Человек не предназначен быть “капиталом”, он может создавать его (например, в форме прибавочной стоимости), и не может быть сведен к этому качеству, что хорошо понимали создатели Homo economicus политической экономии — в частности, А. Смит и К. Маркс. (Такое понимание человека диктовалось задачами их исследований и поэтому было вполне оправданным).
В этой связи обращаем внимание на три обстоятельства. Первое. Человек – существо не экономическое по своей сути, его экономическая деятельность должна рассматриваться в социокультурном контексте. Второе. При всей важности роли человека как производителя материальных благ, не менее важна его роль как их потребителя, во всяком случае, потребительская мотивация всегда сильнее производительной. Третье. В обоих этих качествах, пусть и в разной мере, акцент делается на рациональность человеческого поведения “Homo economicus”. Четвертое. Тематика моделей человека в экономической теории достаточно известна и проработана, но в этих моделях человек как “капитал” прямо не рассматривается.
Человек – не капитал, а личность (одновременно) выполняющая разные социальные роли, одной из важнейших является экономическая. Сведение личности к ее экономической составляющей, особенно в ее классической форме, есть унижение достоинства человека, ибо предполагает, что человек выступает не целью, а средством обогащения (другого) человека, что сейчас можно рассматривать как нарушение прав и свобод человека, прописанных во “Всеобщей декларации прав человека”. Гуманитарная современная экономическая теория должна отказаться от понятия “человеческий капитал”; целесообразно заменить его концептом “человеческий фактор экономики”. Он выступает как экономическая форма реализации производительных сил субъекта хозяйствования, обусловленная не только экономическим, но и широким социокультурным контекстом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахиезер, Р. Проблемы государственной власти в России // Рубежи – 1995 - №6 – С.79.
2. Блауг М. Методология
экономической науки. НП «
3. Белоусов, В.М. К вопросу
о глобализации альтернативах
для России // Россия в глобализирующейся
мировой экономике. – Ростов-н/
4. Васильев П.П. Концепция человеческого капитала как методологическая основа социальной политики / Экономические основы социальной политики. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2005.
5. Евграфова О.В. Проблематика человеческого капитала в социокультурном дискурсе : препринт / Евграфова О.В. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2013 – 60 с.
6. Капелюшников Р.И.. Экономический
подход Гэри Беккера к
7. Минсер Джейкоб/ Progress in Human Capital Analysis of the Distribution of Earnings, 1974
8. Милль Дж. С. Основы политической экономии: Т. 1 – М.: Прогресс, 1980 - С. 139.
9. Погребинский, В. А. “Новое направление” как школа российского институциализма // Экономический журнал. – 2001 - №1 – С.176
10. Смит А. Исследование
о природе и причинах
11. Лестер Карл Туроу / The Future of Capitalism: How Today’s Economic Forces Shape Tomorrow’s World, 1996
12. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В.Т., Сошников И.В., Романчин В.И., Скоблякова И.В.; под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. – М.: Машиностроение-1,Орел: ОрелГТУ, 2005. – 513 с.
13. «Креативная экономика» № 12 (60) за 2011 год, cтр. 90. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние.
14. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y.:Columbia University Press for NBER, 1964.
15. Schultz T.W. The Economic Value of Education. New York: Colambia University Press. 1963.
Информация о работе Основные виды инвестиций в человеческий капитал