Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования и использования государственного бюджета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность государственного бюджета как экономической категории,
- рассмотреть структуру государственного бюджета,
- рассмотреть функции государственного бюджета,
- выявить источники формирования государственного бюджета,
- определить налоговые поступления и государственные займы,
Введение 3
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 5
Определение сущности государственного бюджета как экономической категории 5
Структура государственного бюджета 9
Функции государственного бюджета 15
2. Источники формирования государственного бюджета 17
2.1 Налоговые поступления и государственные займы 19
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов 25
3. Пути использования государственного бюджета 26
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Федеральная таможенная служба Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
студентки ____Асмус Софии Станиславовны _____________________
группа _______________________256____
факультета _______________Экономический __________________________
на тему: Особенности формирования и использования государственного бюджета в России.
Научный руководитель:
А.С.Смирнов, к.э.н., доцент
Санкт-Петербург 2011
Содержание
Введение 3
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 5
2. Источники формирования государственного бюджета 17
2.1 Налоговые поступления и государственные займы 19
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов 25
3. Пути использования
государственного бюджета
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Введение
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.
Прежде всего, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет может быть выделен в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения [15, с.6-7].
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью исследования является изучение особенностей формирования и использования государственного бюджета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность государственного бюджета как экономической категории,
- рассмотреть структуру государственного бюджета,
- рассмотреть функции государственного бюджета,
- выявить источники формирования государственного бюджета,
- определить налоговые поступления и государственные займы,
- определить неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов,
- рассмотреть пути использования государственного бюджета.
Предметом исследования является государственный бюджет Российской Федерации.
Теоретической и методологической базой исследования являются законодательные и нормативные документы, монографии ведущих экономистов, учебники и учебные пособия, статистические данные, интернет-источники.
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин, в котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годе и предложения на будущий. Сейчас под понятием бюджета подразумевается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления – исходя из определения Бюджетного Кодекса РФ.
В качестве более точного определения,
согласно которому в моей работе будет
раскрываться содержание понятия «государственный
бюджет», я приведу следующее: «Государственный
бюджет представляет собой не только бюджет
центрального федерального правительства,
но и совокупность бюджетов всех уровней
государственных и административно-
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики [12, с.14-17].
Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.
Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):
1) это экономические отношения;
2) они всегда носят денежный характер;
3) характер этих отношений
4) они связаны с образованием
и использованием фондов
В условиях перехода к новым экономическим отношениям бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуются система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.
С помощью государственного бюджета органы власти получают финансовые ресурсы для выполнения возложенных на них функций [10, с.11].
Государственный бюджет, являясь эффективным регулятором экономики, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, определяет налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присущи денежная форма и основные функции финансов.
Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды [1, с.62-64].
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций [3, с.44].
По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития [4, стр.57].
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план [4, с.59-62].
1.2 Структура государственного бюджета
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней:
Рисунок 1 Бюджетная система РФ
первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местные бюджеты.
Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Они предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Информация о работе Особенности формирования и использования государственного бюджета в России