Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования и использования государственного бюджета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность государственного бюджета как экономической категории,
- рассмотреть структуру государственного бюджета,
- рассмотреть функции государственного бюджета,
- выявить источники формирования государственного бюджета,
- определить налоговые поступления и государственные займы,
Введение 3
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 5
Определение сущности государственного бюджета как экономической категории 5
Структура государственного бюджета 9
Функции государственного бюджета 15
2. Источники формирования государственного бюджета 17
2.1 Налоговые поступления и государственные займы 19
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов 25
3. Пути использования государственного бюджета 26
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Таблица 4 - Структура расходов федерального бюджета 2006-2010 гг.
Виды расходов |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего расходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Межбюджетные трансферты |
35 |
31,7 |
35,3 |
37,2 |
40,9 |
Национальная оборона |
15,9 |
13,9 |
13,7 |
17,1 |
12,6 |
Общегосударственные вопросы |
12,8 |
13,6 |
13,5 |
12,3 |
12,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
12,4 |
11,6 |
11,1 |
10,4 |
10,7 |
Национальная экономика |
8,1 |
11,1 |
11 |
8,8 |
8,8 |
Прочие расходы |
15,8 |
18 |
15,3 |
14,2 |
14,9 |
Из таблицы видим, что наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета занимает межбюджетное финансирование социальных и экономических программ регионов России. Сократилась доля расходов на национальную оборону и безопасность, что подтверждает направленность российского бюджета на подъем жизненного уровня населения.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
- получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
- безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет [4, стр. 70-75].
Основные задачи в области государственных расходов:
- сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- снизить расходы на содержание государственного аппарата;
- продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
- повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
- снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
- усилить контроль за использованием бюджетных средств;
- обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.
Рисунок 2. Укрепленная модель формирования и использования госбюджета.
Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов, а также классифицируются по ряду признаков – целевому, ведомственному, территориальному, предметному, функциональному.
Таким образом, госбюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованной литературы:
Информация о работе Особенности формирования и использования государственного бюджета в России