Особенности формирования и использования государственного бюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей формирования и использования государственного бюджета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность государственного бюджета как экономической категории,
- рассмотреть структуру государственного бюджета,
- рассмотреть функции государственного бюджета,
- выявить источники формирования государственного бюджета,
- определить налоговые поступления и государственные займы,

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 5
Определение сущности государственного бюджета как экономической категории 5
Структура государственного бюджета 9
Функции государственного бюджета 15
2. Источники формирования государственного бюджета 17
2.1 Налоговые поступления и государственные займы 19
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов 25
3. Пути использования государственного бюджета 26
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа С.В..doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств.  В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

Государственные внебюджетные фонды – это средства Федерального правительства, связанных с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования его средств.

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Состав расходов бюджета территорий имеет отличительные особенности от федерального бюджета: среди них нет расходов на национальную оборону, обеспечение безопасности государства, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов.

Определяющее направление деятельности местных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством, с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за  
предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты — один из  главных  каналов  доведения  до  населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами  населения.  Из  этих  бюджетов  в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы,  в первую очередь местной и пищевой промышленности,  коммунального  хозяйства, объем  продукции  и  услуги  которых  также  являются  важным  компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [1, с.20-23].

      Главным  направлением использования средств  местных  бюджетов  являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы  на  социально-культурные мероприятия, составляющие более  половины  всех  расходов,  и  на жилищно-коммунальное хозяйство  —  примерно  треть  всех  расходов.  Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации  на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%,  на образование — 67%  (на  дошкольное  воспитание  —  83%,  начальное  и  общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру —  55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.

      Роль местных  бюджетов в финансировании  отраслей  народного  хозяйства скромнее.  Тем  не  менее,  в  общебюджетных  расходах  на   промышленность, энергетику  и  строительство  средства  местных  бюджетов   составляют   8%, сельского хозяйства и рыболовства — 19%,  транспорта,  дорожного  хозяйства, связи — 40%. В подтверждение данных положений привожу местный бюджет Уссурийского муниципального образования.

Таблица 1 – Бюджет Уссурийского муниципального образования на 2010 год (тыс.руб.)

Виды доходов

Сумма

Виды расходов

Сумма

Межбюджетные трансферты

453206,04

1.Общегосударственные вопросы

273168,16

Налог на доходы физических лиц

775000,0

2.Национальная оборона

166,1

ЕНВД

185000,0

3.Национальная безопасность и  правоохранительная деятельность

52909,78

Единый сельхоз налог

1216,0

4.Национальная экономика

30538,0

Налог на имущество физических лиц

31500,0

5.Жилищно-коммунальное хозяйство

389452,64

Земельный налог

111400,0

    в том числе капитальное строительство

35500

Госпошлина

23000,0

6.Охрана окружающей среды 

12195,00

доходы от использования муниципального имущества

158854,0

    в том числе капитальное строительство

 

Доходы от компенсации затрат

53181,0

7.Образование

890386,3

Штрафные санкции

32000,0

    в том числе капитальное строительство

15000,0

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

15000,0

8.Культура, кинематография и средства массовой информации

116600,78

Продажа имущества

110000,0

    в том числе капитальное строительство

 

Продажа земли

30000,0

9.Здравоохранение и физическая  культура

283543,41

Прочие неналоговые

2000,0

    в том числе капитальное строительство

29000,0

   

Физическая культура

24732,00

   

10.Социальная политика

13679,87

Итого доходов

1981357,04

Итого расходов

2062640,04

Дефицит

-81283,0

   

Данные таблицы показывают, что большую часть местного бюджета составляют налоговые поступления(65%) и межбюджетное финансирование (22%). Основными статьями расходов являются образование, жилищно-коммунальное хозяйство.

 

1.3 Основные функции государственного бюджета

Основные функции государственного бюджета следующие:

1. Образование бюджетного фонда - доходы бюджета.

2. Использование бюджетного фонда - расходы бюджета.

3. Контроль за образованием и  использованием бюджетных фондов.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они включают: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег [8, стр.12-15].

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем, бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля [2, с.30-34].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями.

И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в наше стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

  • преодоление последствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
  • стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
  • осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
  • минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
  • снижение платежей, сокращение ненадежных форм расчетов.
  • полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов [4, с.41-43].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники формирования  государственного бюджета

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Информация о работе Особенности формирования и использования государственного бюджета в России