Особенности формирования и использования государственного бюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей формирования и использования государственного бюджета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность государственного бюджета как экономической категории,
- рассмотреть структуру государственного бюджета,
- рассмотреть функции государственного бюджета,
- выявить источники формирования государственного бюджета,
- определить налоговые поступления и государственные займы,

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 5
Определение сущности государственного бюджета как экономической категории 5
Структура государственного бюджета 9
Функции государственного бюджета 15
2. Источники формирования государственного бюджета 17
2.1 Налоговые поступления и государственные займы 19
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов 25
3. Пути использования государственного бюджета 26
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая работа С.В..doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Доходы государственного бюджета поступают из трех источников:

- налоговые поступления (федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также штрафы  и пени);

- неналоговые поступления;

- доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Таблица 2 - Структура доходов федерального бюджета 2006-2010 гг.

                                                                     (в % от общей суммы доходов)

Виды доходов 

2006

2007

2008

2009

2010

Всего доходов

100

100

100

100

100

Доходы от внешнеэкономической деятельности

36,7

31

38,6

36,6

38,9

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ

17,8

19,3

17,7

17,1

17,4

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

16,2

14,9

12,6

13,7

17,0

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

9,6

11,5

12,1

12,2

14,4

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

8,1

8,2

8,2

6,9

5,1

Прочие

11,5

15,1

10,8

13,4

7,2


 

Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые поступления (от 43,6% в 2006 году до 48,8% в 2010 году). Причем в динамике удельный вес налоговых поступлений возрос. Среди налоговых поступлений возросла доля налоговых пошлин на импортируемые товары. Велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности, причем наблюдается тенденция к увеличению. Сокращается доля доходов от использования государственного имущества. Структура доходов подтверждает рыночный курс Российской экономики [9, с. 26-27].

2.1 Налоговые поступления и государственные займы

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже [16, с.78-79].

Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

  • подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);
  • налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;
  • налоги на имущество и наследство;
  • налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на игорный бизнес;
  • налог на покупку иностранных денежных знаков;
  • лицензионных и регистрационных сборов;
  • налога на операции с ценными бумагами;
  • платежей за использование недрами и земельного налога;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;

- НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

- акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, водку  и ликероводочные изделия, спиртосодержащие  растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

- акцизов на остальные  товары, производимые на территории  РФ, за исключением акцизов на  нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;

- автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

- лицензионных и регистрационных  сборов - в соответствии с действующим  законодательством;

- подоходного налога с  физических лиц - в размере 100 процентов  доходов;

- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

- платежей за пользование  природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

- платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

- лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

- платы за пользование  водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

- налога с розничных  продаж - в размере 100 процентов доходов;

- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством[3, с. 40-43].

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;

2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;

3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;

4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода

Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Государственные займы классифицируются:

- по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

- в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

- в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

- в зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

- по характеру выплачиваемого  долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

Существуют два пути получения государственных займов:

- государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

- кредиты, полученные у  центрального банка и других кредитных учреждений [11, с. 34-37].

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

Информация о работе Особенности формирования и использования государственного бюджета в России