Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования и использования государственного бюджета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность государственного бюджета как экономической категории,
- рассмотреть структуру государственного бюджета,
- рассмотреть функции государственного бюджета,
- выявить источники формирования государственного бюджета,
- определить налоговые поступления и государственные займы,
Введение 3
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 5
Определение сущности государственного бюджета как экономической категории 5
Структура государственного бюджета 9
Функции государственного бюджета 15
2. Источники формирования государственного бюджета 17
2.1 Налоговые поступления и государственные займы 19
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов 25
3. Пути использования государственного бюджета 26
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).
Доходы государственного бюджета поступают из трех источников:
- налоговые поступления (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
- неналоговые поступления;
- доходы целевых бюджетных
Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.
Таблица 2 - Структура доходов федерального бюджета 2006-2010 гг.
Виды доходов |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего доходов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
36,7 |
31 |
38,6 |
36,6 |
38,9 |
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ |
17,8 |
19,3 |
17,7 |
17,1 |
17,4 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
16,2 |
14,9 |
12,6 |
13,7 |
17,0 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
9,6 |
11,5 |
12,1 |
12,2 |
14,4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
8,1 |
8,2 |
8,2 |
6,9 |
5,1 |
Прочие |
11,5 |
15,1 |
10,8 |
13,4 |
7,2 |
Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые поступления (от 43,6% в 2006 году до 48,8% в 2010 году). Причем в динамике удельный вес налоговых поступлений возрос. Среди налоговых поступлений возросла доля налоговых пошлин на импортируемые товары. Велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности, причем наблюдается тенденция к увеличению. Сокращается доля доходов от использования государственного имущества. Структура доходов подтверждает рыночный курс Российской экономики [9, с. 26-27].
2.1 Налоговые поступления и государственные займы
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже [16, с.78-79].
Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:
Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;
- НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
- акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин;
- автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
- лицензионных и
- подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
- платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;
- платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;
- лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
- платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
- налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством[3, с. 40-43].
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.
К ним относятся:
1. Отчисления от федеральных и региональных налогов;
2. Средства фондов финансовой поддержки регионов;
3. Дотации, субвенции, субсидии из вышестоящих бюджетов;
4. Средства, полученные из вышестоящего бюджета в порядке взаимных расчетов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части этого дохода
Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.
Благодаря этому выделение средств субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.
Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Государственные займы классифицируются:
- по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;
- в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;
- в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
- в зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
- по характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются ценные краткосрочные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.
Существуют два пути получения государственных займов:
- государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;
- кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений [11, с. 34-37].
Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.
Информация о работе Особенности формирования и использования государственного бюджета в России