Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 08:29, курсовая работа
Переход от одной экономической системы к другой — не прогулка по Невскому проспекту. Такого рода переходы, если они формационного типа (а именно таков характер реформирования российской экономики), полны явных и скрытых противоречий и сопровождаются крутым противоборством общественных сил, острыми идеологическими, да и не только идеологическими, столкновениями. Противоречия не являются только результатом огрехов в поведении, в том числе хозяйственном, людей, их ошибок в выборе решений в тех или иных ситуациях в области производства товаров и услуг, торговли, финансовых операций, потребления.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование рыночной экономики в России……………………...5
1.1 Реформа отношений собственности в России………………………5
1.2 Результаты приватизации…………………………………………….8
2. Государство в переходной экономике России……………………….15
2.1 Финансовая стабилизация в переходной экономике……………….15
2.2 Рост бартерных сделок в переходный период………………………20
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………
Наряду с проведением в послекризисный период весьма жесткой денежной политики ослабление импортируемой инфляции повлекло за собой снижение роста цен до верхнего уровня финансовой стабилизации (в 1999 г. потребительские цены выросли на 36,5%).
Когда российские реформаторы приступили в начале 1992 г. к финансовой стабилизации, мало кто ожидал, что эта задача окажется столь трудной и потребует столь продолжительного времени. Российское правительство ориентировалось тогда на опыт Польши (страны со схожими уровнем и отраслевой структурой экономики), которой менее чем за год удалось подавить высокую инфляцию, а еще через два года возобновить устойчивый экономический рост.
В России, однако, достижение финансовой стабилизации растянулось почти на десятилетие, потребовало неизмеримо больших усилий и сопровождалось огромными жертвами (падение реальных доходов и потребления, социальные стрессы и т.д.).[1]
Причины заключаются в следующем:
Во-первых, в России к началу финансовой стабилизации отсутствовали некоторые условия ее быстрого и успешного проведения (рыночное поведение экономических агентов, современная банковская система, сформировавшийся фондовый рынок и т.д.).[1]
Во-вторых, в России сложились такие огромные структурные диспропорции, каких не было ни в одной из стран Центральной Европы (всего лишь треть производственного потенциала могла быть использована для выпуска потребительских товаров, до 40% промышленной продукции давал ВПК и т.д.). Эти структурные перекосы не могли быть устранены за короткое время (коренная перестройка отраслевой структуры экономики может быть проведена, по меньшей мере, за 20-25 лет). Сохранение же указанных диспропорций требовало значительных государственных дотаций убыточным отраслям, а следовательно, поддерживало высокий дефицит госбюджета, являющийся мощным генератором инфляции.[2]
В-третьих, одним из факторов сохранения инфляции является специфическая для нашей страны необходимость государственного финансирования промышленности и социальной сферы российских территорий Крайнего Севера, что влечет за собой значительную денежную эмиссию — еще один порождающий инфляцию фактор.
В-четвертых, в России в отличие от стран Центральной Европы не сложился национальный консенсус по поводу перехода к рыночной экономике, поэтому непопулярные сами по себе меры антиинфляционной политики приходилось проводить в условиях повышенной социальной конфликтности, что обусловило непоследовательность действий правительства, чередование периодов жесткой и мягкой денежной политики, в результате чего затягивалось достижение финансовой стабилизации.[3]
2.2 Рост бартерных сделок в переходный период
Одна из главных особенностей российского переходного периода состоит в сравнительно невысоком уровне монетизации возникающих рыночных связей и прежде всего в бурном росте сделок, основанных на обмене товара на товар. Цель данной статьи - объяснить, каким образом в рамках переходных процессов российские предприятия разработали и развили механизм выживания, посредством которого удалось обойти финансовые трудности, возникшие после приватизации. Представляется, что бартер и стал основой этого механизма. По сути дела, приватизируемая экономика России в значительной мере перестала функционировать как денежная.
Главное отличие между бартером и нормальным рыночным механизмом состоит в том, что при бартере обмен происходит в физической форме, без необходимости использовать денежные отношения. То или иное число единиц различных продуктов прямо обменивается на определенное количество других продуктов с целью их потребления или последующего обмена на желаемые продукты. В последнем случае физические сделки по бартеру как бы заменяют деньги, позволяя получить количественное соизмерение товаров путем прямого обмена.
Кроме того, если в нормальных рыночных сделках преобладают отношения общеинституированного обмена, то бартерные сделки основаны на взаимном доверии и, стало быть, нуждаются в специальных институтах, которые могли бы побудить экономических субъектов выполнять неформальные соглашения, основанные на доверии и на принципе "услуга за услугу".
Существуют различные виды бартера. Он бывает прямым (двусторонним) или опосредованным (многосторонним). В первом случае речь идет о сделке между двумя предприятиями, во втором - участие в ней принимают многие посредники. Сделка может совершаться исключительно в виде обмена физическими продуктами или же в ней частично (на каком-то этапе или в какой-то сфере) вступают в действие денежные отношения. Речь идет соответственно о "чистом" (безусловном) бартере, или о бартере смешанном ("условном"). Смешанный чаще всего имеет место в рамках многостороннего обмена, при котором конечная цель операции состоит в том, чтобы все-таки получить наличные деньги.
Прямой бартер совершается в рамках формулы "товар за товар", когда сделка является двусторонней и завершается приобретением каждой из сторон того продукта, в котором она нуждается. При опосредованном (многостороннем) бартере исходная операция предполагает последующие сделки с участием новых экономических субъектов. Они продолжаются до того момента, когда каждый из этих субъектов получит искомый продукт, что и будет означать успешное завершение операции обмена. Такого рода операции увеличивают издержки обмена, как в смысле потери времени, так и изрядной доли прибыли.
Эволюция и масштабы бартера. Бартер стал характерной чертой российской экономики с 1992 г., и в 1992-1998 гг. его доля в экономических сделках непрерывно росла (табл. 2.2.1), достигнув 54% в августе 1998 г. (высшая точка кривой). С 1999 г. удельный вес бартерных сделок начинает снижаться -до 46% в январе 1999 г. и 21% в августе 2000 г.[1]
Из общего числа предприятий России лишь 9% не прибегали к бартерным операциям. Из оставшихся четверть использовала бартер менее чем в 30% коммерческих сделок, треть - от 30 до 70% и еще четверть - более чем в 70% сделок.
Статистика показывает, что чаще в бартерные отношения вступают крупные предприятия. По-видимому, для использования бартера необходимы определенные размеры производства. Кроме того, крупные предприятия менее склонны к риску, чем малые (а бартерные сделки считаются в России более надежными, чем денежные). По мере того как экономическая ситуация становилась все более шаткой использование бартерных сделок в целом росло, особенно у крупных предприятий.
При этом преобладал "чистый" бартер. Его доля поднялась с 53% (от общего числа бартерных сделок) в январе 1995 г. до 64% к январю 1997 г. Если дифференцировать предприятия по частоте использования бартера, то нетрудно заметить, что чем чаще предприятие прибегает к бартерным сделкам, тем выше в них доля "чистого" бартера. Кроме того, в 90-е годы наблюдался и общий рост сделок этого типа. Как явствует, в 1995-1997 гг. они составляли 36% общего числа бартерных сделок у предприятий с незначительным (до 5%) удельным весом этих сделок; 49-55 -у тех, где данный показатель составлял примерно половину (группа 3), и 73-84% - у тех, где он устойчиво превышал 50%.[1]
Причины распространения бартера. Мотивы использования бартера, приводимые предприятиями, сводятся к пяти основным.
1. Нехватка оборотного капитала или слишком высокие проценты; отсутствие (недостаток) ликвидности. В конце 1994 г. этот мотив фигурировал как основной в 47% ответов; в начале 1998 г. его приводит уже 61% опрошенных предприятий. А ведь от способности заключать именно денежные сделки зависит доступ предприятий к необходимой им продукции, а невозможность доступа влечет за собой большие дополнительные издержки.
Так, сравнительно часто доступ к подобному рынку требует от директоров предприятий расходов на оборудование складов, транспортировку продуктов, на аренду площадей и помещений, необходимых для реализации их продукции или для хранения материалов, используемых в производстве.
хозяйственных сделок в России, %[1]
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1992 |
| 8 | 6 | 5 | 4 | 5 | 6 | 96 | 5 | 5 | 6 | 6 |
1993 | 7 | 7 | 6 | 8 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 11 | 11 |
1994 | 12 | 14 | 17 | 16 | 16 | 18 | 20 | 19 | 19 | 17 | 17 | 18 |
1995 | 19 | 20 | 18 | 17 | 17 | 22 | 21 | 23 | 25 | 25 | 24 | 26 |
1996 | 30 | 29 | 31 | 31 | 31 | 38 | 36 | 37 | 37 | 39 | 39 | 40 |
1997 | 38 | 41 | 40 | 45 | 46 | 42 | 45 | 43 | 42 | 39 | 45 | 47 |
1998 | 50 | 46 | 50 | 50 | 50 | 52 | 53 | 54 | 25 | 52 | 48 | 49 |
1999 | 46 | 46 | 47 | 43 | 43 | 36 | 38 | 36 | 24 | 34 | 34 | 36 |
2000 | 33 | 31 | 31 | 29 | 29 | 26 | 26 | 21 |
|
|
|
|
2. Желание сохранить или увеличить выпуск продукции. 39% опрошенных предприятий назвали это основным мотивом использования бартера в конце 1994 г. и 41% - в начале 1998 г. Именно бартер позволил избежать еще большего падения производства и, особенно, занятости вопреки финансовым ограничениям (главный фактор, определяющий уровень производства, согласно проведенным опросам). Хотя в принципе главная трудность бартерных операций связана с поиском подходящего партнера, в России она смягчена существованием бартерной сети. Ее удалось создать благодаря сохранению хозяйственных связей, сложившихся на предыдущем этапе. А чуть ли не всеобщая предрасположенность предприятий к бартеру из-за финансовых трудностей еще более облегчила встречу партнеров, готовых к бартерным отношениям.
3. Возможность с помощью бартера избежать уплаты налогов или уменьшить налогооблагаемую базу.
Правда, на это как главный мотив указывали 20% опрошенных директоров. Дело в том, что федеральное банковское законодательство обязывает предприятия осуществлять взаимные расчеты через банковскую систему. Банки же могут оказаться вынуждены передать государству средства предприятий-должников. У предприятий существуют и другие достаточно убедительные стимулы хранить свои средства вне банковской системы. А бартерные сделки дают для этого все возможности.
отрасли | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | средняя 1993-1997 |
Электроэнергетика | 4 | 13 | 19 | 35 | 46 | 23,4 |
Нефтедобыча | 10 | 17 | 20 | 32 | 33 | 22,4 |
Машиностроение | 12 | 18 | 23 | 35 | 41 | 43 |
Металлообработка | 14 | 32 | 27 | 47 | 56 | 45,2 |
Нефтехимия | 21 | 25 | 23 | 43 | 52 | 41 |
Производство стройматериалов | 11 | 24 | 35 | 48 | 59 | 44,2 |
Деревообрабатывающая | 12 | 21 | 18 | 35 | 46 | 33 |
Легкая | 8 | 20 | 22 | 40 | 42 | 33 |
Пищевая | 6 | 9 | 11 | 17 | 25 | 17 |
Другие | 8 | 11 | 16 | 24 | 27 | 21,5 |