Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Переход от одной экономической системы к другой — не прогулка по Невскому проспекту. Такого рода переходы, если они формационного типа (а именно таков характер реформирования российской экономики), полны явных и скрытых противоречий и сопровождаются крутым противоборством общественных сил, острыми идеологическими, да и не только идеологическими, столкновениями. Противоречия не являются только результатом огрехов в поведении, в том числе хозяйственном, людей, их ошибок в выборе решений в тех или иных ситуациях в области производства товаров и услуг, торговли, финансовых операций, потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование рыночной экономики в России……………………...5
1.1 Реформа отношений собственности в России………………………5
1.2 Результаты приватизации…………………………………………….8
2. Государство в переходной экономике России……………………….15
2.1 Финансовая стабилизация в переходной экономике……………….15
2.2 Рост бартерных сделок в переходный период………………………20
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

перех.эк.Россиии 1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с проведением в послекризисный период весьма жесткой денежной политики ослабление импортируемой инфляции повлекло за собой снижение роста цен до верхнего уровня финансовой стабилизации (в 1999 г. потребительские цены выросли на 36,5%).

Когда российские реформаторы приступили в начале 1992 г. к финансовой стабилизации, мало кто ожидал, что эта задача окажется столь трудной и потребует столь продолжительного времени. Российское правительство ориентировалось тогда на опыт Польши (страны со схожими уровнем и отраслевой структурой экономики), которой менее чем за год удалось подавить высокую инфляцию, а еще через два года возобновить устойчивый экономический рост.

В России, однако, достижение финансовой стабилизации растянулось почти на десятилетие, потребовало неизмеримо больших усилий и сопровождалось огромными жертвами (падение реальных доходов и потребления, социальные стрессы и т.д.).[1]

Причины заключаются в следующем:

Во-первых, в России к началу финансовой стабилизации отсутствовали некоторые условия ее быстрого и успешного проведения (рыночное поведение экономических агентов, современная банковская система, сформировавшийся фондовый рынок и т.д.).[1]

Во-вторых, в России сложились такие огромные структурные диспропорции, каких не было ни в одной из стран Центральной Европы (всего лишь треть производственного потенциала могла быть использована для выпуска потребительских товаров, до 40% промышленной продукции давал ВПК и т.д.). Эти структурные перекосы не могли быть устранены за короткое время (коренная перестройка отраслевой структуры экономики может быть проведена, по меньшей мере, за 20-25 лет). Сохранение же указанных диспропорций требовало значительных государственных дотаций убыточным отраслям, а следовательно, поддерживало высокий дефицит госбюджета, являющийся мощным генератором инфляции.[2]

В-третьих, одним из факторов сохранения инфляции является специфическая для нашей страны необходимость государственного финансирования промышленности и социальной сферы российских территорий Крайнего Севера, что влечет за собой значительную денежную эмиссию — еще один порождающий инфляцию фактор.

В-четвертых, в России в отличие от стран Центральной Европы не сложился национальный консенсус по поводу перехода к рыночной экономике, поэтому непопулярные сами по себе меры антиинфляционной политики приходилось проводить в условиях повышенной социальной конфликтности, что обусловило непоследовательность действий правительства, чередование периодов жесткой и мягкой денежной политики, в результате чего затягивалось достижение финансовой стабилизации.[3]

 

 

 

2.2 Рост бартерных сделок в переходный период

 

Одна из главных особенностей российского переходного периода состоит в сравнительно невысоком уровне монетизации возникающих рыночных связей и прежде всего в бурном росте сделок, основанных на обмене товара на товар. Цель данной статьи - объяснить, каким образом в рамках переходных процессов российские предприятия разработали и развили механизм выживания, посредством которого удалось обойти финансовые трудности, возникшие после приватизации. Представляется, что бартер и стал основой этого механизма. По сути дела, приватизируемая экономика России в значительной мере перестала функционировать как денежная.

Главное отличие между бартером и нормальным рыночным механизмом состоит в том, что при бартере обмен происходит в физической форме, без необходимости использовать денежные отношения. То или иное число единиц различных продуктов прямо обменивается на определенное количество других продуктов с целью их потребления или последующего обмена на желаемые продукты. В последнем случае физические сделки по бартеру как бы заменяют деньги, позволяя получить количественное соизмерение товаров путем прямого обмена.

Кроме того, если в нормальных рыночных сделках преобладают отношения общеинституированного обмена, то бартерные сделки основаны на взаимном доверии и, стало быть, нуждаются в специальных институтах, которые могли бы побудить экономических субъектов выполнять неформальные соглашения, основанные на доверии и на принципе "услуга за услугу".

Существуют различные виды бартера. Он бывает прямым (двусторонним) или опосредованным (многосторонним). В первом случае речь идет о сделке между двумя предприятиями, во втором - участие в ней принимают многие посредники. Сделка может совершаться исключительно в виде обмена физическими продуктами или же в ней частично (на каком-то этапе или в какой-то сфере) вступают в действие денежные отношения. Речь идет соответственно о "чистом" (безусловном) бартере, или о бартере смешанном ("условном"). Смешанный чаще всего имеет место в рамках многостороннего обмена, при котором конечная цель операции состоит в том, чтобы все-таки получить наличные деньги.

Прямой бартер совершается в рамках формулы "товар за товар", когда сделка является двусторонней и завершается приобретением каждой из сторон того продукта, в котором она нуждается. При опосредованном (многостороннем) бартере исходная операция предполагает последующие сделки с участием новых экономических субъектов. Они продолжаются до того момента, когда каждый из этих субъектов получит искомый продукт, что и будет означать успешное завершение операции обмена. Такого рода операции увеличивают издержки обмена, как в смысле потери времени, так и изрядной доли прибыли.

Эволюция и масштабы бартера. Бартер стал характерной чертой российской экономики с 1992 г., и в 1992-1998 гг. его доля в экономических сделках непрерывно росла (табл. 2.2.1), достигнув 54% в августе 1998 г. (высшая точка кривой). С 1999 г. удельный вес бартерных сделок начинает снижаться -до 46% в январе 1999 г. и 21% в августе 2000 г.[1]

Из общего числа предприятий России лишь 9% не прибегали к бартерным операциям. Из оставшихся четверть использовала бартер менее чем в 30% коммерческих сделок, треть - от 30 до 70% и еще четверть - более чем в 70% сделок.

Статистика показывает, что чаще в бартерные отношения вступают крупные предприятия. По-видимому, для использования бартера необходимы определенные размеры производства. Кроме того, крупные предприятия менее склонны к риску, чем малые (а бартерные сделки считаются в России более надежными, чем денежные). По мере того как экономическая ситуация становилась все более шаткой использование бартерных сделок в целом росло, особенно у крупных предприятий.

При этом преобладал "чистый" бартер. Его доля поднялась с 53% (от общего числа бартерных сделок) в январе 1995 г. до 64% к январю 1997 г. Если дифференцировать предприятия по частоте использования бартера, то нетрудно заметить, что чем чаще предприятие прибегает к бартерным сделкам, тем выше в них доля "чистого" бартера. Кроме того, в 90-е годы наблюдался и общий рост сделок этого типа. Как явствует, в 1995-1997 гг. они составляли 36% общего числа бартерных сделок у предприятий с незначительным (до 5%) удельным весом этих сделок; 49-55 -у тех, где данный показатель составлял примерно половину (группа 3), и 73-84% - у тех, где он устойчиво превышал 50%.[1]

Причины распространения бартера. Мотивы использования бартера, приводимые предприятиями, сводятся к пяти основным.

1. Нехватка оборотного капитала или слишком высокие проценты; отсутствие (недостаток) ликвидности. В конце 1994 г. этот мотив фигурировал как основной в 47% ответов; в начале 1998 г. его приводит уже 61% опрошенных предприятий. А ведь от способности заключать именно денежные сделки зависит доступ предприятий к необходимой им продукции, а невозможность доступа влечет за собой большие дополнительные издержки.

Так, сравнительно часто доступ к подобному рынку требует от директоров предприятий расходов на оборудование складов, транспортировку продуктов, на аренду площадей и помещений, необходимых для реализации их продукции или для хранения материалов, используемых в производстве.

 

 

Таблица 2.2.1

Изменение удельного веса бартера в общем, объеме

хозяйственных сделок в России, %[1]

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1992

 

8

6

5

4

5

6

96

5

5

6

6

1993

7

7

6

8

8

9

9

9

9

10

11

11

1994

12

14

17

16

16

18

20

19

19

17

17

18

1995

19

20

18

17

17

22

21

23

25

25

24

26

1996

30

29

31

31

31

38

36

37

37

39

39

40

1997

38

41

40

45

46

42

45

43

42

39

45

47

1998

50

46

50

50

50

52

53

54

25

52

48

49

1999

46

46

47

43

43

36

38

36

24

34

34

36

2000

33

31

31

29

29

26

26

21

 

 

 

 

 

2. Желание сохранить или увеличить выпуск продукции. 39% опрошенных предприятий назвали это основным мотивом использования бартера в конце 1994 г. и 41% - в начале 1998 г. Именно бартер позволил избежать еще большего падения производства и, особенно, занятости вопреки финансовым ограничениям (главный фактор, определяющий уровень производства, согласно проведенным опросам). Хотя в принципе главная трудность бартерных операций связана с поиском подходящего партнера, в России она смягчена существованием бартерной сети. Ее удалось создать благодаря сохранению хозяйственных связей, сложившихся на предыдущем этапе. А чуть ли не всеобщая предрасположенность предприятий к бартеру из-за финансовых трудностей еще более облегчила встречу партнеров, готовых к бартерным отношениям.

3. Возможность с помощью бартера избежать уплаты налогов или уменьшить налогооблагаемую базу.

Правда, на это как главный мотив указывали 20% опрошенных директоров. Дело в том, что федеральное банковское законодательство обязывает предприятия осуществлять взаимные расчеты через банковскую систему. Банки же могут оказаться вынуждены передать государству средства предприятий-должников. У предприятий существуют и другие достаточно убедительные стимулы хранить свои средства вне банковской системы. А бартерные сделки дают для этого все возможности.

Таблица 2.2.2

Количество бартерных сделок по отраслям[1]

отрасли

1993

1994

1995

1996

1997

средняя

1993-1997

Электроэнергетика

4

13

19

35

46

23,4

Нефтедобыча

10

17

20

32

33

22,4

Машиностроение

12

18

23

35

41

43

Металлообработка

14

32

27

47

56

45,2

Нефтехимия

21

25

23

43

52

41

Производство стройматериалов

11

24

35

48

59

44,2

Деревообрабатывающая

12

21

18

35

46

33

Легкая

8

20

22

40

42

33

Пищевая

6

9

11

17

25

17

Другие

8

11

16

24

27

21,5

Информация о работе Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономики России