Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности современной антикризисной денежно-кредитной политики в России.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономическая теория»
Тема: «Особенности кредитно-денежной политики российского правительства в условиях мирового финансового кризиса»
Выполнила:
студентка 1 курса, группы 09127, Финансы и кредит
Научный руководитель:
доцент кафедры, к.э.н., доцент
Новосибирск, 2010
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам научиться безболезненно и быстро выходить из них. Мировой финансовый кризис, отголоски которого слышны до сих пор, несомненно, повлиял на денежно-кредитную политику правительства нашей страны.
Проблема проведения кредитно-денежной политики в нашей стране является актуальной. Опыт России показал, что все меры, применяемые на Западе, не могут быть эффективными в условиях, когда реальная экономика в целом, и, прежде всего, её производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка.
В настоящее время экономика России, хоть уже и не в полной мере, находится в кризисной ситуации, для её преодоления необходимы решительные меры. Правительство Российской Федерации для смягчения кризиса широко использует кредитно-денежную политику. Оперируя денежно-кредитными инструментами, государство стремится сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Правительству во взаимодействии с Центральным банком воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Объектом курсовой работы является кредитно-денежная политика как элемент денежных отношений, предметом – особенности кредитно-денежной политики Правительства России в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.
Цель курсовой работы – выявить особенности современной антикризисной денежно-кредитной политики в России. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть теоретический аспект кредитно-денежной политики: охарактеризовать ее сущность, цель и задачи;
- определить инструменты реализации кредитно-денежной политики;
- охарактеризовать мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.;
- провести анализ денежно-
- осветить пути повышения
эффективности проведения
В курсовой работе использовались методы индукции, дедукции, сравнительного, логического, статистико-математического анализа.
Информационную базу исследования составили аналитические данные, опубликованные в научной литературе по денежному обращения, экономике, банковскому делу, денежно-кредитной политике, экспертные разработки и оценки ученых, журналы «Эксперт», «Эксперт Онлайн» и другие, а также официальные данные Центрального Банка Российской Федерации.
Работа состоит из 3 глав. Структура работы соответствует цели исследования.
1.1. Сущность кредитно-денежной политики
В XVIII в. А. Смит считал, что
экономика будет управлять
Существует три основных способа государственного воздействия на экономику:
Опыт показал, что ни одной стране мира, пытавшейся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики. В данной работе будет рассмотрена только денежно-кредитная политика государства.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Таким образом, возможные цели денежно-кредитной политики следующие:
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны1.
Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.
Денежно-кредитная политика
состоит в изменении денежного
предложения с целью
Денежное предложение характеризуется денежной массой и денежной базой. В целях характеристики данных понятий считаем целесообразным представить в приложении 1 денежные агрегаты.
Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обращении в национальном хозяйстве в наличной и безналичной формах. Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата M2. Определенный интерес в последнее время вызывает денежная база, величина которой представляет собой итог:
• суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих банков;
• средств в фонде обязательных резервов банков;
• остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБ РФ.
Величина денежной массы намного (более чем вдвое) превышает величину денежной базы. Поэтому не следует для характеристики массы денег в обращении пользоваться данными о денежной базе2.
В России практически учитываются агрегаты М-0, М-1 и М-2, в последний включают всю массу денег в обращении и сумму депозитов.
Таким образом, совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленные на изменение денежного кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитные рычаги государственного регулирования связаны с мерами Центрального банка по воздействию на денежную массу, способную превратиться в банковские ссуды. Подобная способность обусловлена соотношением денежного спроса и предложения и соответствующей нормой ссудного процента.
Центральный банк может влиять на предложение денег и тем самым на норму процента, проводя политику «дешевых денег» во время кризисных спадов и, наоборот, политику «дорогих денег» во время экономических подъемов.
Таким образом, с помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
1.2. Методы реализации кредитно-денежной политики
Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.
Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются:
- По непосредственным объектам воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.
- По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые (административные), которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.
- По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
- По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики, например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 году (см. прил. 2).
К рычагам (инструментам) денежно-кредитной политики относятся:
- регулирование нормы
обязательного банковского
- операции центрального
банка на открытом рынке
- изменение учетной ставки процента центрального банка;
- прямая эмиссия денег;
- прочие методы.
Цели и результаты реализации основных инструментов денежно-кредитной политики отразим на рисунке 1.
Рис. 1. Цели и результаты реализации основных инструментов денежно-кредитной политики3
Метод регулирования нормы обязательного банковского резерва основан на том, что возможности частных банков предоставлять ссуды предприятиям помимо прочего зависят и от нормы обязательного банковского резерва. Чем выше норма, тем больше средств банки должны оставлять у себя в качестве обязательного резерва. Это означает, что у банков остается меньше средств на выдачу ссуд. Действие данного рычага денежно-кредитной политики оказывается довольно эффективным в силу того, что изменение нормы обязательного банковского резерва, влияя соответствующим образом на предложение ссудного капитала, воздействует на норму ссудного процента и через нее на спрос на ссудный капитал. Так, понижение нормы резерва ведет к повышению предложения на рынках ссудных капиталов. При данном спросе норма процента снижается, поощряя компании брать ссуды.
Следует также учитывать и влияние денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор – это величина, обратная норме обязательного банковского резерва; числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему. Следует заметить, что денежный мультипликатор действует и в обратном порядке, соответствующим образом уменьшая предложение в случае снятия вклада.
Банковский мультипликатор (m) позволяет конкретно оценить размеры расширения денежной массы путем создания банками новых денег. Он рассчитывается по формуле:
m = 1/R⋅100,
где R – обязательная норма резерва, %.
Денежный мультипликатор показывает, какое максимальное количество денег может быть создано 1 рублем избыточных резервов при данной величине нормы обязательного резерва4.
Второй метод денежно-