Особенности кредитно-денежной политики российского правительства в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности современной антикризисной денежно-кредитной политики в России.

Файлы: 1 файл

Мой курсач.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

Кафедра экономической  теории

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Экономическая теория»

Тема: «Особенности кредитно-денежной политики российского правительства в условиях мирового финансового кризиса»

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса, группы 09127, Финансы и кредит

 

Научный руководитель:

доцент кафедры, к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2010

Оглавление

Введение

Как известно, современное  общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам научиться безболезненно и быстро выходить из них. Мировой финансовый кризис, отголоски которого слышны до сих пор, несомненно, повлиял на денежно-кредитную политику правительства нашей страны.

Проблема проведения кредитно-денежной политики в нашей  стране является актуальной. Опыт России показал, что все меры, применяемые  на Западе, не могут быть эффективными в условиях, когда реальная экономика в целом, и, прежде всего, её производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка.

В настоящее время  экономика России, хоть уже и не в полной мере, находится в кризисной ситуации, для её преодоления необходимы решительные меры. Правительство Российской Федерации для смягчения кризиса широко использует кредитно-денежную политику. Оперируя денежно-кредитными инструментами, государство стремится сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Одним из необходимых  условий эффективного развития экономики  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования, позволяющего Правительству во взаимодействии с Центральным банком воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Объектом курсовой работы является кредитно-денежная политика как элемент денежных отношений, предметом – особенности кредитно-денежной политики Правительства России в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.

Цель курсовой работы – выявить особенности современной антикризисной денежно-кредитной политики в России. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- раскрыть теоретический  аспект кредитно-денежной политики: охарактеризовать ее сущность, цель и задачи;

- определить инструменты реализации кредитно-денежной политики;

- охарактеризовать мировой  финансовый кризис 2008-2009 гг.;

- провести анализ денежно-кредитной  политики Правительства России  в период мирового финансового  кризиса, а также выявить ее особенности;

- осветить пути повышения  эффективности проведения антикризисной  денежно-кредитной политики в  России, применив, в том числе,  и критическую точку зрения.

В курсовой работе использовались методы индукции, дедукции, сравнительного, логического, статистико-математического анализа.

Информационную базу исследования составили аналитические  данные, опубликованные в научной  литературе по денежному обращения, экономике, банковскому делу, денежно-кредитной политике, экспертные разработки и оценки ученых, журналы «Эксперт», «Эксперт Онлайн» и другие, а также официальные данные Центрального Банка Российской Федерации.

Работа состоит из 3 глав. Структура работы соответствует  цели исследования.

Глава 1. Теоретические основы кредитно-денежной политики

1.1. Сущность кредитно-денежной политики

В XVIII в. А. Смит считал, что  экономика будет управлять собой  сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять «невидимая рука» личной выгоды. В такой системе  государству отводилась роль «ночного сторожа». Сегодня же не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности.

Существует три основных способа государственного воздействия  на экономику:

  • прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов);
  • фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика.

Опыт показал, что ни одной стране мира, пытавшейся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики. В данной работе будет рассмотрена только денежно-кредитная политика государства.

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Таким образом, возможные цели денежно-кредитной политики следующие:

  • Высокий уровень занятости.
  • Экономический рост.
  • Стабильность цен.
  • Стабильность процентных ставок.
  • Стабильность финансовых рынков.
  • Стабильность валютных рынков.

Обычно денежно-кредитная  политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса  национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны1.

Задача денежно-кредитной  политики состоит в том, чтобы  изменения в денежном предложении  соответствовали основным целям  экономического развития: повышению  деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Денежное предложение  характеризуется денежной массой и  денежной базой. В целях характеристики данных понятий считаем целесообразным представить в приложении 1 денежные агрегаты.

Денежная масса –  это совокупность всех денежных средств, находящихся в обращении в  национальном хозяйстве в наличной и безналичной формах. Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата M2. Определенный интерес в последнее время вызывает денежная база, величина которой представляет собой итог:

• суммы наличных денег  в обращении и в кассах коммерческих банков;

• средств в фонде обязательных резервов банков;

• остатков на корреспондентских  счетах коммерческих банков в ЦБ РФ.

Величина денежной массы  намного (более чем вдвое) превышает  величину денежной базы. Поэтому не следует для характеристики массы  денег в обращении пользоваться данными о денежной базе2.

В России практически  учитываются агрегаты М-0, М-1 и М-2, в последний включают всю массу  денег в обращении и сумму  депозитов.

Таким образом, совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленные на изменение денежного кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитные рычаги государственного регулирования связаны с мерами Центрального банка по воздействию на денежную массу, способную превратиться в банковские ссуды. Подобная способность обусловлена соотношением денежного спроса и предложения и соответствующей нормой ссудного процента.

Центральный банк может  влиять на предложение денег и  тем самым на норму процента, проводя  политику «дешевых денег» во время  кризисных спадов и, наоборот, политику «дорогих денег» во время экономических подъемов.

Таким образом, с помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

1.2. Методы реализации кредитно-денежной политики

 

Хотя денежно-кредитная  политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный  банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются:

- По непосредственным объектам воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.

- По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые (административные), которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.

- По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

- По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики, например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 году (см. прил. 2).

К рычагам (инструментам) денежно-кредитной политики относятся:

- регулирование нормы  обязательного банковского резерва; 

- операции центрального  банка на открытом рынке ценных  бумаг;

- изменение учетной  ставки процента центрального банка;

- прямая эмиссия денег;

- прочие методы.

Цели и результаты реализации основных инструментов денежно-кредитной  политики отразим на рисунке 1.

Рис. 1. Цели и результаты реализации основных инструментов денежно-кредитной политики3

 

Метод регулирования нормы обязательного банковского резерва основан на том, что возможности частных банков предоставлять ссуды предприятиям помимо прочего зависят и от нормы обязательного банковского резерва. Чем выше норма, тем больше средств банки должны оставлять у себя в качестве обязательного резерва. Это означает, что у банков остается меньше средств на выдачу ссуд. Действие данного рычага денежно-кредитной политики оказывается довольно эффективным в силу того, что изменение нормы обязательного банковского резерва, влияя соответствующим образом на предложение ссудного капитала, воздействует на норму ссудного процента и через нее на спрос на ссудный капитал. Так, понижение нормы резерва ведет к повышению предложения на рынках ссудных капиталов. При данном спросе норма процента снижается, поощряя компании брать ссуды.

Следует также учитывать  и влияние денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор – это величина, обратная норме обязательного банковского резерва; числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему. Следует заметить, что денежный мультипликатор действует и в обратном порядке, соответствующим образом уменьшая предложение в случае снятия вклада.

Банковский мультипликатор (m) позволяет конкретно оценить  размеры расширения денежной массы  путем создания банками новых  денег. Он рассчитывается по формуле:

m = 1/R⋅100,

где R – обязательная норма резерва, %.

Денежный мультипликатор показывает, какое максимальное количество денег может быть создано 1 рублем избыточных резервов при данной величине нормы обязательного резерва4.

Второй метод денежно-кредитной  политики - операции центрального банка  на открытом рынке ценных бумаг - предполагает либо выпуск Центральным банком ценных бумаг в виде облигаций, дающих их покупателям процент, либо их покупку, а значит, возврат денег тем, кто в свое время купил облигации. Основными покупателями таких ценных бумаг являются частные банки. В том числе они могут покупать ценные бумаги и по поручению своих вкладчиков, используя для этого их вклады. Получается, что когда банки покупают облигации, они на соответствующую сумму уменьшают возможности предоставления ссуд предприятиям. Когда же государство выкупает облигации, оно тем самым возвращает банкам деньги, расширяя их кредитные возможности.

Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики российского правительства в условиях кризиса