Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности современной антикризисной денежно-кредитной политики в России.
Дилемма, с которой столкнулся Банк России при проведении денежно-кредитной и валютной политики во время кризиса, состоит в том, чтобы предоставлять достаточно ликвидности и разморозить кредитные рынки, не допустив при этом чрезмерно быстрого ослабления рубля в условиях резкого оттока капитала. В сентябре 2008 г. Банк России сменил тактику, существенно ослабив денежно-кредитную политику для смягчения кризиса доверия и разблокирования рынка межбанковского кредитования.
Банк России продолжил использование операций с собственными облигациями в качестве инструмента стерилизации избыточного денежного предложения. В результате принятия федерального закона, упрощающего процедуру эмиссии облигаций Банка России, возможности Банка России по использованию данного инструмента стерилизации денежного предложения существенно возросли. Денежная программа строится на определенном видении процессов, протекающих в сфере внешнеэкономических связей, денежного обращения и государственных финансов.
Банк России начал постепенно ослаблять валютную политику за счет расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины (доллар-евро), а затем ужесточил денежно-кредитные условия. С начала ноября 2008 г. Банк России 21 раз постепенно расширял коридор допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины (в которой на долю доллара приходится 55%, в на долю евро – 45%), установив 11 ноября 2008 г. верхнюю предельную границу коридора первоначально на уровне 30,7 рублей, и затем повысив ее до уровня 41 рубль 23 января 2009 г.
Это значение действует и до настоящего
времени. Банк России несколько ужесточил
денежно-кредитные условия в
7 октября 2008 года Президент
России Д. Медведев, после совещания
с экономическим блоком
10 октября 2008 года Государственная
дума приняла ряд
Также в октябре 2008 г. Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка средства пенсионных накоплений18.
23 октября 2008 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг19. 8 ноября 2008 года Председатель Правительства В. Путин утвердил подготовленный в соответствии с поручением Президента Дмитрия Медведева «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики»20.
В 2008-2009 гг. Банк России продолжил проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.
В 2009 году Банк России своей перспективной задачей видел создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволило обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.
Определяющее влияние на условия проведения денежно-кредитной политики оказывал Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре являлся одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.
Расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужило обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий.
Также следует заметить, что ЦБ РФ активно применял инструмент рефинансирования (см. прил. 5). Отразим динамику изменения ставки рефинансирования на рис. 3.
Рис. 3. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ с 1992 по 2010 годы21
Таким образом, ЦБ РФ вновь предпринял шаги, направленные на смягчение денежно-кредитной политики. Основной причиной снижения ставок стало замедление экономической активности (так, по итогам мая 2009 г. объем промышленного производства снизился по отношению к соответствующему периоду 2008 г. на 17,1%). Корректировка процентных ставок стала возможной в связи с относительно стабильной ситуацией на валютном рынке и продолжающимся замедлением инфляции. Решение о дальнейшем снижении процентных ставок ЦБ РФ будет принимать в зависимости от динамики инфляции, показателей кредитной активности банковского сектора, состояния финансовых рынков, а также ситуации на внутреннем валютном рынке22.
Фундаментальные изменения состояния мировой экономики, резкое снижение цен на товары российского экспорта, проблемы на мировых финансовых рынках, масштабный отток капитала из страны ограничили возможности российских банков и компаний по привлечению новых и рефинансированию ранее полученных займов в иностранной валюте. Цены на энергоносители на внешних рынках остаются на высоком уровне уже длительное время, и в 2008 году в целом не предполагается их значительного снижения. Соответственно, данный фактор продолжит оказывать воздействие на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России. В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции будут учитывать ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.
Таким образом, можно выделить следующие особенности денежно-кредитной политики Правительства РФ в лице ЦБ РФ в период финансового кризиса:
- в 2008-2010 гг. просматривается политика «дешевых денег», проводимая Правительством РФ в лице Центробанка. В результате данной политики прогнозируется рост активности коммерческих банков, увеличение выдаваемых ссуд, рост предпринимательской активности и, как следствие, экономический рост;
- в 2008 г. Центробанк применял инструмент – эмиссию гособлигаций. Таким образом, продавая облигации, Банк России уменьшал количество денег в обращении;
- на протяжении всего кризисного периода Центробанк понижал ставку рефинансирования, тем самым улучшая условия кредитования коммерческих банков.
- ограничивались колебания валют (валютный коридор). Тем самым ЦБ РФ проводил политику управляемого плавающего валютного курса. Следует подчеркнуть слово – «управляемого». Таким образом, ЦБ РФ не давал выходит колебаниям валюты из-под контроля.
- прослеживалась быстрая реакция Правительства РФ на изменения в течении мирового кризиса. Следует подчеркнуть, что Председатель Правительства создавал благоприятные условия для крупнейших банков страны.
Возможность и эффективность применения Правительством РФ конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы России.
Таким образом, удалось
провести анализ антикризисной денежно-
Следует еще раз подчеркнуть, что Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. Поэтому, характеризуя политику Центробанка РФ, мы описываем политику и Правительства РФ.
Анализируя «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов», можно прийти к выводу, что в предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. Прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы отразим в приложении 6.
Банк России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.
Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю).
В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США.
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям ликвидных денег. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. Так, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения23.
Хотелось бы отразить в данной работе и критическую точку зрения на планируемую Центробанком РФ денежно-кредитную политику. Рассмотрим мнение двух экономистов.
По мнению докторов экономических наук С. Андрюшина и В. Бурлачкова, планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП (денежно-кредитная политика) для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2010-2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной24.