Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности современной антикризисной денежно-кредитной политики в России.
Банком России также продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение колебания ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.
Экономисты полагают, что активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию. Банку России следует широко использовать мировой опыт проведения процентной политики, в частности систему регулирования разновременных процентных ставок по:
- операциям рефинансирования;
- долгосрочным операциям рефинансирования;
- операциям, связанным со структурными преобразованиями;
- операциям льготного кредитования.
Накопление Банком России значительных международных резервов и перспективы их последующего роста в случае высокой конъюнктуры мирового рынка энергоносителей создают возможность сформировать в России международный финансовый центр как инструмент повышения эффективности инвестирования этих резервов через российские финансовые институты, минуя иностранных посредников25. В этой связи должны быть реализованы следующие мероприятия:
- развитие крупных банковских холдингов (при активном участии государства) и реструктуризация большинства коммерческих банков в иные формы деятельности, в том числе учреждения кредитной кооперации;
- формирование крупной фондовой биржи с единым депозитарием;
- развитие национального рынка золота (платины и алмазов) с котировками в рублях;
- принятие законодательства в сфере регулирования финансового рынка (фондового, банковского, страхового и пенсионных накоплений);
- внедрение практики кредитования иностранных государств, в том числе участников СНГ и стран Восточной Европы, в рублях;
- стимулирование перехода государственных компаний на расчеты в рублях при экспортных поставках.
Эффективное управление международными резервами должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски.
Обеспечение интегральности (целостности) ДКП предполагает внесение существенных изменений в методологию ее разработки и реализации.
Интересно будет привести формулу ДКП, которую предлагают С. Андрюшин и В. Бурлачков: «Целесообразен переход от формирования ДКП по схеме "цели - количественные ориентиры - каналы механизма - методы - инструменты" к схеме "объект - цель - показатель - каналы механизма - инструменты". Причем в качестве объектов ДКП должны быть выбраны показатели, непосредственно связанные с функциями денег. Такой подход дает возможность учитывать взаимосвязи объектов ДКП при ее проведении.
При математической формализации мы можем обозначить функцию ДКП как:
F(х1, х2, х3, х4, х5),
где: х1 – ЧДПД (показатель чистой доходности предпринимательской деятельности); х2 - ставка процента; х3 - денежное предложение; х4 - инфляция; х5 - валютный курс»26.
Таким образом, наряду с официальным планом проведения антикризисной денежно-кредитной политики в России, существуют и альтернативные точки зрения, трактовки. Одну из них удалось представить в данной курсовой работе. Хотелось бы отметить, что объем данной работы не позволяет отразить другие подходы к ДКП в России, которых в настоящее время (в связи с проявлением кризиса) очень много.
Данная глава дала понять, что основные пути повышения эффективности реализации ДКП в России в период затухания финансового кризиса диктуются официальным документом Правительства РФ – «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов». Следует отметить, что данный акт разрабатывается Правительством и Центробанком ежегодно.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.
Целью денежно-кредитной
политики является контроль над денежной
массой или уровнем ссудного процента
- все это делается для регулирования
денежного предложения в
Текущий кризис, вероятно, станет более глубоким (с точки зрения замедления темпов экономического роста) и более продолжительным по сравнению с кризисом 1998 года, однако, эффективное управление государственными финансами в России и значительный объем фискальных и валютных резервов обеспечили важную подушку безопасности27.
В 2008 году денежно-кредитная политика осуществлялась в условиях мирового финансового кризиса, сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.
Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.
При проведении денежно-кредитной политики Правительство РФ в лице Банка России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.
Согласно проекту, в ближайшие годы Банк России намерен завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. При этом Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного уменьшения. В предстоящий трёхлетний период главной целью денежно-кредитной политики остаётся снижение инфляции до 9% -10% в 2010 г. и 5-7% в 2012 г.
Всякий кризис имеет положительную сторону в том смысле, что люди стремятся понять случившееся, изменить что-то в лучшую сторону, получить урок и набраться мудрости. По словам Анатолия Аксакова, президента российской Ассоциации региональных банков, «любой кризис - это объективное явление, которое может периодически повторяться, и часто позволяет экономике оздоровиться, освободиться от балластов, которые не давали ей энергично и гармонично развиваться».
Приложение 1
Денежные агрегаты28
Название агрегата |
Состав агрегата |
М0 |
наличные деньги в обращении
за пределами кредитных |
М1 |
М0 + чеки, вклады до востребования, расчётные счета |
М2 |
М1 + вклады на сберегательных счетах |
М3 |
М2 + депозитные сертификаты, облигации государственного займа, казначейские сберегательные облигации, коммерческие бумаги |
M4 |
M3 + неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банковских сейфах |
L |
наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги, все предыдущие агрегаты включаются в L |
Приложение 2
Логика
концепции антикризисной
Приложение 3
Денежная масса М2 в 2008 году в России (млрд. руб.)30
Дата |
Денежная масса M2 |
Темпы прироста денежной массы, % | |||
Всего |
В том числе |
к предыдущему месяцу |
к 01.01.2008 | ||
наличные деньги (M0) |
безналичные средства | ||||
01.01.2008 |
13 272,10 |
3 702,20 |
9 569,90 |
9,1 |
— |
01.02.2008 |
12 914,80 |
3 465,70 |
9 449,10 |
-2,7 |
-2,7 |
01.03.2008 |
13 080,40 |
3 487,60 |
9 592,80 |
1,3 |
-1,4 |
01.04.2008 |
13 382,90 |
3 475,50 |
9 907,40 |
2,3 |
0,8 |
01.05.2008 |
13 347,70 |
3 601,40 |
9 746,30 |
-0,3 |
0,6 |
01.06.2008 |
13 724,50 |
3 656,20 |
10 068,40 |
2,8 |
3,4 |
01.07.2008 |
14 244,70 |
3 724,90 |
10 519,90 |
3,8 |
7,3 |
01.08.2008 |
14 210,00 |
3 807,20 |
10 402,80 |
-0,2 |
7,1 |
01.09.2008 |
14 530,10 |
3 887,40 |
10 642,70 |
2,3 |
9,5 |
01.10.2008 |
14 374,60 |
3 904,20 |
10 470,40 |
-1,1 |
8,3 |
01.11.2008 |
13 519,70 |
3 962,20 |
9 557,60 |
-5,9 |
1,9 |
01.12.2008 |
13 226,20 |
3 793,10 |
9 433,10 |
-2,2 |
-0,3 |
01.01.2009 |
13 493,20 |
3 794,80 |
9 698,30 |
2 |
1,7 |
Приложение 4
Денежная база в 2008 году в России (млрд. руб.)31.
01.01.2008 |
01.03.2008 |
01.05.2008 |
01.07.2008 |
01.09.2008 |
01.11.2008 |
1.01.2009 | |
Денежная база (в широком определении) |
5513,30 |
4954,50 |
4972,10 |
5422,90 |
5 360,00 |
5 282,10 |
5578,7 |
- наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций32 |
4 118,60 |
3 794,30 |
3 930,90 |
4 077,20 |
4 239,20 |
4 392,60 |
4372,1 |
- корреспондентские счета |
802,2 |
588,2 |
606,8 |
592,4 |
610,4 |
608,7 |
1027,6 |
- обязательные резервы33 |
221,6 |
316,5 |
345,7 |
360,3 |
397,7 |
34,2 |
29,9 |
- депозиты кредитных |
270,3 |
126,4 |
70 |
369,3 |
74,2 |
223,4 |
136,6 |
- облигации Банка России у кредитных организаций34 |
100,7 |
129,2 |
18,7 |
23,7 |
38,6 |
23,3 |
12,5 |
Приложение 5
Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации35.
Период |
% |
Нормативный документ |
С 29 марта 2010 г. |
8,25 |
Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. |
8,5 |
Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. |
8,75 |
Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г. |
9 |
Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. |
9,5 |
Указание Банка России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г. |
10 |
Указание Банка России от 29.09.2009 № 2299-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г. |
10,5 |
Указание Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. |
10,75 |
Указание Банка России от 07.08.2009 № 2270-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г. |
11 |
Указание Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. |
11,5 |
Указание Банка России от 04.06.2009 № 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. |
12 |
Указание Банка России от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. |
12,5 |
Указание Банка России от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г. |
13 |
Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. |
12 |
Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. |
11 |
Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. |
10,8 |
Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. |
10,5 |
Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. |
10,3 |
Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г. |
10 |
Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У |
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. |
10,5 |
Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У |
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г. |
11 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У |
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. |
11,5 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У |
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г. |
12 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У |
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г. |
13 |
Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У |
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г. |
14 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У |
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г. |
16 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У |
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г. |
18 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У |
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г. |
21 |
Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У |
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г. |
23 |
Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У |
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г. |
25 |
Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.2000 № 855-У |
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г. |
28 |
Телеграмма ЦБ РФ от 07.07.2000 № 818-У |
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г. |
33 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.03.2000 № 757-У |
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г. |
38 |
Телеграмма ЦБ РФ от 06.03.2000 № 753-У |
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г. |
45 |
Телеграмма ЦБ РФ от 21.01.2000 № 734-У |
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г. |
55 |
Телеграмма ЦБ РФ от 09.06.99 № 574-У |
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г. |
60 |
Телеграмма ЦБ РФ от 24.07.98 № 298-У |
29 июня 1998 г. – 23 июля 1998 г. |
80 |
Телеграмма ЦБ РФ от 26.06.98 № 268-У |
5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г. |
60 |
Телеграмма ЦБ РФ от 04.06.98 № 252-У |
27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г. |
150 |
Телеграмма ЦБ РФ от 27.05.98 № 241-У |
19 мая 1998 г. – 26 мая 1998 г. |
50 |
Телеграмма ЦБ РФ от 18.05.98 № 234-У |