Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Введение…………………………………………………………… 2
Рынок труда………………………………………………… 4
Характеристика рынка труда………………………. 4
Безработица………………………………………….. 7
Дискриминация на рынке труда…………………… 9
Рынок труда и молодёжь……………………………………. 13
Молодёжь на рынке труда…………………………. 13
Проблема выпускников на рынке труда………….. 19
Занятость молодёжи в период кризиса……………. 25
Решение проблемы занятости молодёжи…………………... 28
Программы поддержки молодёжи………………… 28
Заключение……………………………………………………….. 31
Список литературы…………………
К социально-экономическим последствиям безработицы относят: обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества,
ухудшение качества жизни безработных и членов их семей, усиление давления за размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличение затрат общества и индивида на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительного труда. Также к социальным последствиям безработицы можно отнести неравенство на рынке труда и даже дискриминацию по отношению к определенным слоям населения со стороны работодателей. Конкуренция на рынке труда не всегда может быть благом для общества, есть определенные слои населения, которые не могут быть равноценными конкурентами - это такие группы как
выпускники без опыта и стажа работы. Социальными последствиями безработицы для таких групп может стать дискриминация.
Дискриминация молодых людей на рынке труда - это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов - молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.
Но если у людей равные способности и квалификация, они выполняют одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. В таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что
и означает дискриминацию.
Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, несомненно, актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.
Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования. С другой стороны, неравные возможности, например, у женщин и мужчин в сфере труда могут отражать особенности их специализации и положения, обусловленные неэкономическими причинами (культурными, политическими, этическими, социальными). Таким образом, дискриминация - очень сложное явление, на него воздействует много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований.
Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда:
работы). Происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих
равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.
2) дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации - концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация.
3) дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты
труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с
различиями в эффективности труда.
4) дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.
Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации.
Первый теоретический анализ проблем дискриминации связан с именем Г. Беккера. Им была предложена модель склонности дискриминации, в которой дискриминация рассматривается как сознательный шаг работодателя, за который он готов платить. В основу анализа был положен тезис, в соответствии, с которым дискриминация возникает тогда, когда экономические субъекты выражают готовность оплачивать нежелание вступать в контрактные отношения с другими экономическими субъектами, имеющими другие характеристики (пол, цвет кожи и т. д.).
Модель статистической дискриминации имеет место, когда о работнике судят исходя из характеристик группы, к которой он принадлежит, а не из его личных качеств и способностей. Суждения эти верны в том смысле, что группа имеет те характеристики, которые ей приписывают, но эти суждения неверны по отношению ко многим работникам из этой группы.
Работодатели хотят заполнить вакансии наиболее производительными
работниками, поэтому кадровые службы собирают всю информацию результатами различных предварительных тестов.
В модели статистической дискриминации работодатель оказывается в выигрыше, т. к. он экономит на сокращении издержек на отбор работников, поэтому функционирование рынка не приводит к устранению дискриминации.
Во всех моделях экономическая теория практически не анализирует причины дискриминации, а рассматривает как она проявляется и воспроизводится на рынке труда.
Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.
Молодежный рынок труда
Молодежный рынок труда имеет свою специфику:
Во-первых, он характеризуется
Во-вторых, специфична для молодежного
рынка труда низкая конкурентоспособность
по сравнению с другими
В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.
В-четвертых, молодежный рынок труда
характеризуется большой
В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.
Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступности на 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики - молодежь.
Ежегодно на рынок труда приходят выпускники системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Наибольшее влияние на численность занятых в экономике оказывают выпускники дневной формы обучения. Общая численность этой категории составляет около 1,5 млн. чел. ежегодно. В это число не входят выпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение на других уровнях профессионального образования.
В российской практике окончание учебного заведения относится к концу июня, выпускники приходят на работу в сентябре. Отметим, что подавляющая их часть трудоустраиваются; доля нетрудоустроенных (на 1 декабря 2009 г.) составила 8%. Разовый приход на рынок труда свыше 1 млн. выпускников увеличивает общую численность потенциальных работников и переводит рынок труда в неравновесное состояние. Из-за превышения предложения над спросом движение рынка труда к равновесному состоянию проходит как за счет естественно-возрастного выбытия работников, так и за счет увольнения работников; следствием этого является рост официально зарегистрированных безработных. Увольнение избыточных неконкурентоспособных работников начинает происходить с задержкой в два-три месяца после массового прихода выпускников. Естественное возрастное выбытие идет равномерно в течение года и не оказывает влияния на численность безработных.
Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах (таблица Б.1).
Согласно данным табл.Б.1, в течение всего анализируемого периода наиболее высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (до 32,1% в 2004 г. и 30,9% в 2008 г.) и 20-24 лет (до 16,2% в 2000 г. и 12,9% в 2008 г.).
Если в 2008 г. средний возраст безработных мужчин и женщин составлял 34,7 года, то в октябре 2010 г. он увеличился до 35,3 года. В группе молодых людей, чей возраст 15-19 лет, уровень безработицы вырос и составил 32,6%, в группе 20-24 лет - 13,4%. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2010 г. составил 15,5%, в том числе среди городского населения - 14,1%, среди сельского населения - 18,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.
В 2008 г. в общей численности
Рост числа безработной молодежи и серьезное падение уровня жизни населения в последние годы привели к тому, что бедность стала устойчивым явлением не только для социально уязвимых категорий населения с ограниченной трудоспособностью, но и для вполне трудоспособной молодежи, которая в прежние времена могла полностью обеспечивать себя и оказывать финансовую поддержку своим близким. Материально благополучные ранее категории работающей молодежи стали формировать армию «новых бедных». При этом вероятность стать безработным у молодых людей более чем в 3 раза выше, чем у взрослых.
Информация о работе Особенности положения молодёжи на рынке труда и меры по содействию её занятости