Особенности положения молодёжи на рынке труда и меры по содействию её занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 2
Рынок труда………………………………………………… 4
Характеристика рынка труда………………………. 4
Безработица………………………………………….. 7
Дискриминация на рынке труда…………………… 9
Рынок труда и молодёжь……………………………………. 13
Молодёжь на рынке труда…………………………. 13
Проблема выпускников на рынке труда………….. 19
Занятость молодёжи в период кризиса……………. 25
Решение проблемы занятости молодёжи…………………... 28
Программы поддержки молодёжи………………… 28
Заключение……………………………………………………….. 31
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Инфантилизм молодежи в поиске работы

Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени  это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение  подростков к труду.

Другим важным моментом является необходимость наличия  у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы  в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

Кроме того, для российского  общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

Необходимо проводить  специальные курсы для родителей  с тем, чтобы способствовать включению  данного механизма на уровне семьи.

Проблема неосведомленности  населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В настоящее время  население крайне неудовлетворительно  информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как  уже упоминавшаяся пассивная  позиция в поиске работы, так и  определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

В связи с этим необходимой  представляется работа по широкому и  доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию.

В конечном итоге широкое  информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем.

      1. Занятость молодёжи в период кризиса

Глобальный кризис еще  более увеличил армию молодых  высокообразованных безработных. Данные социологических исследований свидетельствуют, что  среди лиц молодого возраста растут не только масштабы, но и продолжительность безработицы,  в поисках работы они проводят в среднем до 8 месяцев. По мнению специалистов, незанятость молодежи, длящаяся более 6 месяцев, ведет не только к утрате ее трудовых навыков и деквалификации, но и к появлению неуверенности в себе, депрессии. Во всем мире спецификой безработицы молодежи является ее краткосрочность, которая связана с тем, что молодые люди находятся в процессе поиска своего места в жизни, легко меняют сферы деятельности, чередуя учебу и работу.  В России официальные показатели средней продолжительности молодежной безработицы приближены к аналогичным показателям взрослого населения.  На биржах труда такие категории соискателей, как выпускник, студент, относятся к особым, в некотором смысле маргинальным категориям - наряду с пенсионерами и инвалидами: как первые, так и последние редко бывают востребованными, их позиции на рынке труда отличаются от позиций обычных «полноценных» работников. Тот факт, что молодой человек начинает свой трудовой путь со статуса безработного, требует глубокого осмысления и адекватных мер со стороны соответствующих государственных структур.

Кризисная ситуация исключила  возможности выбора для молодых  специалистов, спрос на их услуги резко сократился. Перед лицом угрозы банкротства и с учетом необходимости быстро, оперативно реагировать на неблагоприятную динамику рынков, расходы на обучение сотрудников и другие инвестиции в долгосрочную перспективу будут сведены предприятиями к минимуму. Соответствующим образом меняются и притязания выпускников. На биржах труда эти тенденции заметны уже сегодня. Среди молодых специалистов началась конкуренция даже за «стартовые» позиции на рынке труда. В особенно затруднительном положении оказались выпускники разросшихся за последние годы юридических и экономических факультетов. На сегодняшний день в данных сферах занятости остаются без работы даже опытные менеджеры и специалисты. В условиях наступившего кризиса сокращение штатов в первую очередь затронуло молодых специалистов, только устроившихся на работу: выпускников ВУЗов 2007 и 2008 гг., а также студентов, совмещавших работу с учёбой (таблица Г.1). Показатели общей численности безработной молодежи с 2007 г. практически  не изменились. Однако доля молодых безработных молодых людей  с высшим образованием с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. выросла в 1,7 раза. Аналогичный показатель среди всего населения увеличился незначительно - лишь на 3,1%.

Непростая ситуация с  трудоустройством, в которой оказались  молодые кадры, в значительной мере зависит не только от успешности экономического положения предприятий, но и от настроений работодателей, их ожиданий, стратегий на будущее. Те предприятия, которые ограничатся задачей выжить в условиях кризиса, скорее всего, откажутся от найма выпускников. Те же, кто будет стратегически планировать развитие компаний на долгосрочную перспективу, продолжат, хоть и в уменьшенном объеме, вкладывать инвестиции в молодых специалистов. До настоящего времени так и не создано условий для осуществления эффективной молодежной политики в сфере труда, влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Решение проблемы занятости молодёжи
      1. Программы поддержки молодёжи

Бедственное положение  большинства молодых людей, затронутых безработицей, требует усиления внимания к этой проблеме со стороны государства. Очевидно, что в настоящее время система социальной защиты не в состоянии обеспечить назначение достойного по размеру пособия по безработице группе безработной молодежи, пытаясь охватить чрезвычайно широкой круг получателей незначительными по размеру выплатами. Ситуация может улучшиться в результате установления более жестких барьеров при одновременном увеличении реальной суммы выплат. Однако возможна такая политика лишь при условии глубокого понимания процессов, находящихся в основе поведения, и процесса принятия решений на уровне индивидуальных получателей пособий.

На мой взгляд, следует  всемерно развивать в регионах молодежные биржи труда и центры по трудоустройству молодежи, в рамках которых должны проводиться ярмарки рабочих мест с участием заведений и предприятий регионов. Кроме того, требуется постоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сфере предпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Но для этого необходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготного налогового режима. Следует принять во внимание опыт создания и работы центров научно-технического творчества молодежи, положивших начало развитию предпринимательства в первые годы реформ.

В подготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должны принимать активное участие  региональные власти и органы местного самоуправления. При этом, с моей точки зрения, они должны:

  • обеспечивать гарантию качественной общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи, предоставляя студентам возможность получать от государства дополнение к стипендии в виде льготного долгосрочного кредита, подлежащего последующему возмещению в течение оговоренного периода времени после завершения учебы;
  • определять оптимальные параметры количества и структуры выпускаемых молодых специалистов с учетом динамики спроса в регионе на рабочую силу, оказывая при этом содействие развитию сети служб профессиональной ориентации молодежи и создавая благоприятные условия для повышения уровня дохода учащейся молодежи на основе занятости по выбранной специальности в свободное от учебы время;
  • заключать договора с предприятиями, организациями и учреждениями различных форм собственности и отвечать за организацию программы «Молодежной практики» в целях расширения возможности трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений, навыков.

Наряду с данными  мерами в рамках программы занятости  безработной молодежи важное социально-экономическое значение сегодня имеет применение такой активной меры комплексного регулирования спроса и предложения на рынке труда, как рациональное использование гибких форм занятости, а также гибкого режима рабочего времени на российских предприятиях. В условиях всевозрастающих масштабов общей безработицы не только в России, но и за рубежом представляется важным обеспечивать

содействие рациональному  распределению частичной занятости  молодежи на основе гибких графиков, изучая и используя зарубежный опыт. Я считаю, что подобный подход сегодня стал бы более эффективным, чем принудительные отпуска или работа в неполную рабочую неделю для всех работающих, поскольку многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности с работой в неформальном секторе экономики. В свою очередь, работа по специальности, которая требует определенной профессиональной подготовки, знаний и опыта, позволяет сохранить квалификацию работников, а работа в рамках неформального сектора, зачастую не требующая особой квалификации, является для работника источником дополнительного дохода, позволяющего снизить риск попадания в категорию бедных.

С персональной точки  зрения гибкий режим рабочего времени  позволяет работникам повысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворять свои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификации без отрыва от производства. Реализация подобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее и может обеспечить усиление социальной защищенности не только молодежи, но и способствовать развитию социальной защиты других категорий безработных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе сделана  попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже  с уверенностью говорить о том, что  рынок труда это не только отношения  между наемными молодыми работниками  как субъектами предложения труда  и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных  мероприятий, способствующих обеспечению  занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Само понятие «молодой специалист», предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства  призвано законодательство о труде  молодёжи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской федерации.
  2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
  3. Дунаева Н.И., Салахутдинов Р.Р. «Эффективная занятость российской молодежи - стратегическая проблема», Человек и труд. 2010. № 2.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.
  5. Мировая экономика: Учебник /Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.
  6. Гуртов В., Парикова Н. «Цикличность в динамике численности безработных граждан», Человек и труд. 2010. 6. С. 38.
  7. Труд и занятость в России. 2009: стат. сб. , Росстат. M., 2009. С. 135.
  8. Багаев В. «Занятость молодежи - задача государственная», Человек и труд. - 2003. - №12. с.45-46.
  9. «Как устроиться на работу: Молодежь на рынке труда», Аргументы и факты. - 2000. -  №37. - с.16.
  10. Руденко Г.Г., Савелов А.Р.  «Специфика положения молодежи на рынке труда», Социс. - 2002. - №5. - с.101-107.
  11. Селиванова О. «Занятость молодежи - стратегическая проблема», Человек и труд. - 2003. - №3. с.29-32.
  12. Таюрская Е. «Как улучшить положение с трудоустройством молодежи»Человек и труд. –2004. - №4. с.55-56.

 

 

Приложение А.

Таблица 1 .

 

Схема занятости населения.


 

 


 


 

 


 



 


 

Информация о работе Особенности положения молодёжи на рынке труда и меры по содействию её занятости