Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Введение…………………………………………………………… 2
Рынок труда………………………………………………… 4
Характеристика рынка труда………………………. 4
Безработица………………………………………….. 7
Дискриминация на рынке труда…………………… 9
Рынок труда и молодёжь……………………………………. 13
Молодёжь на рынке труда…………………………. 13
Проблема выпускников на рынке труда………….. 19
Занятость молодёжи в период кризиса……………. 25
Решение проблемы занятости молодёжи…………………... 28
Программы поддержки молодёжи………………… 28
Заключение……………………………………………………….. 31
Список литературы…………………
Инфантилизм молодежи в поиске работы
Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.
Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.
Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.
Необходимо проводить
специальные курсы для
Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.
В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию.
В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем.
Глобальный кризис еще более увеличил армию молодых высокообразованных безработных. Данные социологических исследований свидетельствуют, что среди лиц молодого возраста растут не только масштабы, но и продолжительность безработицы, в поисках работы они проводят в среднем до 8 месяцев. По мнению специалистов, незанятость молодежи, длящаяся более 6 месяцев, ведет не только к утрате ее трудовых навыков и деквалификации, но и к появлению неуверенности в себе, депрессии. Во всем мире спецификой безработицы молодежи является ее краткосрочность, которая связана с тем, что молодые люди находятся в процессе поиска своего места в жизни, легко меняют сферы деятельности, чередуя учебу и работу. В России официальные показатели средней продолжительности молодежной безработицы приближены к аналогичным показателям взрослого населения. На биржах труда такие категории соискателей, как выпускник, студент, относятся к особым, в некотором смысле маргинальным категориям - наряду с пенсионерами и инвалидами: как первые, так и последние редко бывают востребованными, их позиции на рынке труда отличаются от позиций обычных «полноценных» работников. Тот факт, что молодой человек начинает свой трудовой путь со статуса безработного, требует глубокого осмысления и адекватных мер со стороны соответствующих государственных структур.
Кризисная ситуация исключила возможности выбора для молодых специалистов, спрос на их услуги резко сократился. Перед лицом угрозы банкротства и с учетом необходимости быстро, оперативно реагировать на неблагоприятную динамику рынков, расходы на обучение сотрудников и другие инвестиции в долгосрочную перспективу будут сведены предприятиями к минимуму. Соответствующим образом меняются и притязания выпускников. На биржах труда эти тенденции заметны уже сегодня. Среди молодых специалистов началась конкуренция даже за «стартовые» позиции на рынке труда. В особенно затруднительном положении оказались выпускники разросшихся за последние годы юридических и экономических факультетов. На сегодняшний день в данных сферах занятости остаются без работы даже опытные менеджеры и специалисты. В условиях наступившего кризиса сокращение штатов в первую очередь затронуло молодых специалистов, только устроившихся на работу: выпускников ВУЗов 2007 и 2008 гг., а также студентов, совмещавших работу с учёбой (таблица Г.1). Показатели общей численности безработной молодежи с 2007 г. практически не изменились. Однако доля молодых безработных молодых людей с высшим образованием с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. выросла в 1,7 раза. Аналогичный показатель среди всего населения увеличился незначительно - лишь на 3,1%.
Непростая ситуация с трудоустройством, в которой оказались молодые кадры, в значительной мере зависит не только от успешности экономического положения предприятий, но и от настроений работодателей, их ожиданий, стратегий на будущее. Те предприятия, которые ограничатся задачей выжить в условиях кризиса, скорее всего, откажутся от найма выпускников. Те же, кто будет стратегически планировать развитие компаний на долгосрочную перспективу, продолжат, хоть и в уменьшенном объеме, вкладывать инвестиции в молодых специалистов. До настоящего времени так и не создано условий для осуществления эффективной молодежной политики в сфере труда, влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.
Бедственное положение большинства молодых людей, затронутых безработицей, требует усиления внимания к этой проблеме со стороны государства. Очевидно, что в настоящее время система социальной защиты не в состоянии обеспечить назначение достойного по размеру пособия по безработице группе безработной молодежи, пытаясь охватить чрезвычайно широкой круг получателей незначительными по размеру выплатами. Ситуация может улучшиться в результате установления более жестких барьеров при одновременном увеличении реальной суммы выплат. Однако возможна такая политика лишь при условии глубокого понимания процессов, находящихся в основе поведения, и процесса принятия решений на уровне индивидуальных получателей пособий.
На мой взгляд, следует всемерно развивать в регионах молодежные биржи труда и центры по трудоустройству молодежи, в рамках которых должны проводиться ярмарки рабочих мест с участием заведений и предприятий регионов. Кроме того, требуется постоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сфере предпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Но для этого необходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготного налогового режима. Следует принять во внимание опыт создания и работы центров научно-технического творчества молодежи, положивших начало развитию предпринимательства в первые годы реформ.
В подготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должны принимать активное участие региональные власти и органы местного самоуправления. При этом, с моей точки зрения, они должны:
Наряду с данными мерами в рамках программы занятости безработной молодежи важное социально-экономическое значение сегодня имеет применение такой активной меры комплексного регулирования спроса и предложения на рынке труда, как рациональное использование гибких форм занятости, а также гибкого режима рабочего времени на российских предприятиях. В условиях всевозрастающих масштабов общей безработицы не только в России, но и за рубежом представляется важным обеспечивать
содействие рациональному
распределению частичной
С персональной точки зрения гибкий режим рабочего времени позволяет работникам повысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворять свои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификации без отрыва от производства. Реализация подобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее и может обеспечить усиление социальной защищенности не только молодежи, но и способствовать развитию социальной защиты других категорий безработных.
Заключение
В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.
Само понятие «молодой специалист», предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.
Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности.
Список литературы
Приложение А.
Схема занятости населения.
Информация о работе Особенности положения молодёжи на рынке труда и меры по содействию её занятости