Особенности положения молодёжи на рынке труда и меры по содействию её занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 2
Рынок труда………………………………………………… 4
Характеристика рынка труда………………………. 4
Безработица………………………………………….. 7
Дискриминация на рынке труда…………………… 9
Рынок труда и молодёжь……………………………………. 13
Молодёжь на рынке труда…………………………. 13
Проблема выпускников на рынке труда………….. 19
Занятость молодёжи в период кризиса……………. 25
Решение проблемы занятости молодёжи…………………... 28
Программы поддержки молодёжи………………… 28
Заключение……………………………………………………….. 31
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Снижение реальной заработной платы  резко ухудшает условия воспроизводства рабочей силы и инициирует пагубный процесс общего упрощения труда. Низкий уровень доходов молодых работников не коррелирует с заоблачными ценами на жилье и дороговизной продуктов, лекарственных препаратов, высокими транспортными расходами. Бедность провоцирует ухудшение состояния здоровья не только молодежи, но и ее будущего потомства, что ведет к дальнейшему ухудшению качества национального человеческого потенциала.

Общие беды безработных молодежь воспринимает и переживает острее, чем зрелые и опытные работники, в силу своих возрастных особенностей и неуверенного положения на рынке труда. Испытание безработицей - очень суровое испытание, тем более что неудавшаяся в самом начале жизни профессиональная карьера может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе человека. Ситуация, когда за годами образования и подготовки следует период безработицы, означает, с одной стороны, «невостребованность» и недостаточную эффективность полученного образования и, с другой - деквалификацию работника. Высокий уровень безработицы среди молодежи приводит к ее изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления «потерянного поколения» - людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьезно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем. А для эффективного развития отечественной экономики необходимо платежеспособное население, в том числе и молодежь.

Безработица среди молодежи имеет свои специфические черты - по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте: наиболее распространена так называемая «поисковая» (или фрикционная) безработица.

Если фрикционная безработица среди молодежи выступает естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют ряды безработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько раз превышает аналогичный показатель по более старшим категориям рабочей силы.

Если кризисные формы затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период.

Вместе с тем безработица  для молодежи в огромной степени селективна, она не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения, молодых людей из социально неблагополучных семей. Это означает, что во многих случаях безработица среди молодых людей помогает сохранять и передавать бедность из одного поколения в другое.

 

 

 

      1. Проблемы выпускников на рынке труда

Рассматривая  в целом  вопрос реализации гражданами и защиты законом права на труд, были выделены следующие важные проблемы:

  • Право на труд закреплено законодательством и соответствует норме демократического государства.
  • Защита права на труд в настоящее время существует на законодательном уровне, а так же принят Закон о занятости населения, но механизмы их реализации недостаточно отработаны и недостаточно финансово обеспечены.
  • Кроме того, сложным остается вопрос о получении статуса безработного. Наиболее остро данная недоработка в законодательстве отражается на гражданах, уволенных в запас из российской армии (как рядовых, так и офицеров).
  • Также существует несоответствие между формальным определением в законе о занятости понятия «подходящей работы» и реальными требованиями к работе, которая может быть названа подходящей.

Мы пришли к выводу, что данные проблемы могут быть решены только на федеральном уровне.

На перечисленные выше общие проблемы накладываются сложности, характерные именно для выпускников вузов на рынке труда. После анализа и ранжирования были выделены следующие трудности:

  1. Отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта.
  2. Проблема дискриминации женщин при приеме на работу.
  3. Проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу.
  4. Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии.
  5. Инфантилизм молодежи в поиске работы.
  6. Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В ходе анализа этих проблем  были выработаны определенные конструктивные предложения.

Отсутствие опыта и стажа  работы.

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

Альтернативой практике квотирования может стать  система условий, при которых  работодателям было бы выгодно брать  на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.

Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные  акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

Кроме того, существует еще  механизм молодежной практики. В настоящее  время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в интернете.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы  создания рабочих мест специально для  молодых специалистов - выпускников  вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

Проблема дискриминации  женщин при приеме на работу.

 Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов. Изменить ситуацию крайне трудно, предлагаются следующие решения проблемы. Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.

Другим  предложением стало - использовать некие  обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.

Еще одним решением проблемы может стать  в перспективе предоставление кадровыми  агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения  использование этих услуг для  работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.

Необходима  также реализация программ, позволяющих  уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для  профессиональной деятельности.

Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.

Проблема  заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие  специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

Другим  механизмом адаптации к требованиям  рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать  с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание  информационных систем, позволяющих  учитывать спектр вакансий, анализировать  их и прогнозировать ситуацию на рынке  труда тоже улучшит ситуацию. Такая  работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.

Проблема адаптации  на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии.

Проблема «вуз - армия - рынок» состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.

В качестве возможных  путей решения было предложено разработать на муниципальном уровне через Департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии.

Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами.

Информация о работе Особенности положения молодёжи на рынке труда и меры по содействию её занятости