Отчет о движении денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение некоторых форм бухгалтерской отчетности и возможности последующего анализирования состояния ОАО «Волшебница» по данным этого отчета. Это будет рассмотрено в первой главе курсовой работы. Данный отчет представлен двумя методами в таблицах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 99.38 Кб (Скачать файл)

Выбирая данную форму расчетов, поставщик (получатель средств) несет следующие риски:

1) неисполнение  платежного поручения плательщика  из-за отсутствия или недостаточности  средств на его счете либо  из-за невозможности получения  кредита банка;

2) несвоевременное  поступление или неполучение  денег при неисполнении платежного  поручения соответствующими банками  или расчетно-кассовыми центрами.

Риск, который несет покупатель, заключается в отсутствии гарантии своевременной поставки товара, особенно при авансовых платежах. Такие платежи кроме указанного риска обусловливают также потери покупателя, связанные с отвлечением из оборота денежных средств и фактическим предоставлением поставщику беспроцентной ссуды.

Расчеты чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В расчетах чеками участвуют: чекодатель - юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, и чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а также банк - плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Как правило, чек используется для платежа по обязательству между чекодателем и чекодержателем, но погашение этого денежного обязательства происходит не в момент выдачи чека, а в момент его оплаты. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чек оплачивается банком - плательщиком за счет денежных средств чекодателя и является средством, с помощью которого можно распоряжаться текущим счетом чекодателя. Сумма денег на этом счете может сильно меняться, в связи с этим период обращения ограничивается 10 днями.

Чековая книжка с бланками чеков выдается обслуживающим банком на основании заявления клиента. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовых счетах.

Чек может быть именным, ордерным и предъявительским. Вид чека, как любой другой ценной бумаги, определяется способом передачи прав по нему.

Именным считается чек, выписанный в пользу определенного лица (чекодержателя). Их запрещено передавать другим лицам.

В отличие от именного чека, права, удостоверенные в ордерном чеке, могут принадлежать не только поименованному в нем лицу, но и назначенному распоряжением последнего. Ордерным чеком можно расплатиться с кредитором путем передачи посредством передаточной надписи (индоссамента).

Предъявительский чек, как самый оборачиваемый, передается со всеми вытекающими правовыми последствиями путем простого вручения, т.е. права на него принадлежат предъявителю.

Преимущество расчетов чеками перед расчетами платежными поручениями состоит в том, что покупатель, удостоверившись в соответствии продукции своим требованиям, простым обменом подтверждающих отгрузку товара документов на чек рассчитывается сразу же с поставщиком чеком. При расчетах платежными поручениями такой возможности максимального приближения платежа к моменту получения товара нет.

Расчеты по аккредитиву

Аккредитив - письменное поручение одного банка (банка - эмитента) другому банку (исполняющему банку) выплатить определенную сумму физическому или юридическому лицу или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель при выполнении указанных в аккредитиве условий.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Права и обязанности, возникающие в результате выставления и исполнения аккредитива, включаются в договор клиентов банка со своими контрагентами (основной договор) как одна из его составных частей.

В осуществлении операций по аккредитиву участвуют:

- плательщик (покупатель, аккредитиводатель), обращающийся в  банк с просьбой об открытии  аккредитива;

- банк - эмитент, открывающий  аккредитив;

- поставщик (бенефициар  по аккредитиву);

- банк - корреспондент  по месту нахождения бенефициара (исполняющий банк).

Плательщик оформляет в своем банке аккредитив на бланке формы N 0401063. В этой форме плательщик обязан указать вид аккредитива, условия оплаты, полное и точное наименование документов, против которых производится платеж, наименование товара, который оплачивается аккредитивом, номер и дату договора, срок отгрузки товара, грузополучателя и место назначения, а также срок действия аккредитива с указанием даты его закрытия. Если аккредитив покрытый, то требуется указать номер счета для депонирования средств в исполняющем банке.

Чтобы получить деньги по аккредитиву, получатель должен представить в исполняющий банк отгрузочные документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. Все документы должны быть представлены в пределах срока действия аккредитива.

Степень обеспечения и момент принятия на себя (чекодержателем) риска определяют формы аккредитива: отзывной и безотзывной, причем последний бывает подтвержденный и неподтвержденный.

Отзывной аккредитив может быть в любой момент изменен или аннулирован банком - эмитентом без предварительного уведомления поставщика на основании письменного распоряжения плательщика.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара (получателя средств) и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива. Поэтому в поручении на открытие следует четко указывать форму аккредитива, учитывая возможность прекращения его действия до совершения платежа.

Безотзывной неподтвержденный аккредитив только авизуется бенефициару, т.е. банк - эмитент может обратиться к другому (авизующему) банку с просьбой официально уведомить бенефициара об открытии ему аккредитива.

Безотзывной подтвержденный аккредитив означает твердое обязательство банка, которому дается поручение о подтверждении, осуществить платеж в дополнение к обязательству банка - эмитента.

Ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк - эмитент, а перед банком - эмитентом - исполняющий банк.

Для поставщика наиболее надежным является безотзывной аккредитив, подтвержденный обслуживающим банком.

Аккредитивы бывают покрытые и непокрытые.

Покрытые аккредитивы означают предварительное предоставление в распоряжение банка - корреспондента средств (депонирование) в сумме аккредитива за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательств с условием возможного использования этих денег для выплат, гарантированных по аккредитиву.

При непокрытом аккредитиве исполняющий банк имеет право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка - эмитента.

Достоинство аккредитива для обеих сторон состоит в определенной гарантии:

- своевременности  и полноты получения поставщиком  платежа, если поставка соответствует  договору;

- получения заказанной  продукции в соответствии с  предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его  уполномоченный сотрудник, осуществляющий  предварительный контроль за  соблюдением условий поставки  товаров и их качеством.

В России применение аккредитивов перспективно и гораздо надежнее, чем предоплата. Но аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций (авизование, подтверждение, проверку документов, платеж) в зависимости от суммы аккредитива.

К недостаткам этой формы расчетов следует отнести замедление оборачиваемости средств, как поставщика, так и покупателя, особенно последнего, что замораживает средства на время действия аккредитива. В случаях когда такая форма расчетов предусмотрена договором, поставщик также не может отгружать произведенный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.

Аккредитивная форма является одной их основных в международных расчетах. Унифицированные правила и обычаи для аккредитивов разработаны Международной торговой палатой. Впервые они были приняты в 1933 г. и периодически пересматриваются каждые 8 - 10 лет.

В международной практике преобладают непокрытые аккредитивы. В США и Японии в качестве банковской гарантии используется еще так называемый чистый аккредитив, по которому деньги могут быть получены без распорядительных документов.

Расчеты по инкассо

Инкассо - банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по предоставленным на инкассо документам.

В данном случае банк - эмитент - это банк, получивший от клиента инкассовое поручение, а исполняющий банк - это банк, который предъявляет требование о платеже и (или) акцепте непосредственно обязанному лицу.

В основе инкассовых операций лежит поручение, которое дает клиент банку - эмитенту, при этом последний взимает комиссию, размер которой зависит от вида операции. Инкассовые операции могут быть оформлены с помощью таких расчетных документов, как:

- платежное требование (форма N 0401061) с акцептом или без  акцепта;

- инкассовое поручение (форма N 0401071), которое используется  также при расчетах чеками  и векселями.

Банк может осуществлять инкассовые операции только на основании платежных требований или инкассовых поручений (простое инкассо). Платежное требование - это требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Они используются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных договором.

Денежные средства по платежному требованию снимаются с расчетного счета плательщика с предварительным акцептом или без акцепта. Срок для акцепта проставляется в платежном требовании и определяется договором, но он должен быть не менее пяти рабочих дней без учета дня поступления в банк. Если в платежном требовании не проставлен срок акцепта, то он принимается равным пяти рабочим дням.

Инкассовые поручения используются в следующих случаях:

- когда бесспорный  порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в  том числе для взыскания денежных  средств органами, выполняющими  контрольные функции, причем в  поле "Назначение платежа" должна  быть сделана ссылка на закон.

Действующим законодательством предусмотрено приостановление списания денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

- по решению органа, осуществляющего контрольные функции  в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

- при наличии  судебного акта о приостановлении  взыскания;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Расчеты по инкассо предполагают доверительные отношения между контрагентами и имеют определенные достоинства для покупателя. Так, при расчетах платежными требованиями ему нет необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота.

Поставщик же, наоборот, несет риски несвоевременной оплаты счетов покупателями, во-первых, в случае ухудшения их финансового положения или необоснованного отказа от акцепта. Во-вторых, поставщик несет потери также из-за замедления оборачиваемости средств, обусловленной разрывом во времени между отгрузкой товара и получением выручки.

Первый риск уменьшается определенными гарантиями от покупателя, использованием правовых средств обеспечения оплаты (поручительство, банковская гарантия, залог, удержание). Для снижения потерь второго типа применяют новейшие средства связи, ускоряющие процесс поступления документов к плательщику.

1.3 Отчет  о движении денежных средств  в международной практике

В международной практике данные Отчета применяются в краткосрочном периоде для управления ликвидностью в рамках управления денежными средствами, в средне- и долгосрочной перспективе – как база для стратегического финансового планирования и управления, а также для оценки результативности и эффективности деятельности организации.

Составление Отчета о движении денежных средств регламентируется различными учетными стандартами, как национальными, так и международными. Рассмотрим опыт ряда европейских стран, и, прежде всего Германии, в которой, как и России, государство выполняет основные функции регулирования бухгалтерского учета.

Для анализа движения денежных средств в немецкоязычных странах используется так называемый «расчет потоков капитала» (Kapitalflussrechnung). Понятие Kapitalflussrechnung трактуется по-разному как в экономической литературе, так и на практике. В одних случаях его используют как общее (единое) понятие для различных расчетов движения денежных средств, в других – как специальный вид расчета фондов.

За основу отчета принимается сводный баланс движения имущества и капитала, отражающий изменение величины статей счетов средств и их источников в разрезе двух отчетных дат. Выделяют следующие основные изменения: увеличение или уменьшение активов и увеличение или уменьшение пассивов. Как в Германии, Австрии, так и в Швейцарии есть соответствующие стандарты по составлению Отчета о движении денежных средств (HFA 1/1995, OFG, FER6). Причем в Отчете приводятся данные о величине и направлениях потоков, а не их остатках, то есть отражается динамика, а не статика. Вместе с тем необходимо отметить, что организации в этих странах часто ориентируются на американский или международный стандарты.

Особый интерес представляет американский учетный стандарт, регламентирующий составление Отчета о движении денежных средств, – SFAS Nr 95. Это объясняется тем, что значительная доля инвестиций в экономику России принадлежит инвесторам из США, а одним из условий их сотрудничества с российскими предприятиями является предоставление последними отчетности в понятной и удобной форме.

Информация о работе Отчет о движении денежных средств