Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении отрицательных внешних эффектов, их проявлений и путей решения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
изучить отрицательный внешний эффект и негативные последствия, которые он вызывает;
рассмотреть механизмы регулирования внешних эффектов,
установить ответственность бизнеса за отрицательные внешние эффекты;
исследовать влияние химической промышленности на окружающую среду в Кировской области;
Введение 3
1.Общее определение экстерналий 5
1.1 Классификация внешних эффектов 5
1.2 Положительные и отрицательные внешние эффекты 7
2. Пути решения проблемы внешних эффектов 9
2.1 Государственное регулирование экстреналий 9
2.2 Ответстсвенность бизнеса за отрицательные внешние эффекты 12
3. Отрицательные внешние эффекты предприятий различных отраслей экономики 21
3.1 Влияние химической промышленности на состояние окружающей среды Кировской области 21
3.2 Влияние металлургии на состояние окружающей среды 21
Заключение …………………………………………………………………….... 30
Список литературы …. 32
Государство предусматривает целый ряд мер организационно-правового обеспечения управления природопользованием и охраны природной среды. 08.03.2012г. министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской провел очередное заседание Общественного совета при Минприроды России. Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Виктория Венчикова доложила о ходе работ над проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». В октябре 2011 года законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой. В настоящее время он подготовлен ко второму чтению и направлен в Правительство РФ и Государственно-Правовое
управление Президента РФ. Документ предполагает переход системы нормирования на принципы наилучших доступных технологий (НДТ). Предполагаемые нормы гармонизированы с законодательством Евросоюза и правовой базой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Принятие законопроекта позволит не только снизить антропогенные нагрузки до уровней экологически безопасных мировых технологий, уменьшить потребление природных ресурсов и улучшить экологическую ситуацию в стране, но и модернизировать действующие производства, повысив их конкурентоспособность, сократить излишние административные барьеры для бизнеса, что приведет к уменьшению отрицательных внешних эффектов.
Так же идет работа над проектом государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды (на 2012–2020 гг.)», Данный документ решает масштабные и сложные проблемы по снижению общей антропогенной нагрузки на окружающую среду, сохранению и восстановлению биоразнообразия России, повышению эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, а также по организации и обеспечению работ и научных исследований в Антарктике. В частности, к 2020 году предполагается сократить число городов России с высоким загрязнением атмосферного воздуха в 2,7 раза, на 13% увеличить площади особо охраняемых территорий.
Обсуждаются проблемы разделения функций между федеральными и региональными властями в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В июле 2012 года прошло заседание Президиума Государственного Совета РФ, где рассматривался вопрос о дальнейшей передаче полномочий от федерации в регионы в части природопользования и охраны окружающей среды. Часто отсутствие согласованности действий и комплексности решений в управлении природопользованием и обеспечении экологической безопасности в стране приводит к деградации окружающей среды и отрицательному влиянию на здоровье населения. Предлагается при передаче экологических функций в регионы оценить как выполняются уже переданные на места функции ( при управлении городскими лесами, добыче полезных ископаемых, управление отходами).
На V Невском международном экологическом конгрессе обсуждался новый проект федерального закона «Об обращении с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами». Законопроект направлен на решение одной из самых насущных экологических проблем России – обрастания отходами. Предлагается определить собственника отходов. Кроме того, планируется решить проблемы с разными видами отходов, а также ускорить их перевод во вторичное сырье. Таким образом, обращение с отходами должно замкнуться в единый цикл, связующим звеном в котором станет рециклинг. В качестве сырья должно использоваться порядка 70-80% мусора.(8.)
3. Отрицательные внешние эффекты предприятий различных отраслей экономики
Одним из направлений
экологической политики в части
обеспечения экологической безо
Кировская область, входящая в состав Приволжского федерального округа, имеет вторую степень техногенной опасности, при этом города Киров и
Кирово-Чепецк отнесены к территории первой степени опасности.
На территории Кировской области имеется 53 химически опасных объекта (ХОО). На данных объектах используются в производственном процессе более 19 тыс. т химически опасных веществ (ХОВ), из них: аммиак – 17751,8 т, хлор – 200,8 т, соляная кислота – 2217,5 т, фтористый водород – 100 т.(6, стр.116)
За 2010 год в Российской Федерации уничтожено более 1,2 тыс. тонн отравляющих веществ.
Основные задачи природоохранных органов и их подведомственных учреждений:
- контроль за обеспечением надежности работы потенциально-опасных объектов, в части обеспечения экологического благополучия;
- организация и проведение мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды и воздействием на нее потенциально опасных объектов, прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В систему наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Кировской области входит КГМЦ, СИГЭКиА КОГУ «Областной природоохранный центр», лаборатории федеральных надзорных органов, лаборатории промышленных предприятий.
Ведомственные лаборатории осуществляют производственный контроль на опасных объектах и в местах их воздействия на окружающую среду и, в соответствии с установленной периодичностью передают информацию контролирующим органам и АУ «ВятНТИЦМП» для ведения баз данных мониторинга.(6, стр.117)
В соответствии с решением Совета безопасности Кировской области от 11.12.2009 департаментом Экологии и природопользования в начале 2010 года была создана рабочая группа из представителей региональных, федеральных и местных органов власти по рассмотрению вопросов организации государственного мониторинга атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке и оперативного принятия управленческих решений. (10)
Итогом всей работы явилось решение рабочей группы от 08.07.2010 «Об оптимизации системы мониторинга и контроля за состоянием атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке», которое было утверждено заместителем Председателя Правительства области Щерчковым С.В. (10)
В рамках полномочий субъекта Российской Федерации по формированию и обеспечению функционирования территориальных систем наблюдений за состоянием окружающей среды Правительством Кировской области в 2010 году был создан пост наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке. Наблюдения осуществлялись на базе филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Кирово-Чепецком районе на основании государственного контракта с департаментом экологии и природопользования Кировской области.(10)
В течение 2010 г. было исследовано 5234 пробы атмосферного воздуха. Обнаружено 10 превышений ПДК (0,2% от общего количества проб): аммиак – 4 превышения (max 1,2 ПДК), формальдегид – 3 превышения (max 1,2 ПДК), хлористый водород – 3 превышения (max 2 ПДК).(6, стр.153)
Мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха проводился в отчетном году на 25 административных территориях области. На пяти территориях обнаружены превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ – в городе Кирове, Кирово-Чепецком, Слободском, Советском, Уржумском районах.( 6, стр.152)
На ООО «Завод минеральных удобрений КЧХК» зафиксировано увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 0,37 тыс. т. Намечается тенденция к росту загрязнения воздуха оксидом углерода, к снижению – диоксидом азота. Содержание в воздухе взвешенных веществ, диоксида серы остается стабильным.(6, стр.17)
В целях совершенствования мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке Управлением Роспотребнадзора по Кировской области расширен перечень определяемых показателей. В него вошли вещества, специфичные для выбросов комплекса химических предприятий города.
Управлением Росприроднадзора в целях предупреждения, выявления нарушений требований природоохранного законодательства РФ, совместно с Кирово-Чепецкой городской прокуратурой в 2010 году было проведено пять внеплановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих выбросы хлорсодержащих веществ и аммиака в атмосферный воздух г. Кирово-Чепецка.
В ходе проверок, при участии филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО», нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха на предприятии ООО «ЗМУ КЧХК» не выявлено. В период каждой из проверок отобраны и проанализированы пробы атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и промышленных выбросов на стационарных источниках.
ОАО «ЗМУ КЧХК» выполнено предписание, выданное Управлением Росприроднадзора в 2009 году в части оснащения скрубберов расходомерами. Финансовые затраты предприятия на выполнение предписания составили порядка 3,3 млн. рублей. Установка расходомеров позволила обеспечить в полном объеме соблюдение правил эксплуатации установок очистки газа, а также контроль подачи орошающей жидкости в скрубберы. (6, стр.136)
По данным УФНС России по Кировской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кировской области в 2010 году в областной бюджет поступило 108 320,8 тыс. рублей платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Объем поступлений в 2010 году в сравнении с 2009 годом (90 342,1 тыс. рублей) увеличился на 19,9%.(6, стр.122)
Информация о результатах
Задачами на 2012-2015 года в сфере охраны атмосферного воздуха остаются:
3.2 Влияние металлургии на
Металлургические предприятия убивают вокруг себя все живое. В последние десятилетия в результате быстрого развития промышленности, транспорта, энергетики резко усилилась антропогенная нагрузка на природу.
Стала очевидной опасность истощения естественных ресурсов, необратимого загрязнения и изменения окружающей среды.
Качество атмосферного
воздуха является одним из важнейших
факторов среды обитания человека,
характеризующих санитарно-
В целом состояние атмосферного воздуха в регионе можно охарактеризовать как стабильное и удовлетворительное.
В 2010 году в Управлении
Росприроднадзора по Кировской области
продолжалась работа по формированию
базы данных блока «Атмосферный воздух»
государственной информационно-
В целях снижения антропогенной нагрузки на атмосферный воздух стационарные источники выбросов оснащены пылегазоулавливающими установками. Основную долю улавливаемых веществ составляют твердые частицы загрязняющих веществ. Из специфических веществ улавливаются аммиак, бензин, органические кислоты, серная кислота.
На ряде предприятий валовый выброс уменьшился в связи с сокращением объемов производства, газификацией и проводимыми реструктуризациями (ЗАО «Омутнинский металлургический завод») в 2009г – 1298,7 т/год, в 2010г. – 1168,1 т/год, что составляет сокращение выбросов на 130,6т/год. (6. стр.20)
Исследования атмосферного воздуха проводятся как в рамках государственного контроля, так и в рамках производственного контроля - специализированные лаборатории г. Кирова и лаборатория предприятия ЗАО «ОМЗ».
Особенностью отечественного металлургического производства является негативное воздействие на все составляющие окружающей среды. Это загрязнение почв по причине массового складирования отходов. Известно, что для выработки одной тонны стали традиционным способом в производство вовлекается более трех тонн первичных природных сырьевых ресурсов. Образующиеся после выплавки стали доменные шлаки накапливаются в отвалах и шлакохранилищах, отнимая при этом городские и сельскохозяйственные земли.
в целом по области в металлургии - IV класс опасности ( металлурги-ческие шлаки, золошлаки, лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оксидов и гидрооксидов, отходы солей и др.) составляют 130,616 тыс.тонн .
Наиболее крупным источником
образования отходов
Актуальным вопросом остается сокращение объема накопленных и вновь образованных отходов за счет вовлечения их в хозяйственный оборот, внедрения и совершенствования технологий по их переработке.
Из общей региональной массы образовавшихся отходов за отчетный период использовано в качестве вторичных ресурсов 3461,643 тыс. т. Потенциально все образующиеся отходы производства являются вторичными материальными ресурсами. Состояние развития рынка вторичного сырья определяется объемами и структурой образующихся отходов производства и потребления, а также их реальным спросом в сфере производства и потребления.