Отрицательные внешние эффекты предприятий различных отраслей экономики и ответственность бизнеса (на примере Кировской области и России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении отрицательных внешних эффектов, их проявлений и путей решения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
изучить отрицательный внешний эффект и негативные последствия, которые он вызывает;
рассмотреть механизмы регулирования внешних эффектов,
установить ответственность бизнеса за отрицательные внешние эффекты;
исследовать влияние химической промышленности на окружающую среду в Кировской области;

Содержание работы

Введение 3
1.Общее определение экстерналий 5
1.1 Классификация внешних эффектов 5
1.2 Положительные и отрицательные внешние эффекты 7
2. Пути решения проблемы внешних эффектов 9
2.1 Государственное регулирование экстреналий 9
2.2 Ответстсвенность бизнеса за отрицательные внешние эффекты 12
3. Отрицательные внешние эффекты предприятий различных отраслей экономики 21
3.1 Влияние химической промышленности на состояние окружающей среды Кировской области 21
3.2 Влияние металлургии на состояние окружающей среды 21
Заключение …………………………………………………………………….... 30
Список литературы …. 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее эффективно рыночные отношения сформировались в сфере образования лома и отходов металлов. На территории области функционирует более 100 пунктов по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Лом черных и цветных металлов (100%), заготавливается и направляется на металлургические предприятия Кировской области. Самым крупным является ЗАО «Омутнинский металлургический завод».

Существенный прогресс в сфере вторичной переработки  отходов может быть достигнут  за счет  централизованной комплексной системы организации управления отходами, включающей:

- анализ эколого-экономической деятельности промышленных предприятий с выдачей рекомендаций по минимизации отходов на стадии образования;

- проработку инвестиционных возможностей, а также имеющихся и разрабатываемых научными коллективами инновационных технологий с целью более полного использования природного сырья;

- способы переработки морально устаревших предметов (приборов, средств и оборудования) бытового назначения, текстильных материалов, в том числе синтетических, полимерных композиций;

- способы совмещения нескольких видов отходов при использовании (производстве новых композиций) их в качестве вторичных материальных ресурсов, например: стекло и бумага – в производстве стеклопористых материалов (замена керамзита), древесные отходы и полиэтиленовая пленка – полимердревесные плиты, резинотехническая часть и высокотемпературные органические соединения при нагревании без доступа воздуха (пиролизе), превращаются в ценный продукт – пирокарбон (порошок углерода), используемый в металлургии и резинотехнической промышленности;

- разработку и внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий;

- профессиональную подготовку специалистов и руководителей предприятия в области обращения с отходами.(11)

На ЗАО «Омутнинский металлургический завод» при проведении контрольных  мероприятий наибольшее количество проверок приходится на предмет соблюдения требований законодательства в области  обращения с отходами.  Также проводятся проверки по другим направлениям госконтроля: по охране атмосферного воздуха, охране водных объектов, геологическому и земельному контролю. Проверка соблюдения требований природоохранного законодательства осуществляется в рамках государственного экологического контроля специалистами Западно-Уральского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора, Управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области, областного природоохранного центра, а также сотрудниками районной прокуратуры. (11)

По результатам проверок составляются протоколы, выдаются предписания  об устранении выявленных нарушений, предъявляются  штрафные санкции.

В 2010 году в целях обеспечения государственного регулирования деятельности по обращению с опасными отходами в рамках установленных полномочий выполнены следующие работы:

  • Установление лимитов на размещение отходов:

На основании результатов рассмотрения технического отчета о неизменности технологических процессов и используемого сырья с учетом исполнения природопользователями условий действия ранее утвержденных лимитов (в части необходимости и сроков выполнения требований нормативных документов по паспортизации отходов, лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, реализации природоохранных мероприятий) производилось продление срока действия лимитов. В течение 2010 года было  продлено действие лимитов на размещение отходов 1070 природопользователям. (в том числе ЗАО «ОМЗ») (6. стр.113)

  • Государственная экологическая экспертиза федерального уровня

Поступившие на ГЭЭ материалы  «Размещение установки термической  утилизации отходов «Форсаж-1» на основной площадке ЗАО «Омутнинский металлургический завод» возвращены  без  проведения  ГЭЭ,  поскольку  объект не являлся объектом, подлежащим ГЭЭ. (6. стр.130)

Так же металлургия использует более 25% от всей потребляемой промышленностью воды. При этом в большинстве случаев после промышленного использования эта вода никак не обрабатывается и загрязненная попадает в реки, поверхностные и грунтовые воды.  

Тяжелые   металлы,  нефтеотходы,   фенолы  и   ряд  других   элементов,

присутствующих в сбрасываемой воде, делают ее непригодной для  дальнейшего использования, а порой  становятся причиной массовой гибели биоресурсов в близлежащих водоемах.

Кроме того, технологический цикл подразумевает выбросы в атмосферу  целого спектра токсичных для  человеческого организма веществ, включая бензапирен, фториды, соединения марганца, ванадия и хрома.

Подобное загрязнение воздуха  крайне негативно сказывается на здоровье населения, проживающего в непосредственной близости от металлургических предприятий, многие из которых имеют статус градообразующих, что приводит к увеличению физической, химической, психологической нагрузки на организм человека и снижению его иммунных реакций, вызывая ухудшение медико-демографических показателей, увеличение распространенности отдельных групп и классов болезней.

К болезням «риска», формирование которых  зависит от загрязнения окружающей среды, относятся болезни органов дыхания, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки, крови и кроветворных органов, эндокринной и иммунной системы, злокачественные новообразования.

В Омутнинском районе регистрируется высокая заболеваемость патологией органов дыхания. Необходимо обратить внимание на тенденцию роста заболеваемости с аллергическим компонентом. Так заболеваемость бронхиальной астмой среди населения ежегодно увеличивается на 8-10%.(11)

 

 

Заключение

 

На основе проделанной работы я  могу сделать следующий вывод: экстерналии – это прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого.

Внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, “кто виноват”, а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.  Отрицательные внешние эффекты возникают при конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в том случае, если права собственности на каждый из этих вариантов не закреплены.

Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому, четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффектов.  

Существует универсальное правило. В тех случаях, когда рынок  не в состоянии эффективно решить проблему распределения, на помощь рыночному  механизму приходит государство. Только оно обладает механизмом общественного  перераспределения ресурсов через государственный бюджет и может воспользоваться универсальными инструментами перераспределения благ – корректирующими налогами и субсидиями.

Загрязнение окружающей среды является едва ли не самым главным отрицательным  внешним эффектом. В этом случае государство разрабатывает и законодательно устанавливает стандарты на загрязнение окружающей среды, то есть предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ.

В последнее время получают все  более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.

Так же существуют правовые нормы  ответственности и судебные иски, вследствие  судебных разбирательств  виновные стараются соблюдать нормы и правила, установленные законодательством.

 По моему мнению,  в условиях российской экономики очень и очень редко можно наблюдать  принцип оптимальности. Как правило, при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок участники рыночных сделок ориентируются лишь на свои частные интересы, выгоды и, к сожалению, не принимают во внимание возможность образования отрицательных внешних эффектов.  Не пора ли задуматься над этим? Понимание категории «внешние эффекты» в условиях регулируемой экономики, их оценка с учётом изменения стоимости во времени может стать одним из важнейших инструментов обеспечения рационального использования природных ресурсов.

Чтобы приостановить углубляющийся  экологический кризис, сегодня недостаточно только принимать законы, постановления, директивы, которые в большинстве случаев не выполняются. Необходимы конкретные программы, конкретные сроки, конкретные исполнители и соответствующее конкретное финансирование. Это под силу только Правительству России. Именно оно должно возглавить программу по экологическому возрождению России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Учебники.

 

1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. - М., 2001. - С. 79.

2. Васильева «Экономика природопользования» Минск 2002г., гл 3. стр.38, стр.40

3. Гальперина В.М., Игнатьева С.М., Моргунова В.И. «Микроэкономика» 2000г

4. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М: Издательство Норма 2005г. Гл.13 п.2 стр. 423-426

5.Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.II / Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - С. 290-291.

 

Электронные ресурсы  удаленного доступа.

 

6.А.В. Албегова. О состоянии окружающей среды Кировской области в 2011 году. Региональный доклад. Киров: ООО «Триада плюс». - 2011. http://www.herzenlib.ru/ecology/vyat_ekolog_bibl/detail.php?ID=11237

7. Иванов Ф.А. Негативные экстерналии и проблемы государственного регулирования; Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1998. №3. С.86-100

http://journalmss.ru/wp-content/uploads/1998/03/ -№3.pdf

8.Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды/ Мероприятия/ Конференции и мероприятия/

http://council.gov.ru/kom_home/kom_prirres/meropr/conference/item1588.html

9.«Коммерсантъ»  / Экономика/ http://www.kommersant.ru/Doc/1600856

10. «Мониторинг атмосферного воздуха в Чепецке» http://www.chepetsk.ru/about/?mission=social&id=1410

11. Правительство Кировской области/ официальный сайт/ Муниципальные образования Кировской области, Омутнинский район / http://www.municipal.ako.kirov.ru/omutninsky/description/29577.html

12. « Российская газета»  №457 от 01.07.2011г. / Что можно извлечь из Киотского договора / http://www.onlinegazeta.info/rossiyskaya_gazeta_rg_russian_online.htm

13. «Уралхим»/официальный  сайт/ Новости/ Вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович посетил ОАО «ЗМУ КЧХК»/ http://www.uralchem.ru/rus/news/document6798.shtml

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отрицательные внешние эффекты предприятий различных отраслей экономики и ответственность бизнеса (на примере Кировской области и России)