Пенсионная политика в России: достижения и просчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1 История развития Пенсионной системы России………………………………...5
1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы……………………………5
1.2 Современная пенсионная система………………………………….……6
2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15
2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….15
2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионально образования

«Владимирский государственный  университет 
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Основы  социального государства»

на тему: «Пенсионная  политика в России: достижения и  просчеты»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

        Студентка гр. 3Ювд-112 

        специальность  030500

                   Козлова В. Н.

 

 

Принял:

                                                        к. ю. н., доцент, Мамчун В.В.                                                 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

Владимир, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

1 История развития  Пенсионной системы России………………………………...5

1.1 Пенсионная система  России в 1990-ые годы……………………………5

1.2 Современная пенсионная  система………………………………….……6

2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15

2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….15

2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…31

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..….……32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения. Реформирование пенсионной системы направлено на выработку наиболее справедливых, с точки зрения нынешнего состояния общества, способов мобилизации взносов в нее, распределение пенсионного бюджета между пенсионерами, рационального управления финансовыми потоками и обслуживанием пенсионеров.

Целью написания реферата является рассмотрение пенсионной политики в Российской Федерации, в частности ее содержания, достижений и недостатков, а также стратегий ее совершенствования.

Задачи:

    • Узнать о развитие пенсионной системы в России в 90-е годы 20 века;
    • Ознакомиться с современной пенсионной системой;
    • Установить достижения и просчеты в существующей пенсионной политике;
    • Узнать о существующих стратегиях совершенствования пенсионной системы России.

Методы исследования:

    • эмпирические: посещение библиотеки, отбор литературы;
    • теоретические: анализ имеющейся литературы.

      Информационная база:

    • учебно-методические пособия;
    • электронные энциклопедии;
    • нормативно-правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История развития Пенсионной системы России

1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы

В 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР фактически была изменена Пенсионная система РФ, был образован Пенсионный фонд России (ПФР) - «в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

Если в старой Пенсионной системе выплата пенсий осуществлялась прямо из государственного бюджета, то в новой Пенсионной системе  новый орган (ПФР) стал сам собирать пенсионные взносы и выплачивать  пенсии.

Поскольку в ходе рыночных реформ подавляющее большинство  предприятий и организаций стало  негосударственными (одни приватизировались, другие сразу создавались как  частные), то государству в рамках новой Пенсионной системы пришлось ввести отдельные платежи в Пенсионный фонд - «страховые взносы» по ставке 28% от начисленной оплаты труда.

Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной  зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в Пенсионный фонд.

Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального  налога (ЕСН).

При этом пенсионный возраст, требуемый стаж и сами принципы назначения пенсии в новой пенсионной системе  оставались сходными с теми, что  были установлены в советской пенсионной системе.

Однако в условиях новой Пенсионной системы жизнеспособность Пенсионной системы оказалась весьма низкой: доходы ПФР росли намного  медленнее, чем цены, и индексация пенсий не поспевала за инфляцией.

В рамках новой Пенсионной системы к середине 1990-ых гг. средняя пенсия упала ниже прожиточного минимума, и пенсионеры оказались одной из самых социально незащищенных категорий населения.

При этом в течение  нескольких лет неоднократно вносились  изменения в Пенсионное законодательство, менялись принципы начисления пенсий в поянно меняющейся пенсионной системе (в частности, было введено понятие «индивидуального коэффициента пенсионера», сложным образом устанавливался допустимый «потолок» пенсии), возникала путаница из-за разнообразных и нечетко прописанных в Пенсионном законодательстве компенсаций и индексаций.

И всё же эти изменения  Пенсионной системы не позволяли  существенно улучшить положение  пенсионеров.

Сегодня отношение средней  пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет менее 30%, тогда как в развитых странах оно достигает 60-80%.

 

1.2 Современная пенсионная система

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.1. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств существования. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

До 1990-х годов в России существовала совсем иная пенсионная система, при которой пенсия была незначительно зависима от стажа работы и размера заработной платы. Пенсионные отчисления поступали в государственный бюджет обезличенными. Но экономика претерпела значительные изменения и в соответствие с этим изменилась и пенсионная система РФ.

В 1990 году был образован Пенсионный Фонд Российской Федерации, который стал местом аккумулирования, хранения и размещения пенсионных взносов. Были введены отдельные платежи, называемые страховыми взносами. До 2002 года в России (а до этого - в СССР) существовала распределительная пенсионная система.

В рамках старой Пенсионной системы пенсии старшим поколениям выплачивались за счет того, что  с доходов работающих граждан  в явном или неявном виде удерживалась определенная часть средств.

Этот принцип Пенсионной системы часто называют «солидарностью поколений»: я сегодня работаю и соглашаюсь отдать некоторую часть своих доходов на содержание сегодняшних пенсионеров, поскольку надеюсь, что когда я состарюсь, моё содержание возьмёт на себя будущая молодежь.

На этом принципе базировались пенсионные системы многих западных стран, сформировавшиеся в середине ХХ века. Так были устроены советская пенсионная система - она обеспечивала пенсионерам довольно неплохой уровень жизни, - и пенсионная система России в 1990-ые годы.

Принцип пенсионной системы, основанный на «солидарности поколений» - вполне действенный и справедливый, но лишь при условии, что все граждане ему сознательно и честно следуют.

Готовность общества помогать людям, неспособным трудиться  по возрасту или по болезни, говорит о высокой степени социальной ответственности пенсионной системы.

Однако подобные пенсионные системы хорошо работают только при  наличии определенных условий - когда  количество работающих граждан значительно  превышает количество пенсионеров, экономика растёт быстрыми темпами, а сбор налогов хорошо отлажен.

С 2002 года действует новая  система пенсионного обеспечения, которая совмещает в себе накопительную  и распределительную части. На сегодняшний  день пенсионная система состоит  из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения, а также обязательного пенсионного страхования.

Новая пенсионная система  состоит из двух подсистем: страховой  и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой пенсии производится бюджетная доплата.

Обновление пенсионного  законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных  пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.

Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей  пенсионной системы, с собственной  независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.

Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны.

В недалёком прошлом  в течение десятилетий нашим  соотечественникам навязывался  постулат в том, что государственное социальное страхование (а пенсионное – часть его) осуществляется якобы за счёт государства. Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании управленческих решенй и получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт богатства общества.

  Первая основополагающая  идея российского пенсионного Закона 1990г. состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развтия многоукладных экономических отношений на основе различых форм собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.

  1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.
  2. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.
  3. Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наёмными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной.

Информация о работе Пенсионная политика в России: достижения и просчеты