Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:42, реферат
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1 История развития Пенсионной системы России………………………………...5
1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы……………………………5
1.2 Современная пенсионная система………………………………….……6
2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15
2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….15
2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионально образования
«Владимирский государственный
университет
имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Основы социального государства»
на тему: «Пенсионная политика в России: достижения и просчеты»
Выполнила:
Студентка гр. 3Ювд-112
специальность 030500
Козлова В. Н.
Принял:
к. ю. н., доцент, Мамчун В.В.
Владимир, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 История развития
Пенсионной системы России……………
1.1 Пенсионная система
России в 1990-ые годы………………………
1.2 Современная пенсионная система………………………………….……6
2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15
2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….
2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения. Реформирование пенсионной системы направлено на выработку наиболее справедливых, с точки зрения нынешнего состояния общества, способов мобилизации взносов в нее, распределение пенсионного бюджета между пенсионерами, рационального управления финансовыми потоками и обслуживанием пенсионеров.
Целью написания реферата является рассмотрение пенсионной политики в Российской Федерации, в частности ее содержания, достижений и недостатков, а также стратегий ее совершенствования.
Задачи:
Методы исследования:
Информационная база:
1 История развития Пенсионной системы России
1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы
В 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР фактически была изменена Пенсионная система РФ, был образован Пенсионный фонд России (ПФР) - «в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
Если в старой Пенсионной системе выплата пенсий осуществлялась прямо из государственного бюджета, то в новой Пенсионной системе новый орган (ПФР) стал сам собирать пенсионные взносы и выплачивать пенсии.
Поскольку в ходе рыночных
реформ подавляющее большинство
предприятий и организаций
Формально они назывались не налогами, а «платежами во внебюджетные фонды», но суть от этого не менялась: с каждого рубля выплаченной зарплаты работодатель должен был заплатить 28 копеек в Пенсионный фонд.
Впоследствии эти взносы были включены в состав единого социального налога (ЕСН).
При этом пенсионный возраст, требуемый стаж и сами принципы назначения пенсии в новой пенсионной системе оставались сходными с теми, что были установлены в советской пенсионной системе.
Однако в условиях новой Пенсионной системы жизнеспособность Пенсионной системы оказалась весьма низкой: доходы ПФР росли намного медленнее, чем цены, и индексация пенсий не поспевала за инфляцией.
В рамках новой Пенсионной системы к середине 1990-ых гг. средняя пенсия упала ниже прожиточного минимума, и пенсионеры оказались одной из самых социально незащищенных категорий населения.
При этом в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения в Пенсионное законодательство, менялись принципы начисления пенсий в поянно меняющейся пенсионной системе (в частности, было введено понятие «индивидуального коэффициента пенсионера», сложным образом устанавливался допустимый «потолок» пенсии), возникала путаница из-за разнообразных и нечетко прописанных в Пенсионном законодательстве компенсаций и индексаций.
И всё же эти изменения Пенсионной системы не позволяли существенно улучшить положение пенсионеров.
Сегодня отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет менее 30%, тогда как в развитых странах оно достигает 60-80%.
1.2 Современная пенсионная система
Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.1. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств существования. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.
До 1990-х годов в России существовала совсем иная пенсионная система, при которой пенсия была незначительно зависима от стажа работы и размера заработной платы. Пенсионные отчисления поступали в государственный бюджет обезличенными. Но экономика претерпела значительные изменения и в соответствие с этим изменилась и пенсионная система РФ.
В 1990 году был образован Пенсионный Фонд Российской Федерации, который стал местом аккумулирования, хранения и размещения пенсионных взносов. Были введены отдельные платежи, называемые страховыми взносами. До 2002 года в России (а до этого - в СССР) существовала распределительная пенсионная система.
В рамках старой Пенсионной системы пенсии старшим поколениям выплачивались за счет того, что с доходов работающих граждан в явном или неявном виде удерживалась определенная часть средств.
Этот принцип Пенсионной системы часто называют «солидарностью поколений»: я сегодня работаю и соглашаюсь отдать некоторую часть своих доходов на содержание сегодняшних пенсионеров, поскольку надеюсь, что когда я состарюсь, моё содержание возьмёт на себя будущая молодежь.
На этом принципе базировались пенсионные системы многих западных стран, сформировавшиеся в середине ХХ века. Так были устроены советская пенсионная система - она обеспечивала пенсионерам довольно неплохой уровень жизни, - и пенсионная система России в 1990-ые годы.
Принцип пенсионной системы, основанный на «солидарности поколений» - вполне действенный и справедливый, но лишь при условии, что все граждане ему сознательно и честно следуют.
Готовность общества помогать людям, неспособным трудиться по возрасту или по болезни, говорит о высокой степени социальной ответственности пенсионной системы.
Однако подобные пенсионные системы хорошо работают только при наличии определенных условий - когда количество работающих граждан значительно превышает количество пенсионеров, экономика растёт быстрыми темпами, а сбор налогов хорошо отлажен.
С 2002 года действует новая
система пенсионного
Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.
Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой пенсии производится бюджетная доплата.
Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников.
Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными.
Первая причина состояла
в объективной потребности
В недалёком прошлом в течение десятилетий нашим соотечественникам навязывался постулат в том, что государственное социальное страхование (а пенсионное – часть его) осуществляется якобы за счёт государства. Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании управленческих решенй и получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт богатства общества.
Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990г. состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развтия многоукладных экономических отношений на основе различых форм собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.
Информация о работе Пенсионная политика в России: достижения и просчеты