Пенсионная политика в России: достижения и просчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1 История развития Пенсионной системы России………………………………...5
1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы……………………………5
1.2 Современная пенсионная система………………………………….……6
2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15
2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….15
2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо установить организационные, правовые и финансовые основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также определить необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения работников и основные принципы государственного контроля за деятельностью в данной сфере.

Будет закреплено, что  корпоративное пенсионное обеспечение  работников является дополнительным негосударственным  пенсионным обеспечением, осуществляемым работодателем, страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, кредитными организациями, на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте) и пенсионных правил.

Условия и порядок  формирования средств для финансирования пенсионных выплат и/или осуществления  пенсионных выплат необходимо определить в пенсионных правилах корпоративной пенсионной программы (пенсионного продукта), соответствующих требованиям основных параметров корпоративного пенсионного обеспечения, которые будут согласовываться Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).

Основными участниками правоотношений по корпоративному пенсионному обеспечению  должны являться негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, кредитные организации, работодатели, работники и их представители, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

 

Совершенствование системы формирования пенсионных прав

Основным принципом  совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного  пенсионного обеспечения с учетом их личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера.

Действующий порядок  исчисления размера трудовых пенсий приводит к уравнительности их размеров (в части фиксированного базового размера) и неэквивалентности пенсионных прав и обязательств.

Должны быть решены следующие  задачи, которые не надлежащим образом решаются в рамках действующей пенсионной системы:

регулирование индексации пенсий;

повышение продолжительности  страхового (трудового) стажа, необходимого для назначения пенсии и формирование размера пенсии  с учетом трудового  вклада работника;

обеспечение устойчивого поступления в течение длительного периода в солидарную пенсионную систему страховых взносов в объеме, достаточном для текущих выплат трудовых пенсий;

формирование обеспеченных страховыми взносами обязательств со стороны государства по объему выплат пенсий в будущем;

поддержание приемлемого  соотношения между средним уровнем  пенсий и заработных плат (имея в  виду в качестве целевого  
значения 40%);

упрощение структуры  пенсии (сделать ее однородной, упразднив  экономически неоправданное деление  на «твердые» и дифференцированные части).

В связи с этим назрела необходимость изменения действующей системы формирования пенсионных прав с тем, чтобы она позволяла адекватно регулировать все основные элементы пенсионного обеспечения граждан и решить обозначенные проблемы.

Целесообразно поставить  приобретение пенсионных прав в зависимость от участия граждан в солидарной пенсионной системе, стажа работы, при этом одновременно государство должно обеспечить выполнение условий по коэффициенту замещения.

В рамках новой системы должно обеспечиваться формирование пенсии в размере 40% заработной платы при наличии нормативного стажа (30 лет).

Для стимулирования трудовой активности и выхода на пенсию в более позднем возрасте планируется предусмотреть возможность назначения трудовой пенсии в более высоком размере при наличии страхового (трудового) стажа сверх нормативного.

Предполагается, что обязательства пенсионной системы будут постоянно самобалансироваться с ее текущими доходами.

Целесообразно также сохранить право выхода на пенсию в установленном ныне пенсионном возрасте.

В этой связи в среднесрочной перспективе предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов.

Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до  
21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом, начиная с 2016 года, предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого период выплаты ежегодно в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Переход на статистическую продолжительность ожидаемого периода  выплаты трудовой пенсии снизит дефицит  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году на 1,08 млрд. рублей, в 2015 году -  
4,84 млрд. рублей.

В среднесрочной перспективе предусмотрено осуществить переход к новой системе формирования пенсионных прав, исходя из требования актуарной сбалансированности пенсионных прав и обязательств.

Дополнительно в долгосрочной перспективе представляется целесообразным (в целях формирования обеспеченных финансовыми ресурсами прав пенсионеров, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи) введение специального вида обязательного социального страхования - страхования на случай ухода за нетрудоспособными гражданами.

 

Совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием

Насущной необходимостью является повышение эффективности управления системой обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Для этого предстоит разработать меры, направленные:

на полную реализацию принципа трипартизма и оптимизацию механизма взаимодействия социальных партнеров при принятии решений по развитию пенсионного законодательства;

на функционирование обязательного пенсионного страхования и иных видов обязательного социального страхования на базе единых принципов с использованием общей правовой и информационной основы;

на синхронизацию обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования в части соответствия страховых рисков и форм страхового обеспечения;

на предоставление пенсионных услуг в электронном виде.

Кроме того, в целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан.

Модернизация и создание единой системы персонифицированного учета граждан на основе информационных ресурсов государственных внебюджетных фондов должны обеспечить полную идентификацию граждан, учет их трудовых и социальных прав, включая меры социальной поддержки, ведение полной трудовой и социальной документации граждан в электронном виде (в частности, электронной трудовой книжки работника).

 

Развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения

В современных условиях, когда нарастает процесс глобализации, происходит интернационализация экономики, развивается региональная интеграция, создается международный рынок труда, открываются границы и, следовательно, усиливается межгосударственная миграция, полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, приобретенных в какой-либо стране, независимо от места жительства имеет огромное значение. Учитывая неодинаковые условия приобретения права на пенсию в разных странах, человек, переселившийся на жительство в другую страну, без принятия государствами мер, направленных на сохранение пенсионных прав при переселении, не может реализовать право на пенсионное обеспечение в полном объеме, что влечет снижение уровня его жизни.

Международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации. В среднесрочной перспективе особое внимание следует уделить созданию общего пенсионного пространства в отношениях с государствами, имеющими с Российской Федерацией интеграционные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека превратил наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

      Успешность  проведения пенсионной реформы для многих в России будет являться показателем успешности всех рыночных реформ. Относительно

благоприятная демографическая  ситуация в ближайшие пять лет, достигнутая 

стабилизация общеэкономического состояния и состояния Пенсионного  фонда России являются хорошими предпосылками для начала реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации, 1993.
  2. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №45. Ст. 4400, 4402.
  3. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №29. Ст.3690.
  4. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // СЗ РФ. 2001. №47. Ст. 1648.
  5. Указ Президента РФ от 15 апреля 2000 г. «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера» // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1691.
  6. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Утв. Пост. Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. // СЗ РФ. 1997. №19. Ст. 2188.
  7. Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов А. П. Экономика социального страхования. М., 1998.
  8. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998.
  9. Буянова М. О., Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1997.
  10. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевные результаты // Государство и право. 1998. №3.
  11. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2002.
  12. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998.
  13. Право социального обеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М., 1999.
  14. Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 1999.

 

1 Имеются в виду пенсионеры, состоящие на учёте в органах социальной защиты населения. Некоторые категории пенсионеров учитываются в соответствующих ведомствах – из числа кадровых военнослужащих, например, в Минобороны РФ.




Информация о работе Пенсионная политика в России: достижения и просчеты