Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:42, реферат
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1 История развития Пенсионной системы России………………………………...5
1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы……………………………5
1.2 Современная пенсионная система………………………………….……6
2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15
2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….15
2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.
Уровень пенсионного
Относительный уровень – это
отношение пенсии пенсионера
к его среднемесячному
Как это ни парадоксально
на первый взгляд, но в странах, где
высокая реальная оплата труда, относительный
уровень пенсионного
Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.
В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные выше критерии – принципы, на которых должна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования.
Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде. Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
В 2010 году и с 1 января 2011 года в российской пенсионной системе произошли довольно принципиальные корректировки.
Эти корректировки пенсионной системы были направлены на ее дальнейшее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения самых малообеспеченных слоев населения, а главное для руководства страны на сбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам.
В рамках этой корректировки пенсионной системы был принят ряд соответствующих законов.
В частности, новая Пенсионная система ввела замену единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – Федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования.
Также в рамках новой Пенсионной системы был введен ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности (даже можно сказать нищеты) среди пенсионеров:
валоризация пенсионных прав;
установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации;
назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности и др.
Новая Пенсионная система
изменила структуру пенсии - базовая
часть трудовой пенсии была переведена
в систему обязательного
В изменившейся Пенсионной
системе базовая часть трудовой
пенсии стала индексироваться в
составе страховой части
Однако, и населению и руководству страну понятно, что эти полумеры принципиально негативные явления в отечественной Пенсионной системе не решили.
Поэтому, очевидно, что
в ближайшее время мы станем свидетелями
более радикальных
К чему приведет
очередное изменение
Очевидно еще и другое. Если Вы хотите получить достаточное для жизни пенсионное обеспечение к Вашему пенсионному возрасту необходимо заниматься пенсионным планированием и внимательно отслеживать все изменения в Пенсионной системе. Это позволит Вам своевременно принять необходимые меры.
Так что не забудьте подписаться на новости Виртуальной школы пенсионера - будущего и настоящего
2 Пенсионные реформы в РФ
Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.
Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, разгосударствлены функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Трудовая пенсия в Российской Федерации с 2002 года состоит из трех частей: базовая, страховая и накопительная. За счет введения накопительного элемента, пенсионная реформа должна была способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое благосостояние в старости.
2.1 Достижения и просчеты.
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;
восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);
создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;
повышение среднего размера трудовой пенсии.
Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.
Соотношение трудовой пенсии
по старости к прожиточному минимуму
пенсионера постоянно увеличивалось
и составило в 2002 году - 108,4%,
в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.
Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% вследствие целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.
Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.
Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:
изменении макроэкономических параметров - темпов роста и объемов валового внутреннего продукта, структуры занятости, показателей производительности труда, инфляции и размере заработной платы;
большом объеме скрытой заработной платы;
наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;
увеличении продолжительности жизни;
высоком уровне смертности в трудоспособном возрасте.
Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:
остается нерешенной проблема досрочных пенсий;
не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;
действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами.
Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.
Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:
невозможности
поддержания размера пенсий на социально
приемлемом уровне и увеличение численности
низкодоходных групп среди
недостаточности способов и механизмов формирования приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;
отсутствию у работодателя мотивации к принятию мер, направленных на улучшение условий труда;
трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта.
2.2 Стратегии совершенствования пенсионной системы России
Основными инструментами формирования, реализации и соблюдения конституционных прав граждан в области пенсионного обеспечения являются:
тарифно-бюджетная политика, в том числе изменение показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов федерального бюджета (регулирование объемов дефицита (профицита) бюджетов);
Информация о работе Пенсионная политика в России: достижения и просчеты