Пенсионная политика в России: достижения и просчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1 История развития Пенсионной системы России………………………………...5
1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы……………………………5
1.2 Современная пенсионная система………………………………….……6
2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15
2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….15
2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или  в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в  конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.

  1. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.
  2. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом.
  3. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.

         Уровень пенсионного обеспечения  – один из существенных показателей,                характеризующих пенсионную систему  и её состояние в каждый  период времени. Необходимо различать  относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.

         Относительный уровень – это  отношение пенсии пенсионера  к его среднемесячному заработку,  из которого она исчислена.  Иногда этот показатель именуют  коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.

Как это ни парадоксально  на первый взгляд, но в странах, где  высокая реальная оплата труда, относительный  уровень пенсионного обеспечения  обычно сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в первых странах, допустим, в 40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне может за счёт такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на её грани.

Абсолютный уровень  пенсионного обеспечения – это  потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные  выше критерии – принципы, на которых  должна основываться обязательная страховая  пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно  функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования.

Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде. Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.

В 2010 году и с 1 января 2011 года в российской пенсионной системе  произошли довольно принципиальные корректировки.

Эти корректировки пенсионной системы были направлены на ее дальнейшее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения самых малообеспеченных слоев населения, а главное для руководства страны на сбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам.

В рамках этой корректировки  пенсионной системы был принят ряд соответствующих законов.

В частности, новая Пенсионная система ввела замену единого  социального налога на страховые  взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, фонды – Федеральный  и территориальные – обязательного медицинского страхования.

  Также в рамках новой Пенсионной системы был введен ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности (даже можно сказать нищеты) среди пенсионеров:

валоризация пенсионных прав;

установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки  не обеспечивает пенсионеру прожиточный  минимум в Российской Федерации;

назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности и др.

Новая Пенсионная система  изменила структуру пенсии - базовая  часть трудовой пенсии была переведена в систему обязательного пенсионного  страхования, финансируемую за счет страховых взносов.

В изменившейся Пенсионной системе базовая часть трудовой пенсии стала индексироваться в  составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов  Пенсионного фонда Российской Федерации  в расчете на одного пенсионера.

Однако, и населению и руководству страну понятно, что эти полумеры принципиально негативные явления в отечественной Пенсионной системе не решили.

Поэтому, очевидно, что  в ближайшее время мы станем свидетелями  более радикальных преобразований в нашей Пенсионной системе.

 К чему приведет  очередное изменение Пенсионной  системы, посмотрим!

Очевидно еще и другое. Если Вы хотите получить достаточное  для жизни пенсионное обеспечение  к Вашему пенсионному возрасту необходимо заниматься пенсионным планированием  и внимательно отслеживать все изменения в Пенсионной системе. Это позволит Вам  своевременно принять необходимые меры.

Так что не забудьте подписаться  на новости Виртуальной школы  пенсионера - будущего и настоящего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Пенсионные реформы в РФ

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, разгосударствлены функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Трудовая пенсия в Российской Федерации с 2002 года состоит из трех частей: базовая, страховая и накопительная. За счет введения накопительного элемента, пенсионная реформа должна была способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое благосостояние в старости.

2.1 Достижения и просчеты.

В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);

создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;

повышение среднего размера трудовой пенсии.

Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской  Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.

Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось  и составило в 2002 году - 108,4%,  
в 2007 году - 110,4% и  в 2012 году - 179,8%.

Коэффициент замещения  трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду  вызванного объективными причинами  отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% вследствие целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.

Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.

Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:

изменении макроэкономических параметров - темпов роста и объемов  валового внутреннего продукта, структуры  занятости, показателей производительности труда, инфляции и размере заработной платы;

большом объеме скрытой заработной платы;

наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;

увеличении продолжительности  жизни;

высоком уровне смертности в трудоспособном возрасте.

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:

остается нерешенной проблема досрочных пенсий;

не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;

действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в  части, касающейся гарантий сохранности  средств пенсионных накоплений и  сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:

невозможности поддержания размера пенсий на социально  приемлемом уровне и увеличение численности  низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%;

недостаточности способов и механизмов формирования приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий  граждан;

отсутствию  у работодателя мотивации к принятию мер, направленных на улучшение условий  труда;

трансферт из федерального бюджета  в пенсионную систему на период как  минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта.

2.2 Стратегии совершенствования пенсионной системы России

Основными инструментами формирования, реализации и соблюдения конституционных прав граждан в области пенсионного обеспечения являются:

тарифно-бюджетная политика, в том числе изменение показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов федерального бюджета (регулирование объемов дефицита (профицита) бюджетов);

Информация о работе Пенсионная политика в России: достижения и просчеты