Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:42, реферат
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров. Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1 История развития Пенсионной системы России………………………………...5
1.1 Пенсионная система России в 1990-ые годы……………………………5
1.2 Современная пенсионная система………………………………….……6
2 Пенсионные реформы в РФ…………………………………………………...…15
2.1 Достижения и просчеты…………………………………………...….15
2.2Стратегии совершенствования пенсионной системы России………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………
параметрические изменения условий пенсионного обеспечения (требования к пенсионному возрасту, размеру страхуемого заработка и продолжительности страхового (трудового) стажа; к условиям реализации пенсионных выплат, ожидаемый период выплаты пенсии и др.);
формирование накопительной составляющей пенсионной системы, соотносимой с показателями развития финансового рынка и экономики страны в целом.
В этой связи будут изменяться и дополняться основные принципы совершенствования тарифно-бюджетной политики, реформирования института досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развития корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере.
Совершенствование тарифно-бюджетной политики
Основным принципом тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, размер которых влияет на приобретаемые пенсионные права, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей.
В соответствии с действующим законодательством тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих взносы за наемных работников в 2012 - 2013 гг., установлен в размере 22% + 10% с сумм, превышающих величину базы начисления страховых взносов.
В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается сохранить действующий тариф при условии:
поэтапного повышения уровня облагаемого заработка. Эти мероприятия целесообразно синхронизировать с мероприятиями по параметрическим изменениям пенсионной системы;
расширения охвата работающих обязательным пенсионным страхованием;
поэтапного приведения размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат;
установления дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
Преобразование системы досрочных пенсий
Основными принципами преобразования системы досрочных пенсий являются сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство, а также установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.
Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом она социально несправедлива.
Так, более 30% пенсионеров составляют лица, которым назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми и специальными условиями труда. При этом финансирование выплаты им пенсий осуществляется за счет общих средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а не страховых взносов работодателей.
Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему укомплектования рабочей силой производств с вредными и опасными условиями труда.
Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии систем медицинской и социальной реабилитации пострадавших на производстве.
Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. Наряду с производствами, где условия труда объективно неблагоприятны, нередко встречаются и такие, где условия труда не выходят за рамки допустимых санитарно-гигиенических норм, однако работники в связи с тем, что их профессии входят в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, пользуются правом на установление досрочных пенсий.
Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов. Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Реформирование досрочного пенсионного обеспечения является многогранной и комплексной задачей, в рамках выполнения которой требуется также предпринять меры по улучшению условий труда и стимулированию работодателя к модернизации рабочих мест. Следует предпринять меры по сокращению уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по обеспечению экономической мотивации улучшения работодателями условий труда.
Реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы
Основным принципом
Десятилетний опыт формирования
пенсионных накоплений показал ряд
проблем накопительной
отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;
отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;
несовершенство контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, которые не соответствует объему накоплений и уровню рисков;
неэффективность управления, реальное обесценивание средств пенсионных накоплений (в среднем за период 2004 - 2011 годов около 6% годовых при среднегодовой инфляции 10,1%, при этом среднегодовая индексация трудовой пенсии составила около 15%);
возрастание рыночных рисков (по которым ответственность
несет государство) по мере увеличения
объемов пенсионных накоплений в условиях
нехватки инструментов инвестирования
(1,8 трлн. рублей в 2011 году,
2,3 трлн. рублей в 2012году, 3,5 трлн. рублей
в 2014 году);
высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы (комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках (0,5 - 0,7%);
системная правовая коллизия,
связанная с организационно правовой
формой негосударственных пенсионных
фондов (указанные отношения
Исходя из анализа проблемных вопросов, проявившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы предлагается комплекс мер, направленных на ее поэтапную трансформацию в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в рамках гражданско-правовых (договорных) отношений. При этом предлагается предусмотреть обязательный характер платежа работодателя в систему добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения (по аналогии с платежом в пенсионную систему за членов летных экипажей и работников угольной отрасли), функцию по его администрированию закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации при участии субъектов отношений по формированию накопительной составляющей пенсионной системы.
В этой связи предусматривается:
введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений путем увеличения собственного капитала и резервов негосударственных пенсионных фондов, а также создания фондов солидарной ответственности, страховых фондов по аналогии со страхованием вкладов граждан в банковской сфере;
повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений, введение ежегодного раскрытия информации об их актуарной оценке;
модернизация системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений: создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений с помощью внедрения качественных характеристик деятельности соответствующих стандартов их разумного поведения, сконцентрировав контроль в рамках единого контролера за деятельностью негосударственных пенсионных фондов - Федеральной службы по финансовым рынкам;
целевое налоговое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;
совершенствование порядка формирования активов и прав застрахованных лиц;
совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов в целях обеспечения реальных механизмов сохранности средств пенсионных накоплений, гарантий прозрачности деятельности негосударственных пенсионных фондов;
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений с включением в него российских депозитарных расписок, муниципальных облигаций, акций компаний, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, инфраструктурных облигаций, имеющих государственную гарантию.
В целях снижения указанных
выше рисков накопительной составляющей
пенсионной системы, которые могут
снизить размер трудовых пенсий, а
также в виду недостаточной готовности
финансового рынка к
Альтернативным вариантом решения вопроса оптимизации дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации может явиться сохранение объема межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета на пенсионное обеспечение граждан.
В среднесрочной перспективе предлагается предусмотреть:
предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора:
- остаться в государственной
пенсионной системе
- подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%) и при условии самостоятельной уплаты в накопительную составляющую дополнительного платежа в размере 2% от заработной платы. Переход к этой модели предлагается осуществить с 2014 года;
расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
предоставление этим институтам и застрахованным лицам, формирующим пенсионные накопления, дополнительных налоговых льгот;
содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.
Все ранее сформированные пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в ранее установленном порядке.
Предложенная на краткосрочную перспективу мера по направлению части тарифа на накопительную составляющую в распределительную составляющую позволит, с одной стороны, повысить общий размер трудовой пенсии и, с другой - снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, например,
при направлении в распределительную
2% из 6% дефицит бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации снизится на более чем
на 0,21% валового внутреннего продукта
в бюджетный период и на 0,25% валового внутреннего
продукта к 2020 году; при перераспределении
4% - на 0,41% валового внутреннего продукта
в бюджетный период и
на 0,49% валового внутреннего продукта
к 2020 году.
Развитие корпоративного пенсионного обеспечения
В целях построения полномасштабной
системы пенсионного
Корпоративное пенсионное страхование должно способствовать решению следующих вопросов:
формированию уровня пенсий, обеспечивающих коэффициент замещения, превышающий 40% (в том числе для лиц с уровнем заработной платы выше среднего);
реформированию института досрочных пенсий;
модернизации накопительной
развитию инструментов управления персоналом в целях повышения его мотивации и закрепления лучших работников.
Функционирование институтов, позволяющих формировать право на корпоративную пенсию для работников в сфере добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), будет гарантировано введением нового правового регулирования деятельности финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов, банков и страховых компаний), устанавливающего требования по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговые льготы для финансирования пенсионных выплат.
Мерой по стимулированию развития систем корпоративного пенсионного обеспечения станет также изменение правового статуса пенсионных накоплений на основе перевода их из области публичного права в гражданско-правовые отношения.
Информация о работе Пенсионная политика в России: достижения и просчеты