Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение международных валютных отношений в Рocсии и её интеграции в мирoвую валютно-кредитную систему. Дoстижение поставленной цели предусматривает постанoвку cледующих задач:
-раcсмотрение эволюции валютных отнoшений и валютной cистемы в XX-XXIвеке.
-интеграция Российcкой Федерации в мирoвую валютно-кредитную систему;
- анализ развития и проблемы валютного регулирования Российской Федерации;
- перcпективы развития интеграциoнных процессов в мировой валютной сиcтемы 21в;
- характериcтика валютной пoлитики и её механизмoв в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы международных валютных отношений и их эволюция
1.1 Понятие валютных отношений и сущность валютных систем………………….5
1.2 Эволюция мировой валютной системы……………………………………………………..9
Глава2. Анализ тенденций интеграции России в мировую валютно-кредитную систему
2.1 Интеграция Российской Федерации в мировую валютно-кредитную систему……………………………………………………………………………………………………………..12
2.2 Взаимодействие России с международными финансовыми организациями…………………………………………………………………………………………………23
2.3 Анализ развития и проблемы валютного регулирования в РФ………………29
Глава 3. Перспективы развития интеграционных процессов в мировой валютной системе XXI века
3.1 Преимущества, недостатки и последствия вступления России в ВТО……………………………………………………………………………………………………………………34
3.2 Перспективы интеграции России со странами дальнего зарубежья и тенденции развития валютных отношений XXI века……………………………………..43
Заключение..........................................................................................................50
Список использованной литературы…………
2.2 Взаимодействие России с международными финансовыми организациями
В настоящее время управление задолженностью Российской Федерации перед международными финансовыми организациями (далее МФО) нацелено на минимизацию привлечения новых займов и ускоренное использование средств займов по действующим проектам. Следует исходить из необходимости сохранения сформировавшейся в предыдущие годы тенденции к привлечению займов МФО только на цели реализации задач общегосударственного значения, увеличивая при этом российское софинансирование осуществляемых проектов. Минимизация внешних заимствований не означает свертывание сотрудничества с международными финансовыми организациями. Акцент в отношениях с МФО в перспективе будет смещаться в сторону оказания России консультационно-аналитического содействия по структурному реформированию отдельных отраслей экономики, мониторингу макроэкономических и бюджетных параметров, использования Россией опыта международных организаций в организации проектного финансирования. При этом имеется в виду, что такое содействие будет оказываться за счет средств операционных бюджетов МФО, а также грантовых средств31. Решение задачи сокращения заимствований у МФО, однако, может потребовать некоторого увеличения объема привлекаемых от МФО средств, с тем, чтобы ускорить реализацию уже действующих проектов. Несмотря на имеющиеся положительные результаты осуществления проектов с привлечением средств МБРР (или Всемирного банка) и ЕБРР, надо отметить, что тематические проверки, проведенные, например, Счетной палатой РФ по вопросам исполнения отдельных займов, и рассмотрение всего портфеля проектов показывают, как правило, на недостаточно эффективное и рациональное использование заемных средств. Во многом это является следствием отсутствия опыта участия России в МФО и, тем более, в качестве страны-получателя их кредитов и услуг. С другой стороны, отсутствует опыт работы в местных условиях Российской Федерации самого Всемирного банка или ЕБРР, созданного специально для оказания финансовой помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки (по терминологии ООН того периода - слаборазвитых стран)32. Это является одной из основных причин того, что начиная со времени вступления Российской Федерации в члены Всемирного банка и ЕБРР ни один инвестиционный проект не был реализован без каких-либо проблем или выполнен в сроки, установленные ее соглашениями с этими организациями. Сроки завершения реализации проектов в ряде случаев достигали 8 лет. Нельзя исключить наличия субъективных причин, связанных с заинтересованностью персонала групп реализации проектов сохранять «status quo» (особенно когда их функции возлагаются на специально созданные для этих целей общественные фонды с высоким уровнем оплаты труда сотрудников и привлекаемых отечественных и иностранных консультантов).Для определения финансовой эффективности инновационного (инвестиционного) проекта, расходования средств и погашения кредитов МБРР/ЕБРР предлагается:1. При подготовке реализации инновационных (инвестиционных) проектов, финансируемых за счет средств займов МБРР и ЕБРР, определить потребность в инвестициях и/или гарантиях по привлекаемым финансовым ресурсам: общий объем инвестиций, необходимых для реализации инновационного проекта; объем финансирования, запрашиваемый у кредитора и других МФО; объем собственных привлекаемых средств и их доля в общей потребности финансирования; бюджетное финансирование (из федерального и регионального бюджетов) и/или средства внебюджетных фондов; заимствования на фондовом рынке (дополнительная эмиссия акций, выпуск облигаций и т.д.);объем необходимых гарантий и виды покрываемых ими рисков (технические, коммерческие, экологические и т.д.);дополнительное обеспечение возврата кредита (залог имущества заемщика, переуступка прав по контрактам на поставки производимой продукции и т.д.);предварительный краткий план денежных расходов, поступлений и выплат средств кредита МБРР33 (или ЕБРР) на период реализации инновационного проекта (источники возврата привлекаемых заемных средств и предварительный график возврата заемных средств, с учетом процента за кредит поставке процента ЛИБОР + 2,5%).
2. Процедура обработки
данных базируется на анализе
сравнительных характеристик (
а) экономическая эффективность проекта:
показатели эффективности проекта (сокращение государственных субсидий, экономия издержек производства, выпуск дополнительной продукции, рост экспортного потенциала и др.); увеличение поступлений в федеральный и региональный бюджеты;
б) экологическая эффективность проекта:
категория проекта с точки
зрения возможности неблагоприятного
воздействия и масштаб
в) социальная эффективность проекта.
3. Процедура ведения учета,
составления отчетности и
На основе учетных данных происходит стоимостная оценка объекта интеллектуальной собственности, который приходуется в виде нематериальных активов на балансе органа, ответственного за реализацию 34проекта (с обязательным условием его публичного размещения для ознакомления российской общественности с результатами научных изысканий и консультаций, проведенных в процессе реализации инновационного проекта).
В связи с этим целесообразно определить цикл направления отчетности ее потребителям, включая контролирующие органы. Цикл направления отчетности ее потребителям при реализации инновационного (инвестиционного) проекта, финансируемого за счет средств займов МББР и ЕБРР (под государственную гарантию субфедеральных органов исполнительной власти или муниципальную гарантию муниципального образования).
В процессе соблюдения условий
данной процедуры в условиях реализации
инновационного (инвестиционного) проекта
(реализация осуществляется предпринимательскими
структурами при участии
2.3 Анализ развития и проблемы валютного регулирования РФ
Интенсивное развитие трансграничного предпринимательства не только способствует развитию мировых финансовых рынков, международных валютных отношений, но и обостряет проблему выработки современных экономико-правовых инструментов регулирования валютных отношений. Интерес к данным проблемам обусловлен необходимостью формирования современной валютной политики России.39 Безусловно, ее параметры задаются сложными экономическими процессами. Вместе с тем в институциональном плане нельзя сбрасывать со счетов воздействие глобализации и влияние принципов международного права. Влияние финансового кризиса США влияние ощутили на себе многие государства, а траектория его движения традиционна для всех ключевых игроков: сфера ипотечного кредитования, банковский сектор, фондовые и валютные рынки.
Поскольку современное направление развития России обращено к превращению ее в один из ключевых финансовых центров, усиливается необходимость выработки эффективной концепции валютного регулирования и валютного контроля. Исторически институт валютного регулирования и валютного контроля развивался в системе финансового права, поскольку валютные отношения складывались в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, перераспределения и использования валюты и валютных ценностей. С переходом валютной политики в более либеральное русло и открытием границ, а также с отменой государственной валютной монополии феномен валютного регулирования и валютного контроля претерпел модернизацию под влиянием нового соотношения публичных и частных начал в регулировании валютных отношений.
Как следствие, серьезные
изменения произошли в
В связи со сложившейся ситуацией необходимо перераспределение государственных полномочий по валютному регулированию и валютному контролю согласно направлениям административной реформы. В условиях глобализации актуализируется проблема организации надгосударственного валютного регулирования42. На международном уровне валютное регулирование осуществляется такими международными финансовыми организациями, как Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, международные клубы кредиторов, Межгосударственный банк Содружества Независимых Государств и другие. Международной организацией, оказывающей косвенное воздействие на валютные правоотношения, выступает Всемирная торговая организация. Данные международные организации и Российская Федерация заключают международные договоры, регулирующие валютные операции, осуществляемые на мировых валютных рынках, и международные расчеты. Эти договоры могут быть различными: универсальными, региональными, многосторонними, двухсторонними, но именно договоры точно отражают действительные намерения сторонпридают надежность межгосударственным отношениям. Среди международно-правовых актов, так или иначе регулирующих валютные отношения, можно назвать Бреттон-Вудские соглашения 1944 г., которыми учреждены Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд.
В специальной литературе
отмечается, что деятельность органов
валютного регулирования и
Следует поддержать точку зрения Ж.У. Курмангалиева о том, что валютное регулирование является межотраслевым правовым институтом, объектом которого выступают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления валютных операций.43 При этом в данное понятие следует включать не только правомерное поведение субъектов, но и противоправное. К тому же следует отметить, что механизм валютного регулирования состоит не только из правового регулирования, он складывается из правового и экономического воздействия на субъекты валютных правоотношений. В свою очередь, рынок, согласно точке зрения И.И.Столярова, это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. Поэтому категории "валютное регулирование" необходимо дать более общее определение.44 Так, под валютным регулированием следует понимать систему государственного регулирования осуществления валютных сделок посредством юридических и экономических мер воздействия на них. При этом государственное валютное регулирование не должно являться предписанием, навязывающим какие-либо виды деятельности, они должны предоставлять человеку и гражданину возможность заниматься любой деятельностью по своему усмотрению (разумеется, в рамках закона)45.
Сущность валютного
Глава 3. Перспективы развития интеграционных процессов в мировой валютной системе XXI века
3.1 Преимущества, недостатки и последствия вступления России в ВТО
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом всемирной торговой организации (ВТО).Всемирная торговая организация "world trade organization" (как и многие другие международные организации) расположена в Женеве, в Швейцарии. Она учреждена в январе 1995 года и став преемником действовавшего с 1947 года секретариата генерального соглашения о торговле товарами ГАТТ.