Перспективы развития интеграционных процессов в мировой валютной системе XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение международных валютных отношений в Рocсии и её интеграции в мирoвую валютно-кредитную систему. Дoстижение поставленной цели предусматривает постанoвку cледующих задач:
-раcсмотрение эволюции валютных отнoшений и валютной cистемы в XX-XXIвеке.
-интеграция Российcкой Федерации в мирoвую валютно-кредитную систему;
- анализ развития и проблемы валютного регулирования Российской Федерации;
- перcпективы развития интеграциoнных процессов в мировой валютной сиcтемы 21в;
- характериcтика валютной пoлитики и её механизмoв в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы международных валютных отношений и их эволюция
1.1 Понятие валютных отношений и сущность валютных систем………………….5
1.2 Эволюция мировой валютной системы……………………………………………………..9
Глава2. Анализ тенденций интеграции России в мировую валютно-кредитную систему
2.1 Интеграция Российской Федерации в мировую валютно-кредитную систему……………………………………………………………………………………………………………..12
2.2 Взаимодействие России с международными финансовыми организациями…………………………………………………………………………………………………23
2.3 Анализ развития и проблемы валютного регулирования в РФ………………29
Глава 3. Перспективы развития интеграционных процессов в мировой валютной системе XXI века
3.1 Преимущества, недостатки и последствия вступления России в ВТО……………………………………………………………………………………………………………………34
3.2 Перспективы интеграции России со странами дальнего зарубежья и тенденции развития валютных отношений XXI века……………………………………..43

Заключение..........................................................................................................50
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Валютные Отношения 20-21 век 2003д во.docx

— 124.63 Кб (Скачать файл)

В ВТО входит 150 стран мира.46 Почти 30 стран мира ведут переговоры об условиях присоединения к ВТО. В их числе - Россия, Казахстан, Украина и многие другие. Годовой бюджет ВТО - примерно 80 млн. Долларов, он формируется за счет членских взносов. Практически все члены имеют в Женеве свои представительства при всемирной торговой организации. На долю членов ВТО приходится более 95% мировой торговли товарами и услугами. Высший руководящий орган ВТО - конференция министров. Она проводится, как минимум, 1 раз в год на уровне министров торговли или иностранных дел стран-членов ВТО. Текущим управлением деятельностью ВТО занимается генеральный совет, который заседает несколько раз в год в Женеве (обычно в него входят послы или главы представительств). Кроме того, в составе ВТО действуют десятки специализированных комитетов, экспертных групп. Задачи ВТО состоят в эффективной реализации многосторонних торговых отношений, выработанных и подписанных в результате многолетних переговоров. К основным из них относятся: генеральное соглашение о тарифах и торговле; соглашение по сельскому хозяйству; соглашение по текстилю и одежде; соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; соглашение по правилам происхождения.

Соглашения предусматривают  безусловное предоставление странами-участницами  ВТО режима наибольшего благоприятствования47. Тем самым в многостороннем порядке закрепляется право каждого договаривающегося государства пользоваться на основе взаимности всеми преимуществами в области торговли, мореплавания, правового положения граждан и т.п., Которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам.

Россию после вступления в ВТО ожидает немало проблем:

Во-первых, сегодня на мировом  рынке Россия представлена главным  образом сырьем. Уровень отечественных  высокотехнологичных продуктов - надо смотреть правде в глаза - серьезно уступает, как западному, так и восточному.

Во-вторых, защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего.

В-третьих, дело может закончиться  полным вытеснением российского  малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа - и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное - сельхозпроизводителей.

В-четвертых, интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости  от импорта высокотехнологичных  товаров. Тем более нельзя допустить  захвата иностранным капиталом  ключевых позиций в стратегически  важных сегментах российского рынка.

В-пятых, ВТО строит свою политику в смычке с Международным  Валютным Фондом - известным лоббистом  интересов США. Вливаясь в американскую систему расчетов, мы берем на себя не только радости свободного рынка, но и риски. Тот же мировой кризис, будь Россия в ВТО, ударил бы по стране во стократ ощутимее.

Но перечисленные минусы блекнут перед позитивными сторонами.

Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты  задает система ВТО, стимулируя, таким  образом, не столько товарообмен, сколько  технический прогресс.

Во-вторых, со вступлением  в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. И вместе с этим растет и уровень  жизни, и зарплаты, и настроение граждан.

В-третьих, ВТО защищает права  на интеллектуальную собственность, в  частности, регулирует острую для России проблему "утечки мозгов".

В-четвертых открытие экономических границ размоет и границы политические. Мы сможем беспрепятственно кататься погулять, хоть в Прагу, хоть в Лос-Анджелес.

Без развития экспорта, экономика так и будет отсталой. Без здоровой конкуренции России никогда не выйти на мировой уровень. Для того чтобы производить оборудование не хуже чем в Японии и США, необходимо активно ориентироваться на зарубежные рынки. Пример Китая здесь наиболее подходит.17 лет назад Россия не была готова попасть в ВТО, сегодня - должна сделать этот шаг48. В результате присоединения к ВТО компании получат возможность защищаться в международных судебных органах от неправомерных санкций в отношении своего экспорта. Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли. Условия международной торговли не раз и навсегда данные. Они постепенно либерализуются в ходе регулярных раундов торговых переговоров в ВТО. В нынешних условиях Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны. Например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), особые правила торговли энергоносителями и так далее.

Предприятия - производители  и разработчики сложной продукции  высоких технологий должны стремиться объединяться в холдинги для того, чтобы значительно повысить свою конкурентоспособность. При объединении  должна возникнуть более эффективная  бизнес-система, способная создавать  ноу-хау, технологии, конкурентоспособную  продукцию, обеспечивать реализацию, завоевывая и удерживая существенную долю рынка. Кроме того, необходимо обозначить следующие отрицательные стороны присоединения к ВТО. Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин. Нет гарантий, что не произойдет "компенсации" сокращения таможенных доходов при либерализации импорта в ВТО за счет дополнительных внутренних налогов на бизнес либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа. Вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону49 перерабатывающих мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Концепция торгово-промышленной палаты российской федерации программа подготовительных работ ее элементы и этапы как государственной программы торгово-промышленная палата России видит в следующем:

1. Безотлагательная разработка  и утверждение промышленной (отраслевой  и инновационной) политики России, включая аграрную. Выделение в ней приоритетных отраслей и производств для избирательной (временной) протекционистской защиты и для поощрения промышленного экспорта и экспорта услуг.

2. Формирование постоянно  действующих государственных механизмов  с целью адаптации отдельных  важнейших отраслей экономики  (видов производств), регионов и  мелкого и среднего бизнеса  к возрастающей импортной конкуренции,  а также для стимулирования  промышленного, в том числе  наукоемкого экспорта страны. Адекватное  бюджетное финансирование этих  механизмов.

3. Завершение законотворческой  работы, необходимой для защиты  отечественных предприятий при  обязательном привлечении к ней  объединений российского бизнеса.  Профессиональная экспертиза новых  законопроектов на их соответствие  нормам и правилам ВТО50.

4. Создание государственной  системы внешнеэкономической информации  для отечественного бизнеса, ориентирующей  его в нормах и правилах  ВТО, конъюнктуре основных рынков  товаров и услуг, ценах и  условиях торговли для отечественного  экспорта и импорта. С участием  объединений предпринимателей такая  система должна дополняться базой  внешнеэкономического консультирования, подготовки кадров (в т. ч. по  ВТО), обоснованными рекомендациями  по привлечению в случае необходимости  надежных зарубежных юридических  фирм для разрешения торговых  споров.

5. Изменение организации  и тактики переговоров о присоединении  к ВТО, и в частности:

а) отказ от сложившейся  ведомственной келейности в разработке и реализации российской позиции  на переговорах. Обязательное привлечение  для этих целей авторитетных объединений  российских деловых кругов.

б) проведение в ходе переговоров  твердой линии на первоначальное "связывание" ставок российского  таможенного тарифа на уровне не ниже ставок действующего тарифа. Согласование конечных значений такого "связывания", продолжительности и условий  переходных периодов, а также фиксация режимов (исключений) для иностранных  поставщиков услуг на российском рынке на базе интересов и требований отечественной экономики и промышленной политики России. Отстаивание уровней  аграрной поддержки, адекватных потребностям страны;

в) отказ от установления "мобилизующих дат" приема России в ВТО, что лишь усиливает давление иностранных партнеров на российских переговорщиков; г) проведение регулярных обзоров и оценок промежуточных  итогов переговоров с участием авторитетных объединений российского бизнеса. Участие их представителей на постоянной основе в работе правительственной  комиссии России по ВТО.

6. При присоединении России  к ВТО не должен быть нанесен  ущерб союзу с республикой  Беларусь, таможенному союзу стран  СНГ и зоне свободной торговли  содружества независимых государств в целом.

Призывая правительство  к проведению таких мер, большинство  проанкетированных российских предприятий  полагают, что и со своей стороны  они смогут провести необходимую  подготовку к участию в ВТО. Такая  подготовка должна включать выбор конкурентоспособной  специализации при экспорте и  продажах на отечественном рынке, обновление основных фондов, создание на предприятиях конъюнктурных подразделений и  юридических служб, владеющих вопросами ВТО. Гораздо большая организованность в процессе подготовки к ВТО требуется и от объединений российского бизнеса. Пока они выступают здесь разрозненно, тем самым снижая в глазах власти авторитетность их мнений. Поэтому назрело создание объединенного консультативного совета российского бизнеса по проблемам ВТО. Торгово-промышленная палата России призывает отраслевые и функциональные объединения деловых кругов совместно с ТПП создать такой совет, который непосредственно взаимодействовал бы в своей работе с правительственной комиссией России по ВТО и российской переговорной делегацией по всем обозначенным выше вопросам.

Рассмотрим последствия  вступления России в ВТО51. Уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции. 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий. Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры. Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные52 правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.

Поглощение или уничтожение  отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.

Значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку  только совершенно безрассудный бизнесмен  будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем.

Информация о работе Перспективы развития интеграционных процессов в мировой валютной системе XXI века