Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:13, контрольная работа
Слово «капитал» происходит от латинского capitalis — главный. Как особый фактор производства капитал объединяет любые производительные ресурсы: станки, оборудование, инструмент, новейшие технологии и разработки, программные продукты, созданные людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.
1. Введение 3
Социально- экономическая сущность капитала, его структура 5
Первоначальный капитал 8
Особенности современного накопления 12
Заключение 14
Особенности олигополии 15
2. Введение 15
Олигополия и рыночная концентрация 16
Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии 20
Основная характеристика олигополии 21
Олигополия и эффективность 23
Заключение 25
Литература 27
Заключение.
Низкий уровень развития производительных сил, относительно небольшая величина создаваемого прибавочного продукта сдерживают размеры накопления. Отрицательно сказывается и сохранение в большинстве развивающихся стран позиций иностранного капитала, который, как правило, господствует в наиболее прибыльных сферах экономики и вывозит в метрополию значительную часть получаемой прибыли. После завоевания политической независимости создались относительно лучшие условия для накопления национального капитала. Существенную роль играет государство, которое ограничивает сферу деятельности иностранного капитала, снижая размеры прибылей, вывозимых в метрополию, и национализируя принадлежащие ему предприятия. Государство пытается привлечь для накопления средства некапиталистических классов общества — феодалов, крестьянства, а также за счёт внешних займов. Норма накопления капитала в результате такой политики в современных условиях возросла. Всё большее число стран ищет решение проблем расширенного воспроизводства не на основе накопления капитала, а на путях некапиталистического развития, ведущего к социализму. Накопление капитала происходит в условиях анархии, диспропорций и т. п., производство продукции увеличивается в таких масштабах, что рынок не в состоянии её поглотить, ведёт к перепроизводству капитала или перенакоплению. Связанное с накоплением "...противоречие этого капиталистического способа производства заключается именно в его тенденции к абсолютному развитию производительных сил, которое постоянно вступает в конфликт с теми специфическими условиями производства, в которых движется и только может двигаться капитал" (Маркс К., т. 25, ч. 1, с. 282—83). Капиталистический процесс производства нарушается экономическими кризисами, а накопление капитала в условиях капитализма носит циклический характер.
Особенности олигополистического рынка.
Введение.
В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Дело в том, что исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. Иными словами, изучив картину рыночной экономики, которая сложилась к концу ХХ века и динамизм всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и социальных преобразованиях.
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (3 - 5 ) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и диференцирована.
Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов : руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров
(автомобили). Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы : техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между
олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - “картельное соглашение”. Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден
учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники
картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части
рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.
Невозможность
полностью и постоянно
Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком. Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило : чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики. Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж.
Понятие рыночной концентрации тесно связано с количеством фирм-участников рынка, то есть компаний, выпускающих сходный продукт и конкурирующих между собой в борьбе за потребителя. Существуют различные показатели, измеряющие рыночную концентрацию. Отраслевой показатель рыночной концентрации чаще всего рассчитывается как доля продаж 4 или 8 крупнейших фирм в общем объеме отраслевого выпуска ( в процентах )..
В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один
показатель рыночной концентрации — доля отдельного предприятия на рынке. Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.
Закон РФ «О конкуренции
и ограничении
товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г. является первым в истории
современной России
антимонопольным
способствовать созданию благоприятных условий для добросовестной конкуренции и конкурентной среды.
В целях проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства в законе предусмотрено образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделение их рядом властных полномочий. Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, направлены на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым понятием является «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» совпадают. В соответствии с законом для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. В дальнейшем в соответствие Законом «О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше. Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации. Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм. Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы, поэтому если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.
В то же время исследования, проведенные Государственным комитетом по антимонопольной политике, показывают, что монополий национального масштаба, т.е. предприятий, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного и в основном это так называемые «технологические монополии»: военно-промышленный комплекс, газодобыча, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, почта и др. Для России более характерны следующие модели:
- локальный (региональный) монополизм в масштабах региональных товарных
рынков. Это – предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции,
(свеклосахарной, масложировой, например, на Кубани) или по обслуживанию
населения в отдельных районах страны.
- олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных
предприятий, занимающих доминирующее положение, например, производство
легковых автомобилей; высококачественных кондитерских изделий, шампанских вин и т.п.; наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров, например, концерн «Газпром», РАО «ЕЭС».
Действующее антимонопольное законодательство в России, только формируется. Это законодательство имеет ряд недостатков, в частности:
не разработана целостная система объективных показателей статистики
концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих стран рыночной экономики; отсутствие утвержденного показателя доли продаж на региональном рынке для предприятий, выпускающих различную продукцию, что не позволяет объективно выявить фирму–монополиста; не учтен в достаточной мере степени опыт развитых стран в области антимонопольного законодательства. недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства; отсутствие четкой ясности по санкциям к предприятиям-монополистам и выхода их из этого состояния;
Создание и использование действенного антимонопольного законодательства являются основой для здоровой конкуренции и на этой базе повышения эффективности функционирования субъектов рыночной экономики в России.
В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом
так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к
предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение,
могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки. Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.