Особенности современных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе
Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:
- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;
- проанализировать роль культуры в обществе;
- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;
- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6
1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9
1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13
Глава 2. Особенности современных субкультур
2.1 Сущность и функции……………………………………………...……18
2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27
2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31
2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34
2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

subculture.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

Глава 1. Культура, как социальный институт

1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6

1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9

1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13

Глава 2. Особенности  современных субкультур

2.1 Сущность и функции……………………………………………...……18

2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27

2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31

2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34

2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Существование молодежных субкультур долгими годами воспринималась как  патология, или присутствие чужих  и враждебных элементов. Свойственно, до конца 80-х годов не было известно, как исследовать и вообще ли исследовать  разнообразных чудаков, которые  всякими способами пытались найти  свое место в мире.

Сейчас заинтересованность субкультурными группами в мире растет.

Учитывая хронологические ограничения  в моем труде будет рассматриваться  явление молодежных субкультур через  призму общих социологических теорий и классификации этих течений  на примере тех мировых субкультур, которые формулировали и дальнейшее формулируют мировоззрение молодых  людей в мире и в России в  частности.

Еще 15 лет тому назад отношение  к хиппи, панков, металлистов было очень негативным. Считали лучшим умалчивать, скрывать, запрещать. То, над  чем обычный гражданин смеялся, из чего удивлялся, как оказалось, может  нести огромный пласт информации : не просто парень с длинными волосами, весь в черной одежде, а лицо, которое  имеет собственные нормы и  принципы, не боится выделиться из толпы  и довести свою истину. Нужно отметить, что сравнительно недавно появились  книги, статьи, передачи СМИ относительно неформальных движений. В целом субкультурная  жизнедеятельность молодежи в последнее  десятилетие перестала восприниматься как что-то ужасное и считаться  источником социальной угрозы. Ее общая  девиантность и аномия осознается как  полностью естественный и даже необходимый  контрапункт общественному мэйнстриму.

Актуальность темы работы, диктуется малой изученностью механизмов движущих сил субкультур, понимание которых может стимулировать социокультурные действия в желательном для общества направлении. Неоспоримо доказано, что существует прямая связь между изменениями в обществе и возникновением и развитием новых музыкальных течений и культур, основанных на этих изменениях.

Люди, которые не принимали  норму общества, существовали всегда. Еще в древней Греции философ  Диоген был известен тем, который  жил в бочке, в эпоху Средневековья  отрицали доминирующие каноны церкви еретики. При выборе жизненного пути и становлении мировоззрения  те, которые не находят поддержки  и одобрения в обществе, идут в  другой мир, неофициальный и неформальный. Там они создают свою систему  коммуникаций, нормы и правила. Они  делят всех на «своих» и «чужих». Одной из основных целей этой работы будет попытка соединить звеном, мостиком, который расскажет «этому»  миру о них, иногда странных и непонятных, иногда страшных и агрессивных, причудливых  и чужих. Эта работа посвящена  актуальной в современных условиях проблеме изучения молодежной субкультуры. Невзирая на относительно большое количество информации из данной темы, исследователи  и сейчас сталкиваются с определенными  трудностями при изучении этого  феномена. В работе затронут вопрос о соотношении «peer groups» с молодежной субкультурой, что было предметом  интереса известных западных исследователей-социологов.

Много авторитетных исследователей, описывая современное состояние  молодежной субкультуры, чаще делают вывод  о коренных изменениях в ней. При  этом глубина и содержание кризисной  ситуации остаются мало изученными и  нуждаются в дальнейшем анализе.

Объект: субкультура и неформальные объединения

Предмет: субкультура в социологическом измерении и ее влияние на культуру общества

Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе

Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:

- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;

- проанализировать роль культуры в обществе;

- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;

- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;

- дать характеристику типологии современной культуры;

- изучить вопрос о дифференциации по субкультурному признаку;

- дать характеристику молодёжной субкультуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Культура, как социальный институт

1.1 Сущность и  функции культуры

Одним из самых ценных достижений социума, который влияет на фундаментальные  процессы в нем, есть культура. Сначала  слово «культура» (лат. cultura agri) означало присмотр земли. Впоследствии им стали  помечать все, что создал человек, а  культурой считать все, что отличает человека от природы. В этом понимании  развитие человечества — это развитие его культуры.

Культура как социальный феномен — явление сложное, полиструктурное. Она интегрирована в разнообразные  сферы жизнедеятельности человека. Отсюда — неоднозначность самой  дефиниции культуры, ее логической структуры, сущности и форм. Каждое из определений культуры фиксирует  реальные и значимые черты и особенности  культуры, но ни одно из них не исчерпывает1.

Культура как предмет  социологического анализа является совокупностью структур, процессов, связанных с функционированием  общества на разных уровнях развития, системой контроля за социальным поведением (система социальных структур и социальных отношений относительно культурного  феномена, особенности взаимодействия культуры как социального института  с обществом).

Традиционно культуру рассматривают  как совокупность ценностей. Ценностное измерение — один из важнейших  в культуре. Следовательно, в узком  значении культура — ценности, убеждения, образцы, нормы поведения, присущие определенной социальной группе, конкретному  обществу; в широком — социальный механизм взаимодействия (средства, способы, образцы) личности, сообщества со средой существования (естественным и социальным), которые обеспечивают передачу опыта  и развитие деятельности. То есть культура является качественной характеристикой  человеческой деятельности, сквозной общественной системой, которая пронизывает  все общество, все его отрасли  и структуры. Разнообразие проявлений человеческой культуры отвечает многогранности человеческой деятельности.

Культура (лат. cultura — присмотр, образование, развитие) — структурный  элемент социальных отношений, совокупность научного знания, практических навыков, бытового и теоретического сознания, высокой духовности, необходимых  для развития общества и человека, формирования личности.

Культура как социальный институт реализует свою деятельность через определенные функции.

Творческая функция. Заключается  в продуцировании новых знаний, норм, ценностей, их обновления, а в отдельных  случаях заимствование из других культур и народов. При этом культура, используя достижение мировой цивилизации, должна превращать их в национальные образцы, создавать на их основе собственные  экономические и политические структуры, формировать менталитет нации. Полнота  реализации этой функции зависит  от исторического опыта, умения разрешать  социокультурные проблемы, знаний и  учета традиций, обычаев, сил социальной инерции, состояния общественной мысли, верований, убеждений, общественных санкций  и поощрений, признанных в обществе. В наши сутки развитие общества находится  в прямой зависимости от производства знаний, которые превращаются в особенную  разновидность индустрии. Индустрия  знаний, которая производит и потребляет информацию, определяет тип культуры.

Функция накопления, сохранения, трансляции знаний, норм, средств поведения, ценностей, значений, социального опыта. Основными механизмами культурной наследственности является естественная память людей, коллективная память, сохраненная  в языке, духовной культуре, в вещественных средствах — текстах, книгах, архитектурных  достопримечательностях и др.

Ценностно-нормативная функция. Фиксирует цели, перспективы и  проекты человеческой деятельности. Оказывается в существовании  обязательного для личности социокультурного минимума.

Коммуникативная функция. Обеспечивает интеграцию общества и социальных групп. Заключается в нормативизации, поддержке  наследования разнообразных культурных форм. Оказывается, в частности, через  механизм межкультурной коммуникации, то есть через механизм восприятия «нового», социального общения, обмена информацией между людьми, которые  являются носителями отличных между  собой ценностей, стереотипов, поведенческих  форм2.

Селекционная функция. Заключается  в оценке и классификации наследуемых  ценностей и норм, определении  их места и роли в решении проблем  развития общества в определенный период. С этой точки зрения феномен современной  российской культуры формируется под воздействием трех культурных векторов: новой системы ценностей, «импортированной» из стран западной цивилизации вместе с рыночными моделями экономики; бывшей старой «советской» системы ценностей, поведенческих стереотипов, доминирующих в сознании большинства людей; ценности традиционной национальной культуры, которые быстро возрождаются в условиях РФ.

Мировоззренческая (гносеологическая) функция. Заключается во влиянии  на формирование и развитие мировоззрения  как существенного элемента культуры, в пределах определенной культурной системы;

Адаптационная функция. Тесно  связанная с влиянием культуры на социализацию личности, поскольку процесс  адаптации начинается из усвоения общепринятого, распространенного;

Функция социального контроля. Оказывается в действии таких  субстанционных элементов культуры, как право и мораль.

 

1.2. Формы и разновидности культуры

В зависимости от масштабов и  форм взаимодействия разных субъектов  с окружением различают формы  и виды культуры. Социологи выделяют в первую очередь две особенных формы культуры:

1) материальную — совокупность опредмеченных результатов человеческой деятельности, которая включает как физические объекты, созданные в результате деятельности людей (жилые дома, орудия труда, книги, продукты, одел, украшения и тому подобное), так и естественные объекты, которые используются людьми. Первые называют артефактами. Артефакты всегда имеют определенную ценность для человека, определено символическое значение, выполняют определенные функции.

2) духовную — совокупность результатов деятельности, которая включает нематериальные объекты, созданные умом и чувствами человека (язык, знание, традиции, мифы, символы и тому подобное). Они существуют в сознании человека, поддерживаются человеческим общением, но к ним нельзя дотронуться, физически почувствовать. Нематериальные объекты нуждаются в материальных посредниках: знания содержатся в книгах, традиция приветствия воплощается в рукопожатии и тому подобное.

В зависимости от того, кто создает  культуру и которым является ее уровень, различают ее виды.

Так, общечеловеческая культура — это культура, выработанная человечеством в течение всей истории его существования. Она основывается на общечеловеческих ценностях — истине, добре, красоте, справедливости и тому подобное. В пределах отдельного общества выделяют такие формы культуры, как элитарная, народная и массовая.

Элитарная культура — совокупность артефактов, которые благодаря своей изысканности доступные в основном узкому кругу людей, культурной элите.

К элитарной, высокой ли, культуры принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утонченное искусство, что  они предназначены для высокообразованных людей. Создается элитарная культура специалистами высокого класса.

Народная культура (ее еще называют любительской, фольклором ли) — это примитивная культура. Она создается любителями-творцами, которые не имеют профессиональной подготовки, и связанная с жизнью широких народных масс. Ее представляют сказки, легенды, мифы, песни, танцы, живопись. По форме проявления элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми3.

В современном обществе под воздействием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура, которая апеллирует ко всем и рассчитанная на массовое употребление. Она распространяется средствами массовой информации и появилась в середине ХХ ст., когда средства массовой информации стали доступными всем слоям населения. Массовая культура вытесняет и элитарную, и народную. Ей присущая поверхностность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и гораздо меньше обогащает личность духовно, чем элитарная или народная культура. Понятное дело, бывают и исключения.

Каждое общество имеет некоторую  совокупность культурных образцов, которые  воспринимаются всеми членами общества. Такая совокупность называется доминирующей культурой.

В то же время отдельные группы общества развивают определены культурные комплексы, которые не воспринимаются всеми членами общества, то есть формируют свою культуру, которая  отличается от доминирующей и называется субкультурой. Это самостоятельное целостное образование в пределах доминирующей культуры (ценностей, норм, убеждений, образцов поведения и тому подобное), модифицированных в соответствии с вековыми, профессиональными, классовыми, территориальными и другими особенностями определенной социальной группы, сообщества. Например, этническая или профессиональная субкультура, субкультура организации и тому подобное Профессиональная культура тесно связана с содержанием профессиональной деятельности, ролью, которую она играет в обществе, организацией рабочего места представителей данной профессии. На нее оказывает большое влияние профессиональное образование и подготовка. Субкультуры отмечаются от доминирующей культуры определенными специфическими особенностями, которые отвечают условиям жизнедеятельности сообщества, группы. В субкультуре хранятся принципы доминирующей культуры, ее шкала ценностей, но возникают дополнительные элементы, например нормы, которые обеспечивают регуляцию связей в соответствующих социальных институтах, — военная, врачебная, образовательная, семейная субкультуры и тому подобное.

Информация о работе Особенности современных субкультур