Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:06, курсовая работа
Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе
Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:
- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;
- проанализировать роль культуры в обществе;
- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;
- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6
1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9
1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13
Глава 2. Особенности современных субкультур
2.1 Сущность и функции……………………………………………...……18
2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27
2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31
2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34
2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры…………………………………………6
1.2 Формы и разновидности культуры……………………………………..9
1.3 Роль культуры в обществе……………………………………………..13
Глава 2. Особенности современных субкультур
2.1 Сущность и функции……………………………………………...……
2.2 Проявление субкультуры в обществе…………………………...…….27
2.3 Типология современной культуры………………………………...…..31
2.4 О дифференциации по субкультурному признаку…………………...34
2.5 Молодёжные субкультуры……………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Существование молодежных субкультур долгими годами воспринималась как патология, или присутствие чужих и враждебных элементов. Свойственно, до конца 80-х годов не было известно, как исследовать и вообще ли исследовать разнообразных чудаков, которые всякими способами пытались найти свое место в мире.
Сейчас заинтересованность субкультурными группами в мире растет.
Учитывая хронологические
Еще 15 лет тому назад отношение
к хиппи, панков, металлистов было
очень негативным. Считали лучшим
умалчивать, скрывать, запрещать. То, над
чем обычный гражданин смеялся,
из чего удивлялся, как оказалось, может
нести огромный пласт информации
: не просто парень с длинными волосами,
весь в черной одежде, а лицо, которое
имеет собственные нормы и
принципы, не боится выделиться из толпы
и довести свою истину. Нужно отметить,
что сравнительно недавно появились
книги, статьи, передачи СМИ относительно
неформальных движений. В целом субкультурная
жизнедеятельность молодежи в последнее
десятилетие перестала
Актуальность темы работы, диктуется малой изученностью механизмов движущих сил субкультур, понимание которых может стимулировать социокультурные действия в желательном для общества направлении. Неоспоримо доказано, что существует прямая связь между изменениями в обществе и возникновением и развитием новых музыкальных течений и культур, основанных на этих изменениях.
Люди, которые не принимали
норму общества, существовали всегда.
Еще в древней Греции философ
Диоген был известен тем, который
жил в бочке, в эпоху Средневековья
отрицали доминирующие каноны церкви
еретики. При выборе жизненного пути
и становлении мировоззрения
те, которые не находят поддержки
и одобрения в обществе, идут в
другой мир, неофициальный и неформальный.
Там они создают свою систему
коммуникаций, нормы и правила. Они
делят всех на «своих» и «чужих».
Одной из основных целей этой работы
будет попытка соединить
Много авторитетных исследователей, описывая современное состояние молодежной субкультуры, чаще делают вывод о коренных изменениях в ней. При этом глубина и содержание кризисной ситуации остаются мало изученными и нуждаются в дальнейшем анализе.
Объект: субкультура и неформальные объединения
Предмет: субкультура в социологическом измерении и ее влияние на культуру общества
Цель: Исследовать неформальные объединения как самое яркое проявление субкультуры в контексте взаимовлияний разных социальных явлений в обществе
Задание в соответствии с поставленной целью за избранной темой:
- изучить сущность, функции, формы и разновидности культуры;
- проанализировать роль культуры в обществе;
- охарактеризовать сущность и функции субкультуры;
- рассмотреть особенности проявления субкультуры в обществе;
- дать характеристику типологии современной культуры;
- изучить вопрос о дифференциации по субкультурному признаку;
- дать характеристику молодёжной субкультуры.
Глава 1. Культура, как социальный институт
1.1 Сущность и функции культуры
Одним из самых ценных достижений социума, который влияет на фундаментальные процессы в нем, есть культура. Сначала слово «культура» (лат. cultura agri) означало присмотр земли. Впоследствии им стали помечать все, что создал человек, а культурой считать все, что отличает человека от природы. В этом понимании развитие человечества — это развитие его культуры.
Культура как социальный
феномен — явление сложное, полиструктурное.
Она интегрирована в
Культура как предмет социологического анализа является совокупностью структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях развития, системой контроля за социальным поведением (система социальных структур и социальных отношений относительно культурного феномена, особенности взаимодействия культуры как социального института с обществом).
Традиционно культуру рассматривают как совокупность ценностей. Ценностное измерение — один из важнейших в культуре. Следовательно, в узком значении культура — ценности, убеждения, образцы, нормы поведения, присущие определенной социальной группе, конкретному обществу; в широком — социальный механизм взаимодействия (средства, способы, образцы) личности, сообщества со средой существования (естественным и социальным), которые обеспечивают передачу опыта и развитие деятельности. То есть культура является качественной характеристикой человеческой деятельности, сквозной общественной системой, которая пронизывает все общество, все его отрасли и структуры. Разнообразие проявлений человеческой культуры отвечает многогранности человеческой деятельности.
Культура (лат. cultura — присмотр, образование, развитие) — структурный элемент социальных отношений, совокупность научного знания, практических навыков, бытового и теоретического сознания, высокой духовности, необходимых для развития общества и человека, формирования личности.
Культура как социальный институт реализует свою деятельность через определенные функции.
Творческая функция. Заключается в продуцировании новых знаний, норм, ценностей, их обновления, а в отдельных случаях заимствование из других культур и народов. При этом культура, используя достижение мировой цивилизации, должна превращать их в национальные образцы, создавать на их основе собственные экономические и политические структуры, формировать менталитет нации. Полнота реализации этой функции зависит от исторического опыта, умения разрешать социокультурные проблемы, знаний и учета традиций, обычаев, сил социальной инерции, состояния общественной мысли, верований, убеждений, общественных санкций и поощрений, признанных в обществе. В наши сутки развитие общества находится в прямой зависимости от производства знаний, которые превращаются в особенную разновидность индустрии. Индустрия знаний, которая производит и потребляет информацию, определяет тип культуры.
Функция накопления, сохранения,
трансляции знаний, норм, средств поведения,
ценностей, значений, социального опыта.
Основными механизмами
Ценностно-нормативная функция. Фиксирует цели, перспективы и проекты человеческой деятельности. Оказывается в существовании обязательного для личности социокультурного минимума.
Коммуникативная функция. Обеспечивает интеграцию общества и социальных групп. Заключается в нормативизации, поддержке наследования разнообразных культурных форм. Оказывается, в частности, через механизм межкультурной коммуникации, то есть через механизм восприятия «нового», социального общения, обмена информацией между людьми, которые являются носителями отличных между собой ценностей, стереотипов, поведенческих форм2.
Селекционная функция. Заключается в оценке и классификации наследуемых ценностей и норм, определении их места и роли в решении проблем развития общества в определенный период. С этой точки зрения феномен современной российской культуры формируется под воздействием трех культурных векторов: новой системы ценностей, «импортированной» из стран западной цивилизации вместе с рыночными моделями экономики; бывшей старой «советской» системы ценностей, поведенческих стереотипов, доминирующих в сознании большинства людей; ценности традиционной национальной культуры, которые быстро возрождаются в условиях РФ.
Мировоззренческая (гносеологическая) функция. Заключается во влиянии на формирование и развитие мировоззрения как существенного элемента культуры, в пределах определенной культурной системы;
Адаптационная функция. Тесно связанная с влиянием культуры на социализацию личности, поскольку процесс адаптации начинается из усвоения общепринятого, распространенного;
Функция социального контроля. Оказывается в действии таких субстанционных элементов культуры, как право и мораль.
1.2. Формы и разновидности культуры
В зависимости от масштабов и форм взаимодействия разных субъектов с окружением различают формы и виды культуры. Социологи выделяют в первую очередь две особенных формы культуры:
1) материальную — совокупность опредмеченных результатов человеческой деятельности, которая включает как физические объекты, созданные в результате деятельности людей (жилые дома, орудия труда, книги, продукты, одел, украшения и тому подобное), так и естественные объекты, которые используются людьми. Первые называют артефактами. Артефакты всегда имеют определенную ценность для человека, определено символическое значение, выполняют определенные функции.
2) духовную — совокупность результатов деятельности, которая включает нематериальные объекты, созданные умом и чувствами человека (язык, знание, традиции, мифы, символы и тому подобное). Они существуют в сознании человека, поддерживаются человеческим общением, но к ним нельзя дотронуться, физически почувствовать. Нематериальные объекты нуждаются в материальных посредниках: знания содержатся в книгах, традиция приветствия воплощается в рукопожатии и тому подобное.
В зависимости от того, кто создает культуру и которым является ее уровень, различают ее виды.
Так, общечеловеческая культура — это культура, выработанная человечеством в течение всей истории его существования. Она основывается на общечеловеческих ценностях — истине, добре, красоте, справедливости и тому подобное. В пределах отдельного общества выделяют такие формы культуры, как элитарная, народная и массовая.
Элитарная культура — совокупность артефактов, которые благодаря своей изысканности доступные в основном узкому кругу людей, культурной элите.
К элитарной, высокой ли, культуры
принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная
литература, утонченное искусство, что
они предназначены для
Народная культура (ее еще называют любительской, фольклором ли) — это примитивная культура. Она создается любителями-творцами, которые не имеют профессиональной подготовки, и связанная с жизнью широких народных масс. Ее представляют сказки, легенды, мифы, песни, танцы, живопись. По форме проявления элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми3.
В современном обществе под воздействием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура, которая апеллирует ко всем и рассчитанная на массовое употребление. Она распространяется средствами массовой информации и появилась в середине ХХ ст., когда средства массовой информации стали доступными всем слоям населения. Массовая культура вытесняет и элитарную, и народную. Ей присущая поверхностность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и гораздо меньше обогащает личность духовно, чем элитарная или народная культура. Понятное дело, бывают и исключения.
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые воспринимаются всеми членами общества. Такая совокупность называется доминирующей культурой.
В то же время отдельные группы общества развивают определены культурные комплексы, которые не воспринимаются всеми членами общества, то есть формируют свою культуру, которая отличается от доминирующей и называется субкультурой. Это самостоятельное целостное образование в пределах доминирующей культуры (ценностей, норм, убеждений, образцов поведения и тому подобное), модифицированных в соответствии с вековыми, профессиональными, классовыми, территориальными и другими особенностями определенной социальной группы, сообщества. Например, этническая или профессиональная субкультура, субкультура организации и тому подобное Профессиональная культура тесно связана с содержанием профессиональной деятельности, ролью, которую она играет в обществе, организацией рабочего места представителей данной профессии. На нее оказывает большое влияние профессиональное образование и подготовка. Субкультуры отмечаются от доминирующей культуры определенными специфическими особенностями, которые отвечают условиям жизнедеятельности сообщества, группы. В субкультуре хранятся принципы доминирующей культуры, ее шкала ценностей, но возникают дополнительные элементы, например нормы, которые обеспечивают регуляцию связей в соответствующих социальных институтах, — военная, врачебная, образовательная, семейная субкультуры и тому подобное.