Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью аналитического осмысления проблем, связанных с потребностью совершенствования форм и структуры, привлекаемых в экономику инвестиций, способных реально содействовать созданию конкурентоспособной белорусской экономики и росту благосостояния населения.
Целью курсовой работы являются оценка путей повышения эффективности инвестиционных процессов и выявление факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятного инвестиционного климата в Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Экономическое содержание, классификация и виды инвестиций 5
1.2 Иностранные инвестиции: понятие, виды и причины……………………..8
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 12
2.2 Анализ динамики и структуры привлеченных иностранных инвестиций 17
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь 22
3.2 Перспективные направления привлечения иностранных инвестиций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 31

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается  быстро преодолевать экономические  кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда для стимулирования более высокой производительности работников.

Иностранные инвестиции – это капиталы, экспортированные из одной страны и вложенные в дело или предприятие на территории другой страны, т.е. за рубежом. В результате такой сделки переносится уже не акт реализации заключенной в экспортируемом товаре прибыли, а сам процесс ее создания. Таким образом, происходит вывоз капитала и это означает перемещение его за рубеж с целью извлечения предпринимательской прибыли или получения процента.

К основным видам иностранных  инвестиций относятся: прямые иностранные  инвестиции; портфельные иностранные  инвестиции; прочие (кредитные) иностранные инвестиции.

К прямым иностранным  инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал. В состав прямых инвестиций входят:

  • вложение компаниями за рубеж собственного капитала − капитал филиалов и доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях;
  • реинвестирование прибыли − доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и непереведенная прямому инвестору;
  • внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с одной стороны, и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами - с другой.

Однако не все страны в своей статистике так определяют прямые инвестиции. Например, Япония не рассматривает реинвестированную прибыль как прямые инвестиции. Признаком прямых иностранных инвестиций является то, что на их основе возникают длительные деловые связи между предприятиями, инвестор получает значительное влияние на принятие решения предприятием,  куда вложены его средства.

Обычно субъектами вывоза капитала являются предприятия с иностранными инвестициями, а также прямые инвесторы.

Предприятием с иностранными инвестициями (direct investment enterprise) является акционерное или неакционерное предприятие, в котором прямому инвестору-резиденту другой страны принадлежит более 10 %  обыкновенных акций и голосов (в акционерном предприятии) или их эквивалент (в неакционерном предприятии).

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании (subsidiary) − предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50 % капитала;
  • ассоциированной компании (associate) − предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50 %  капитала;
  • филиала (branch) _ предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Граница для предприятий  с иностранными инвестициями в 10 % капитала, принадлежащего иностранному инвестору, установлена международными организациями  условно в целях обеспечения  сопоставимости учета движения прямых инвестиций. Сделано это было на основе многочисленных исследований, которые показали, что в современных условиях 10 % − это часть капитала предприятия, контроль над которым необходим и недостаточен, чтобы осуществлять контроль над предприятием в целом. Однако некоторые страны мира относят к числу предприятий с прямыми инвестициями и те предприятия, в которых иностранный прямой инвестор владеет менее 10 % обычных акций в случае, если он, тем не менее, контролирует управление этим предприятием. И напротив, даже если иностранный инвестор владеет более чем 10 % акций предприятия, но не обладает правом влиять на принятие решений, такое предприятие может быть исключено из числа предприятий с иностранными инвестициями. Большинство предприятий с иностранными инвестициями являются либо филиалами, либо дочерними компаниями иностранного прямого инвестора.

Прямым инвестором (direct investor) могут быть государственные и частные организации, физические и юридические лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

Портфельные инвестиции (portfolio investments) — вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Такие инвестиции преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государства нередко приобретают иностранные ценные бумаги.

Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют следующие преимущества:

  • во-первых, они служат источником вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
  • во-вторых, инвестиции, в отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения;
  • в-третьих, прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству;
  • в-четвертых, иностранные инвестиции дают положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров;
  • в-пятых, привлечение иностранных инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т. п.

Цели привлечения иностранного капитала весьма разнообразны и определяются теми приоритетами, которые имеет  каждая страна. Большинство государств использует иностранные инвестиции для индустриализации, повышения наукоемкости производства, роста занятости населения и др. Многие развивающиеся государства строят на базе иностранного капитала стратегии импортозамещения, а также экспортной ориентации производства.

Необходимо отметить также и причины вывоза капитала. К основным можно отнести:

  • относительный избыток капитала в стране-доноре, что позволяет размещать капитал за границей в поисках сравнительно большей прибыльности;
  • стремление к максимизации прибыли за счет более дешевого за рубежом сырья, земли, рабочей силы, более низких налогов и требований к охране природной среды, льготных кредитов;
  • завоевание рынка другой страны, который защищен таможенными барьерами (такое поведение характерно для политики японских фирм в США). В этих случаях чаще возникают совместные с местными фирмами предприятия, и именно они становятся наиболее характерной формой зарубежного предпринимательства;
  • в отдельных случаях вывоз товаров из стран- получателей иностранного капитала позволяет окольным путем проникать на рынки третьих государств, установивших эмбарго на продукцию стран пребывания родительской корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на ввоз автомобилей из Японии. Но такой запрет не распространяется на импорт автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, расположенных в США;
  • внедрение результатов собственных научно-технических исследований и разработок, в том числе запрещенных у себя в стране.

Могут существовать и  политические причины экспорта капитала, особенно государственного. Ведущие  страны мира напрямую заинтересованы в определенной эволюции новых государств, поэтому они используют экспорт капитала как политическое средство давления на них, а уж затем как экономическую помощь. Цель такого экспорта капитала – не получение прибыли, а выполнение определенных политических и идеологических интересов. Например, знаменитый план Маршалла преследовал цель не только помочь народам Западной Европы избежать нищеты, но и воспрепятствовать коммунистическому проникновению, защитить определенный образ общественной и политической мысли.

Причины экспорта и импорта  прямых зарубежных инвестиций весьма разнообразны. Исследования, проводившиеся  под эгидой ООН, показали, что специфические  причины экспорта и импорта прямых инвестиций в значительной степени  пересекаются, что приводит к перекрестным инвестициям.

 

2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Правовое регулирование инвестиционной  деятельности в Республике Беларусь

 

Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом, гражданским и иным законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Основными документами, регулирующими и определяющими инвестиционную деятельность в Республике Беларусь, являются:

1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2001 г., который пришел на смену законам «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» и «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь»;

2. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г.;

3. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования»;

4. Постановление Министерства иностранных дел от 19.12.2000 г. «О совершенствовании работы по государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями»;

5. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 444 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством  Республики Беларусь проектов инвестиционных договоров» и другие нормативные акты Республики Беларусь.

Кроме того, Республика Беларусь является участницей Конвенции «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» (Вашингтон, 18 марта 1965 г.), Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций, также посвященной вопросам рассмотрения инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами и страхованию иностранных инвестиций.

С 1992 г. Беларусь является членом МБРР, ЕБРР, МВФ, МАР.

Республикой Беларусь подписано  более 40 двусторонних соглашений о  содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами как Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Болгария, Великобритания, Финляндия, Италия, Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр, Иран, Австрия, Армения и др. Эти соглашения на взаимной основе предусматривают гарантию благоприятного инвестиционного режима, защиту инвестиций от национализации и экспроприации, свободный перевод за границу доходов от инвестиций, а также дают право оспаривать несправедливые решения государственных органов в отношении его инвестиций в национальных и международных судебных инстанциях.

Республикой Беларусь заключено  около 60 договоров об избежании двойного налогообложения.

Под инвестициями понимается любое  имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата, статья 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь.

Под иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Иностранные инвесторы вправе создавать  на территории Республики Беларусь юридические  лица Республики Беларусь с любым  объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Минимальные размеры  уставных фондов иных организаций и порядок их создания определяются законодательными актами Республики Беларусь, и на такие организации не распространяются льготы, установленные Инвестиционным Кодексом и законодательными актами Республики Беларусь для коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

В соответствии со статьей 77 Инвестиционного  кодекса Республики Беларусь коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Информация о работе Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования