Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью аналитического осмысления проблем, связанных с потребностью совершенствования форм и структуры, привлекаемых в экономику инвестиций, способных реально содействовать созданию конкурентоспособной белорусской экономики и росту благосостояния населения.
Целью курсовой работы являются оценка путей повышения эффективности инвестиционных процессов и выявление факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятного инвестиционного климата в Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Экономическое содержание, классификация и виды инвестиций 5
1.2 Иностранные инвестиции: понятие, виды и причины……………………..8
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 12
2.2 Анализ динамики и структуры привлеченных иностранных инвестиций 17
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь 22
3.2 Перспективные направления привлечения иностранных инвестиций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 31

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

Увеличению притока  иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый и таможенный режим.

Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998г. дано следующее определение: «Свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности».

Правовой режим в  СЭЗ установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:

- создание благоприятных  условий для инвестиций;

- внедрение наиболее  прогрессивных ресурсосберегающих  малоотходных и безотходных технологий;

- содействие международной  интеграции и сотрудничеству;

- гармоничное сочетание  на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Виды налогов в СЭЗ  и порядок их взимания предусмотрены  законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местные бюджеты или бюджет СЭЗ — в зависимости от того, что предусмотрено положением о СЭЗ или действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.

Система льгот для  предприятий СЭЗ предусматривает  применение режима свободной таможенной зоны и неприменение мер экономической политики. При ввозе товаров на территорию СЭЗ уплачиваются только сборы за таможенное оформление, а налоги, таможенные платежи не взимаются. Такие же льготы применяются при вывозе с территории СЭЗ произведенных на ней товаров за пределы Республики Беларусь. При этом территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ. Ее границы определены администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

На территории СЭЗ  проявляются особенности финансового  и валютного регулирования, банковской и страховой деятельности. Они определяются Национальным банком Республики Беларусь и законодательством Республики Беларусь.

На территории Республики Беларусь функционируют шесть свободных  экономических зон — «Брест», «Минск», «Гомель-Ротон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест».

По инициативе местных  исполнительных и распорядительных органов в Совет Министров Республики Беларусь поступает предложение о создании СЭЗ. Ему предшествует анализ социальных, экологических и экономических условий на предполагаемой для организации СЭЗ территории, результаты которого отражаются в технико-экономическом обосновании. Свободная экономическая зона должна быть обеспечена материальными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами.

Для иностранных инвесторов полностью сохраняются гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Государство гарантирует им возврат доли в имуществе по остаточной стоимости, перевод за границу полученных на территории СЭЗ доходов, в том числе и в иностранной валюте. С другой стороны, государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ.

Из существующего в  республике перечня налоговых и  иных платежей резиденты СЭЗ платят в бюджет ограниченное количество: налог на прибыль и доходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, налог на землю (или арендная плата), взносы на государственное социальное страхование, государственные пошлины и сборы.

В связи с тем, что  деятельность каждой из зон регулируется отдельными положениями о СЭЗ, учитывающими их особенности, можно отметить некоторые расхождения в наборе льгот, предоставляемых той или иной зоной. Например, Положением о СЭЗ «Брест», в отличие от документов, касающихся СЭЗ «Минск» и СЭЗ «Гомель-Ратон», предусматривается, что приоритетные по профилю деятельности предприятия-резиденты дополнительно могут освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов в порядке, установленном законодательством по предложению администрации.

Еще одно отличие состоит  в том, что на резидентов СЭЗ «Брест», например, распространяются все налоговые льготы, предусмотренные специальным правовым режимом. Но это не относится к деятельности, связанной с игорным бизнесом. В то же время в иных СЭЗ права и льготы не распространяются на торгово-закупочную деятельность, розничную торговлю и общественное питание. Что касается налога на доходы, то в течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ «Брест», не подлежат налогообложению.

На 1 января 2013 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 268 организаций. Действующими являются 264 из них, или 98,5% от числа зарегистрированных.

Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Минск» – 70 (26,1% от общего числа резидентов) и СЭЗ «Брест» – 65 (24,3%). Далее следуют СЭЗ «Гродноинвест» – 43 резидента (16%), СЭЗ «Гомель-Ратон» – 36 (13,4%), СЭЗ «Витебск» – 34 (12,7%) и СЭЗ «Могилев» – 20 резидентов (7,5%).

Данные о распределении  резидентов свободных экономических  зон и объемах инвестиций в  основной капитал по отраслям экономики приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Данные об объемах инвестиций в свободных  экономических зонах Республики Беларусь по отраслям экономики

 

 

Количество резидентов на 1 января 2013 года

Инвестиции в основной капитал  за 2012 год

единиц

в % к итогу

млн,руб.

в % к итогу

Всего из них:

264

100

594735

100

Промышленность

235

89,0

509020

85,6

Сельское хозяйство

1

0,4

6189

1,0

Транспорт

4

1,5

65

0,0

Строительство

6

2,3

4431

0,7

Торговля и общественное питание

6

2,3

29496

5,0

Материально-техническое снабжение и сбыт

2

0,7

5092

0,9

Операции с недвижимым имуществом

5

1,9

38907

6,5

Культура и искусство

1

0,4

9

0,0

Наука и научное обслуживание

4

1,5

1526

0,3


 

В 2012 году резидентами СЭЗ произведено продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах на сумму 6032,9 млрд. рублей, что на 34,1% больше, чем в 2011 году. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за 2012 год составила 902 тыс. рублей. На дополнительно введенные рабочие места принято 5124 работника.

Рентабельность реализованной  продукции составила по резидентам СЭЗ 11,8%. По сравнению с предыдущим годом в 2012 году общая сумма доходов резидентов (выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг) возросла на 31,2%, а сумма уплаченных ими налогов в бюджет и внебюджетные фонды увеличилась на 24,1%. По-прежнему велика доля убыточных организаций: по всем резидентам СЭЗ – 15,9%, в том числе СЭЗ «Брест» – 21,9%, СЭЗ «Витебск» – 21,2%, СЭЗ «Гродноинвест» – 18,6%, СЭЗ «Гомель-Ратон» – 13,9%, СЭЗ «Минск» – 11,6%.

За 2012 год резидентами СЭЗ поставлено на внешний рынок товаров на сумму 1539 млн. долларов. Экспорт в страны СНГ составил 1342,5 млн. долларов (87,2% общего объема экспорта), в том числе в Россию – 1167,3 млн. долларов (75,8% общего объема экспорта). Среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают мебель и части к ней (12,4%), рыбные консервы (7,8%), тара пластмассовая (6,7%), колбасные изделия и мясные консервы (5,8%), полиацетали и полиэфиры простые (5,1%), волокна синтетические (5,1%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,1%), прутки и профили алюминиевые (3,8%), провода изолированные, кабели (3,3%).

Импортировано товаров  резидентами СЭЗ в 2012 году на сумму 1511 млн. долларов, в том числе из стран вне СНГ – на 1083,9 млн. долларов (71,7% общего объема).

В товарной структуре  импорта преобладают пластмассы и изделия из них (12,9%), технологическое  оборудование (9,7%), черные металлы и  изделия из них (7,7%), рыба и морепродукты (6,8%), алюминий и изделия из него (6,7%), спирты ациклические (5,2%), углеводороды циклические (4,8%), плиты древесностружечные и древесноволокнистые (4,1%), мясо и пищевые мясные субпродукты (4%).

В 2012 году сальдо внешней торговли товарами по резидентам СЭЗ сложилось положительное в размере 28 млн. долларов. По сравнению с предыдущим годом оно уменьшилось в 3,7 раза.

Подводя итог всему вышеизложенному  можно отметить, что основными  способами привлечения прямых иностранных  вложений в экономику Беларуси являются:

- привлечение иностранного  капитала в предпринимательской форме, т. е. путем создания совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций белорусских акционерных обществ);

- регистрация на территории  Беларуси предприятий, полностью  принадлежащих иностранному капиталу;

- привлечение иностранного  капитала на основе концессий  или соглашений о разделе продукции;

- создание свободных  экономических зон (СЭЗ), направленное  на активное привлечение зарубежных  инвесторов в определенные регионы  страны.

3.2 Перспективные направления привлечения иностранных инвестиций

 

В республике сформирована система  организации инвестиционного процесса, которая охватывает развитие правовой базы, мер по росту инвестиционной привлекательности страны, нового уровня бизнес-планирования инвестиционных проектов, систематизации мер государственной поддержки. Возросла реальная ответственность органов управления всех уровней за привлечение инвестиций.

Для привлечения инвестиций в экономику  необходима дальнейшая либерализация  внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:

  • совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
  • привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
  • развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
  • развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;
  • привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение  защиты интересов инвесторов будут  оставаться приоритетами государства  и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следует обеспечить реализацию таких мер, как:

  • удешевление и доступность кредитных ресурсов;
  • практика налоговых каникул;
  • льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;
  • снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;
  • налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты;
  • использование страховых резервов банков на инвестирование.

Расширению инвестиционных возможностей предприятий будет  способствовать новая амортизационная  политика, предусматривающая использование методов ускоренного списания активной части основных фондов.

Необходимо обеспечить дальнейший рост инвестиционной составляющей за счет средств населения.

С целью обеспечения  правового регулирования инвестиционной деятельности требуется совершенствование законодательства: о налогообложении субъектов малого предпринимательства; о финансовых холдингах; об инвестиционных банках; о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Кроме того, для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо продолжить совершенствование Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Кодекса о земле.

Первоочередными задачами структурной политики государства  должны стать:

  • создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;
  • повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;
  • прекращение прямого и косвенного субсидирования убыточных предприятий;
  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;
  • усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий;
  • обеспечение тарифного регулирования на услуги естественных монополий;
  • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций;
  • развитие системы ипотечного кредитования;
  • создание благоприятных условий для образования и функционирования совместных и иностранных предприятий, а также транснациональных корпораций, хозяйственных и финансово-промышленных групп.

Информация о работе Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования