Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью аналитического осмысления проблем, связанных с потребностью совершенствования форм и структуры, привлекаемых в экономику инвестиций, способных реально содействовать созданию конкурентоспособной белорусской экономики и росту благосостояния населения.
Целью курсовой работы являются оценка путей повышения эффективности инвестиционных процессов и выявление факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятного инвестиционного климата в Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1 Экономическое содержание, классификация и виды инвестиций 5
1.2 Иностранные инвестиции: понятие, виды и причины……………………..8
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 12
2.2 Анализ динамики и структуры привлеченных иностранных инвестиций 17
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь 22
3.2 Перспективные направления привлечения иностранных инвестиций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 31
Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных Инвестиционным Кодексом.
Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.
Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.
Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.
Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют внешнеторговую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями распоряжаются валютной выручкой с учетом требований законодательных актов Республики Беларусь.
Защита и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечиваются актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь
Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются Инвестиционным Кодексом и законами Республики Беларусь.
Инвестиционная деятельность поддерживается государством с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.
Для повышения инвестиционной привлекательности во всех областных центрах и столице Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами Президента страны созданы шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам.
Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и привлечением долгосрочных инвестиций в экономику страны, в числе основные задач этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых для нас схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.), реализация проектов «под ключ» и др.
Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства.
Наряду со столь привлекательной инвестиционной политикой, нужно отметить и созданные в стране благоприятные макроэкономические условия; устойчивый экономический рост, который обеспечивается с 1996 года в среднем на 8,6% в год; снижение уровня инфляции, увеличение банковских вкладов населения и предприятий. Более стабильной, унифицированной и прозрачной стала система налогообложения.
Таким образом, в республике создана нормативно-правовая база в основном соответствующая основным критериям рыночной экономики. Вместе с тем, существуют определенные недостатки действующего правового поля, которые сдерживают развитие рыночных отношений, препятствуют притоку иностранных инвестиций и развитию национального бизнеса.
В этой связи предстоит введение в действие правовых норм, новых по отношению к Инвестиционному кодексу, по формам хозяйствования иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь и статусу отдельных организационно-правовых форм. Необходимо также совершенствовать процедуру регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями с последовательным переходом к заявительной системе и сокращению оснований для перерегистрации и ликвидации таких организаций.
Наряду с механизмами развития фондового рынка, необходимо законодательно закрепить права портфельных инвесторов, в том числе и иностранных. Отсутствие при преобразовании собственности адекватных механизмов корпоративного управления и контроля может привести к потере портфельными инвесторами возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности организаций с последующим вытеснением их из компаний. Права акционеров должны быть защищены правовой системой, включая нормы по корпоративному управлению. Кроме того, правовую защиту интересов портфельных инвесторов от наличия несовершенных инструментов фондового рынка должно обеспечить принятие закона о защите прав инвесторов при осуществлении ими сделок с ценными бумагами.
К числу проблем, ухудшающих инвестиционную привлекательность Беларуси, относится несоответствие бухгалтерского учета и финансовой отчетности международным стандартам. Важным шагом в привлечении иностранного капитала станет переход Беларуси на международные стандарты финансовой отчетности.
Операции с прямыми
Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил 3 556,8 млн. долларов, что на 45,2 % превысило аналогичный показатель за 2011 год. В том числе приток прямых инвестиций в форме акционерного капитала составил 1 741,3 млн. долларов (49 % общего объема поступивших прямых инвестиций) и увеличился по сравнению с 2011 годом на 19,9 %. Из них в уставные фонды банков привлечено 384,8 млн. долларов против 86,7 млн. долларов за 2011 год.
Реинвестированные доходы составили 261,1 млн. долларов (7,3 % общего объема).
За 2012 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2011 год.
На рисунке 2.1. отражена динамика и структура привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
Рисунок 2.1 – Динамика и структура привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь за 2008–2012 годы
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).
Данные о поступлении
На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2011 годом. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (67% от общего объема прямых инвестиций).
Организациями республики за 2012 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2011 год. На их долю приходилось 65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.
Таблица 2.1 – Поступление иностранных инвестиций в экономику республики Беларусь (тыс. долларов США)
Показатели |
Поступило за 2012 год |
Справочно | |||
всего |
в том числе | ||||
прямые |
портфельные |
прочие | |||
Республика Беларусь |
6525857,3 |
2279822,9 |
1695,3 |
4244339,1 |
5421864,6 |
в том числе: |
|||||
промышленность |
2802177,0 |
430483,3 |
1483,3 |
2370210,4 |
2371213,7 |
транспорт |
408222,4 |
96144,1 |
1,5 |
312076,8 |
379985,9 |
связь |
270003,5 |
183656,6 |
- |
86346,9 |
368226,7 |
строительство |
103865,1 |
37561,8 |
117,4 |
66185,9 |
52289,8 |
торговля и общественное питание |
556479,5 |
178366,0 |
64,5 |
378049,0 |
320588,6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
1941496,3 |
1234063,9 |
- |
707432,4 |
1631660,8 |
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%).
За 2012 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.
Рисунок 2.2 – Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2012 год
Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2012 год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2011 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.
Относимые к прямым инвестициям кредиты и займы иностранных материнских компаний, предоставленные дочерним предприятиям в Республике Беларусь, составили 1 554,4 млн. долларов (43,7 % общего объема). Наибольшие валовые объемы иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций за 2012 год поступили из Швейцарии (34,7 %), Российской Федерации (29,9 %) и Кипра (7,4 %).
В уставные фонды белорусских банков в отчетном периоде привлечен капитал из Российской Федерации, Австрии, Украины, Швейцарии, Нидерландов, Великобритании, Ирана, Ливана, Люксембурга и других стран.
Рисунок 2.3 – Структура привлеченных банками в Республику Беларусь прямых иностранных инвестиций в разрезе стран за 2012 год, в %
Чистое привлечение прямых инвестиций в экономику Республики Беларусь (с учетом погашения) сложилось в размере 2 151,9 млн. долларов, в том числе за счет акционерных вложений – 1 726,4 млн. долларов, реинвестированных доходов – 261,1 млн. долларов и притока капитала в форме долговых обязательств от зарубежных совладельцев организаций – 164,4 млн. долларов.
Проведенный анализ показал, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь.