Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить политику занятости населения России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить причины и формы;
– рассмотреть ее социально-экономические последствия;
– рассмотреть рынок труда и его регулирование;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1.БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ФОРМЫ,ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ………………………………………
1.1. Виды и формы безработицы………………………………………..
1.2. Причины возникновения безработицы………………………….....
1.3. Последствия безработицы………………………………………......
1.4. Безработица в современной России……………………………….
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
2.1. Рынок труда…………………………………………………………
2.2. Регулирование рынка труда……………………………………….
2.3. Основные направления государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
3.1.Политика занятости……
3.2. Федеральные и региональные программы занятости…………….
3.3.Меры активной политики занятости населения в России…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Еще один из видов безработицы - застойная безработица.
Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.
Исходя из необходимости
учета безработных и принятия
соответствующих
Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют орган Большое количество неработающих людей в обществе приводит к экономическим потерям и социальным потрясениям. Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размеры безработицы, определить ее уровень.
Уровень безработицы — это доля безработной части трудовых ресурсов общества:
1.2. Причины возникновения безработицы
К экономическим причинам
возникновения безработицы
а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
б)Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель)
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий.
Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.
1.3. Последствия безработицы
Безработица влечет за собой
серьезные экономические и
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.
Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно - сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
1.4. Безработица в современной России
Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна.
К концу 2007 года усилилась дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Так, в 22 регионах отмечалось наиболее благоприятное положение на рынке труда, где уровень регистрируемой безработицы был ниже среднероссийского показателя и колебался от 0,7 до 2,5% (например: Москва, Смоленская, Липецкая, Оренбургская область, Краснодарский край)
Стабильное положение сохранялось в 20 регионах России, где уровень безработицы находился в пределах 2,5-3,5% (Тюменская, Рязанская, Воронежская, Челябинская и другие области).
В 33 регионах уровень регистрируемой безработицы значительно превысил среднероссийский уровень, составляя от 3,6 до 6,7% (Хабаровский край, Читинская, Пензинская, Костромская, Курганская и другие области).
В наиболее кризисной ситуации оказались 13 регионов России, где уровень регистрируемой безработицы в 2 раза и более превысил среднероссийский показатель, составляя от 7,3 до 22,8%. Указанные территории отнесены к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда (республика Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Ивановская, Владимирская, Псковская, Ярославская и другие области).
Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, что высокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, а с также с наличием тех отраслей промышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономических условиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности, машиностроение).
Уровень безработицы в России достиг к концу января 2007 года рекордно высокой отметки, составив 12,4 процента от численности экономически активного населения (в декабре прошлого года - 11,8 процентов). Как сообщили в Госкомстате, в январе 2007 года общая численность безработных в России 8,956 миллионов человек, половина из которых женщины. Но специалисты считают, что безработица у нас, в основном, скрытая и реальный масштаб превышает офицальные показатели во много раз.
Анализируя безработицу, следует заметить, что за общими цифрами скрывается тот факт, что ее издержки распределяются неодинаково. Так, например, она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых, уровень безработицы среди лиц некоренного населения тоже, как правило, более высокий. Разнится она и среди мужчин и женщин.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РУНКА ТРУДА
2.1. Рынок труда
Рынок труда занимает центральное место в составе совокупного рынка факторов производства – земли, труда и капитала, так как его функционирование позволяет вовлечь в производственные процессы материальные, финансовые, природные ресурсы, обеспечивая, таким образом, их хозяйственное взаимодействие.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой и сравнительно небольшой опыт нашей страны показывают, что необходимость государственного регулирования рынка труда проявляется более остро в сравнении с рынками других видов ресурсов. Современный рынок труда – это та сфера рыночной экономики, в которой наиболее ярко прослеживаются так называемые «провалы рынка», приводящие к дисбалансам в экономике и необходимости государственного регулирования.
Кратко останавливаясь на ключевых аспектах, характеризующих современное состояние российского рынка труда, необходимо особо отметить, что уровень общей безработицы в 2006-2008г.г. колебался вокруг 7-8% при допустимом по методологии Международной организации труда уровне в 5%.
Также выделяются следующие проблемы:
2.2 Регулирование рынка труда
Необходимость государственного регулирования рынка труда обусловлена не только его экономическим, но и социальным характером, так как данный рынок, как никакой другой, связан с человеческим фактором, с выживанием и развитием, как отдельной личности, так и всей нации. Социальный характер рынка труда становится особо ощутимым в периоды экономических кризисов и нестабильности, как, например, в современной России.
Обычные «спутники» рынка труда, такие, как безработица, материальная и имущественная дифференциация, социальные конфликты, в условиях экономической нестабильности обостряются, приобретая уже не только социальный, но и политический характер. В России к этому добавляется и то, что значительная часть населения еще не адаптировалась к рыночной системе, воспринимая социально-экономические трудности, как крах идеалов, системы жизненных ценностей.
Далее представляется целесообразным сформулировать определение государственного регулирования рынка труда, отвечающее современным реалиям функционирования транзитивной экономики. Государственное регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости как таковую, но практически все элементы экономической системы общества.
Такой подход находит отражение у Л. Чижовой, А. Кашепова, В. Попова. По их мнению, регулирование рынка труда может быть рассмотрено как в широком, так и в узком (сугубо прагматичном) смысле этого термина. В соответствии с теорией рынка труда, его регулирование, в широком смысле слова, будет охватывать все процессы, связанные с формированием и стимулированием эффективного спроса на труд и его предложения.
В узком смысле слова регулирование
рынка труда можно рассматриват
Для достижения полной или точнее рациональной занятости государство принимает соответствующие законы и разрабатывает комплекс мер, содействующих их реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственную политику занятости
можно определить как часть социально-экономичес