Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить политику занятости населения России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить причины и формы;
– рассмотреть ее социально-экономические последствия;
– рассмотреть рынок труда и его регулирование;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1.БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ФОРМЫ,ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ………………………………………
1.1. Виды и формы безработицы………………………………………..
1.2. Причины возникновения безработицы………………………….....
1.3. Последствия безработицы………………………………………......
1.4. Безработица в современной России……………………………….
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
2.1. Рынок труда…………………………………………………………
2.2. Регулирование рынка труда……………………………………….
2.3. Основные направления государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
3.1.Политика занятости……
3.2. Федеральные и региональные программы занятости…………….
3.3.Меры активной политики занятости населения в России…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Согласно Закону РФ «О занятости населения в РФ», инструменты пассивной политики взаимоувязаны с комплексом мероприятий по поиску работы гражданином в период безработицы.
Так, в соответствии со статьей 35 данного Закона, приостановка выплаты пособия на срок до трех месяцев осуществляется при отказе от двух вариантов подходящей работы, а также отказе по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности).
Данные административные меры применяются с целью дополнительной мотивации безработных граждан к активному поиску работы.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.
3.1. Политика занятости.
Политика занятости является важнейшей составляющей социальной политики, направленной на проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
Согласно выводам кейсианской теории занятости в условиях рыночной экономики не существует механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость. Кроме того, из выводов этой теории гласит, что рыночная система не может считаться саморегулируемой и нуждается в планомерном и целенаправленном регулировании.
В мировой практике выработаны два основных типа регулирования, с помощью которых осуществляется воздействие на уровень занятости. Активный тип – это стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях. Этот тип включает:
Система общественных работ позволяет лицам, ищущим работу, установит контакты с новыми работодателями, поддержать уровень своих доходов и трудовые навыки. Участие в общественных работах может стать постоянным местом работы для молодежи, женщин с детьми на рабочих местах в социальной сфере и сфере услуг.
Пассивный тип – это выплаты всевозможных пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости. Оба варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов и оправдывают себя при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой идет поиск наилучшего сочетания пассивных мер с активными мероприятиями, которые осуществляет государство на рынке труда, расширяя сеть агентств, оказывающих содействие населению при трудоустройстве.
Основными методами государственного
обеспечения занятости
В реализации среднесрочной
программы социально-
Выполнение указанных задач связано с решением важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в России наиболее полной и эффективной занятости населения.
Создание законодательной системы регулирования в сфере занятости является одной из социальных задач проводимых в России реформ. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду, предоставляет право свободного выбора видов деятельности и гарантирует трудящимся достойные условия занятости, труда и жизни. Закон регулирует деятельность органов государственной службы занятости, в обязанности которых входят:
Службы занятости наделены функциями, в соответствии с которыми имеют право:
Нормативно – правовыми основами деятельности органов по вопросам занятости являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», Концепция профессиональной ориентации Международной организации труда (МОТ), Концепция профессиональной ориентации и психологической поддержки населения РФ, Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения РФ, положения «О порядке регистрации безработных граждан в условиях массового высвобождения», «Об организации общественных работ», «Об организации временной занятости», «Об организации субсидированной занятости», программа «Молодежная практика», федеральные и региональные программы занятости населения и др.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения можно выделить направления государственной политики России по содействию занятости населения на рынке труда:
С вступлением в силу Трудового кодекса РФ постепенно происходит реформирование трудового права, направленное на повышение гибкости трудовых отношений и механизмов их регулирования. Упор должен быть сделан на создание и стимулирование механизмов саморегулирования на рынке труда при рациональном уровне государственного регулирования, с учетом реальных возможностей государства и выделением сфер, где саморегулирование оказывается недостаточным. Осуществляется переход от пассивного трудового законодательства к трудовому законодательству, поощряющему отраслевую и территориальную мобильность рабочей силы, повышение ее качества и создание новых рабочих мест. Центр тяжести переносится на договорное регулирование трудовых отношений, задача которого сводится к обязанности работника и работодателя. Одна из важнейших составляющих гибкости рынка труда – сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости)
К 2001 г. завершилось реформирование службы занятости в связи с изменением порядка финансирования мероприятий по осуществлению политики в сфере занятости, изменилась и технология работы по вопросам занятости в плане предоставления и организации услуг населению по содействию в трудоустройстве и занятости. В таблице 1 рассмотрены функции государственных органов и территориальных структур службы занятости населения.
Таблица 1.
Функции государственных органов
и территориальных структур службы занятости
Наименование органа или структуры |
Функции |
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ |
Финансирование мероприятий по вопросам занятости Анализ состояния рынка
труда и направление в Разработка нормативных и правовых документов для осуществления социальной политики в этом направлении |
2. Департаменты (республиканские, краевые и областные) |
Распределение и контроль использование финансовых средств на реализацию программ занятости Оказание координационных, методических услуг центрам занятости Установление контрольных цифр для регионов Издание приказов и распоряжений на основе имеющейся нормативной документации |
3. Территориальные органы по вопросам занятости (центры занятости) |
Заключение соглашений с администрацией о разработке и совместном финансировании региональных программ занятости Заключение договоров о реализации мероприятий активной занятости и совместном финансировании общественных работ, временной занятости, организация обучения персонала по заказу предприятий Заключение договоров на финансирование содержания центров занятости, выплату пособий, для реализации мероприятий активной политики занятости |
4. Комиссии по содействию трудоустройству |
Участие в разработке и осуществлении программ содействия занятости и развития человеческих ресурсов Принятие решений по вопросам определения максимальной величины пособий по безработице (на основе средней заработной платы в регионе) Контроль за расходованием средств местных бюджетов на проведение активной политики занятости |
В современных условиях
вертикальная структура организации деятельн
3.2 Федеральные
и региональные программы
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также посредством реализации региональных и местных программ содействия занятости, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Региональные программы разрабатываются при участии региональных служб занятости, являющихся регуляторами рынка труда и основными исполнителями политики занятости. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:
Таким образом, региональное регулирование занятости позволяет учитывать особенности развития регионов и на их основе разработать конкретные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий. Например, большое значение имеют меры оздоровления рынка труда как в работе с молодежью, которая еще не работала, так и с теми молодыми людьми, которые потеряли работу. Проводятся ярмарки вакансий для молодежи, оказывается содействие предпринимательской деятельности молодых людей, для них квотируются рабочие места. Большое внимание уделяется созданию специализированных рабочих мест для несовершеннолетних, в том числе в летний и осенний периоды. Для организации этой работы отлаживается взаимодействие центров занятости с организациями, занимающимися трудоустройством подростков (вновь создаваемыми службами добровольного труда молодежи, рядом учебных заведений и подростковыми клубами).