Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить политику занятости населения России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить причины и формы;
– рассмотреть ее социально-экономические последствия;
– рассмотреть рынок труда и его регулирование;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1.БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ФОРМЫ,ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ………………………………………
1.1. Виды и формы безработицы………………………………………..
1.2. Причины возникновения безработицы………………………….....
1.3. Последствия безработицы………………………………………......
1.4. Безработица в современной России……………………………….
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
2.1. Рынок труда…………………………………………………………
2.2. Регулирование рынка труда……………………………………….
2.3. Основные направления государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
3.1.Политика занятости……
3.2. Федеральные и региональные программы занятости…………….
3.3.Меры активной политики занятости населения в России…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………
Важнейший принцип реализации государственной политики занятости – это ее комплексность, предполагающая интеграцию в единую систему всех уровней – федерального, регионального и местного. По поводу соотношения различных уровней в единой системе существуют различные мнения. Согласно одному из них, необходима четкая субординация центра и регионов с разграничением их компетенций. Каждый уровень самостоятельно обеспечивает гарантии в пределах своей компетенции и из своих ресурсов.
Такой подход не позволяет в полной
мере учесть динамику конъюнктуры на
региональных рынках труда и ограничивает
уровень решения проблемы весьма различающимися
материальными возможностями отдельных
административно-
Другой поход предполагает «многослойное» построение системы социальной поддержки, когда каждый из уровней дополняет остальные. При этом федеральный уровень гарантий не может быть ниже установленных законодательством минимумов, а региональный дополняет его с учетом местной специфики.
Инструментом многослойной системы политики занятости стали разработанные на различных уровнях программы содействия занятости населения, каждая из которых представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных.
Следует согласиться с утверждением известного российского ученого А.И. Рофе о том, что в качестве важнейших принципов, которых следует придерживаться при разработке программ, выделяются следующие:
1. Комплексный подход к решению
проблем занятости и регулирова
2. Приоритет активных действий
в политике на рынке труда
(содействие в трудоустройстве,
3. Эффективное использование
Здесь необходимо выделить утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 г., Концепцию действий на рынке труда на 2003-2005 гг., а также Концепцию действий на рынке труда на 2006-2010 гг. (проект), которые определяют основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения в масштабах страны. Также в Концепции дается анализ ситуации на рынке труда в России, сформулированы факторы, которые будут влиять на развитие рынка труда в нашей стране в ближайшие годы. В то же время разработан план мероприятий по реализации данной Концепции, который определяет конкретных исполнителей мероприятий, сроки исполнения и ожидаемые результаты.
Значение данного документа при реализации политики занятости определяется еще и тем, что на основании Концепции были разработаны и утверждены региональные и местные программы содействия занятости населения, и, в частности, «Областная целевая программа содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006гг.». Взаимная увязка национальной (федеральной) концепции, определяющей цели и направления регулирующего воздействия государства на рынок труда, и региональных программ, конкретизирующих меры государственной поддержки применительно к своей социально-экономической ситуации, должны вести к более эффективным результатам.
Важным условием эффективного выполнения программ содействия занятости населения является реализация действенного механизма социального партнерства, включающая конструктивное взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти всех уровней, с работодателями и общественными объединениями. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть основные положения, касающиеся деятельности основного исполнителя государственной политики занятости – службы занятости населения.
В соответствии со ст. 15 Законом РФ «О занятости населения в РФ», деятельность государственной службы занятости направлена на:
При этом определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит центрам занятости населения, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
Востребованность службы занятости
на современном рынке труда
Одновременно, положительная динамика наблюдается в количестве вакансий, заявляемых в органы службы занятости работодателями различных форм собственности. Так, за период с 2000 по 2004 годы число предприятий и организаций, контактирующих со службой занятости, выросло с 53 тысяч до 123 тысяч, а число заявленных вакансий – с 2,7 до 4,6% списочной численности занятых на данных предприятиях (с 328 тысяч до 818 тысяч).
Однако, несмотря на высокую эффективность государственной службы занятости, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью. Преимущественно это рабочие места, требующие низкой квалификации.
Органы государственной службы занятости сегодня находятся в очень трудном положении. Им поручают выполнение все большего числа функций, но одновременно выделяют все меньше средств. Они должны добиваться равновесия между спросом и предложением на рынке труда, включая требования к квалификации; предвидеть появление новых вакансий и специальностей, в том числе вследствие структурной перестройки, и помогать трудящимся и центрам профессиональной подготовки заранее готовиться к этому; содействовать людям, находящимся вне рынка труда, в получении работы или пособий; корректировать или сглаживать последствия экономической политики, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности производства, что в то же время крайне отрицательно сказывается на уровне занятости.
В основу осуществления политики занятости положены компоненты, соответствующие международной практике и российскому законодательству и условно разделенные по степени воздействия на состояние рынка труда на активный (стимулирующий) и пассивный (компенсационный) типы воздействия государства на рынок труда.
«Пассивная политика», ориентированная на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости – наиболее «экономичный» путь с точки зрения государственных расходов.
Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы не ослабеет, расширится длительная безработица и сопровождающая её социальная изоляция, потеря трудовой мотивации у не имеющих работу.
Поэтому неотъемлемой частью политики
занятости выступает
Как следует из описанного выше механизма реализации политики занятости, только комплексное применение «активных» и «пассивных» мер позволит обеспечить эффективную реализацию целей и задач этой политики.
2.3 Основные направления
Целесообразно представить классификацию основных направлений реализации политики занятости в соответствии с комплексом тактических задач, которые необходимо решить для достижения стратегической цели эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы. Среди таких задач, стоящих перед органами службы занятости и других социальных партнеров на рынке труда на среднесрочную перспективу необходимо выделить следующие:
1. Обеспечение социальной
2. Повышение эффективности
3. Развитие организации
4. Поддержка малого
Наконец, необходимо отметить задачу активизации трудоустройства граждан в сельской местности путем реализации программ сельхозпереселенния семей для работы на предприятиях и организациях агропромышленного комплекса.
Среди задач по реализации политики занятости, намеченных на среднесрочную перспективу, по нашему мнению, в качестве базисной выступает задача социальной поддержки безработных граждан.
Дело в том, что данный вид вмешательства обусловлен необходимостью выполнения государством функции социальной защиты населения от негативных последствий так называемых «провалов рынка» и состоит в обеспечении определенного жизненного стандарта при потере работы.
Поэтому, как уже упоминалось, важная роль государственного воздействия в функционирование рынка труда заключается, прежде всего, в обеспечении поддержания и сохранения человеческого капитала во время адаптации на рынке труда. В связи с этим именно создание действенной системы компенсационных инструментов для различных категорий экономически активного населения, находящихся определенное время без работы, определяет во многом эффективность всей политики занятости и степень социально-экономической стабильности в стране.
В соответствии с действующим российским законодательством пособия по безработице назначаются одновременно с решением о признании граждан безработным в порядке, определенном статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Основными получателями пособий по безработице являются лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, небольшой трудовой стаж, кто не способен, в силу ряда обстоятельств, справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Обычно, это лица, особо нуждающиеся в социальной защите.
Государство в период поиска подходящей работы гарантировало им получение пособия по безработице, которое начисляется как от средней заработной платы по последнему месту работы (но не выше максимального размера пособия по безработице, установленного Правительством РФ), так и в минимальном размере.
В случае если безработные граждане в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) пособие рассматривается как функция заработной платы и начисляется дифференцированно: в первые три месяца безработицы в размере - 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы; в следующие 4 месяца – в размере 60% процентов; в дальнейшем – в размере 45%. Для лиц, уволенных по сокращению штатов, установлен период ожидания, равный количеству месяцев, в течение которых выплачивается выходное пособие.
По действующей системе