Политика занятости населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить политику занятости населения России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить причины и формы;
– рассмотреть ее социально-экономические последствия;
– рассмотреть рынок труда и его регулирование;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1.БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ФОРМЫ,ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ………………………………………
1.1. Виды и формы безработицы………………………………………..
1.2. Причины возникновения безработицы………………………….....
1.3. Последствия безработицы………………………………………......
1.4. Безработица в современной России……………………………….
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
2.1. Рынок труда…………………………………………………………
2.2. Регулирование рынка труда……………………………………….
2.3. Основные направления государственного регулирования рынка труда……………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
3.1.Политика занятости……
3.2. Федеральные и региональные программы занятости…………….
3.3.Меры активной политики занятости населения в России…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………....
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

рт.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Меры активной политики занятости населения в России.

 

В условиях транзитивной экономики  России особенно важным представляется проведение государством активной политики на рынке труда. Ее основная цель –  содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду путем использования комплекса разнообразных стимулирующих мероприятий.

Одним из основных направлений активной политики занятости является профориентационная работа среди безработных граждан, молодежи, занятого и незанятого населения. Особо отметим, что профориентация в технологии работы службы занятости рассматривается как начальное звено образовательного и трудового процесса.

Современное понимание проблемы профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития, которая определяет профориентацию как систему или комплекс средств, используемых профессиональным консультантом службы занятости в работе с безработными гражданами по активизации профессионального самоопределения личности, построении им своей жизненной и профессиональной карьеры. Цель профориентации, при таком взгляде, состоит в создании условий, активизирующих клиента в самостоятельном выборе пути и принятии решения о построении личного профессионального плана и профессиональной карьеры.

Выделим важнейшие направления  профессиональной ориентации, реализуемые сегодня службой занятости:

  • профессиональная информация – ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностям в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
  • профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
  • профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
  • профессиональный отбор – определение  степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
  • профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

В последние годы профессиональная ориентация стала рассматриваться как эффективное средство в работе с взрослыми, незанятым населением, а не только применительно к молодежи, осуществляющей профессиональный выбор.

В то же время, как показывают многочисленные исследования, в наиболее сложном положении сегодня находится именно молодежь, которая не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. На развитие рынка труда в России в настоящее время существенное влияние оказывает структурный дисбаланс, при котором значительная часть соискателей рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям.

Это вынуждает при дальнейшем определении  основных направлений активной политики воздействия государства на структуру и качество предложения труда обратить внимание в первую очередь на профессиональное обучение безработных граждан. Это направление работы службы занятости является важным фактором активной политики содействия занятости населения и вносит свой весомый вклад в развитие рыночной экономики, повышение качества кадрового потенциала, обеспечение занятости и является составной частью системы непрерывного образования. Однако система профессионального обучения безработных граждан имеет свою специфику, что обусловлено следующими факторами:

1. Конъюнктурой рынка труда и  необходимостью гибкого реагирования на его изменения;

2. Мотивацией клиентов службы  занятости к обучению, росту профессионализма, стремлению к поиску работы (доходного занятия);

3. Требованиями работодателей к  уровню квалификации кадров, их  профессиональной компетентности, личным качествам;

4. Различным качественным составом  обучаемых по возрасту, полу, уровню общего и профессионального образования;

5. Сравнительной краткосрочностью и интенсивностью обучения, его практической направленностью.

Профессиональное обучение безработных  граждан, являясь, как уже было сказано, частью непрерывного образования, должно не отставать по своему качеству, технологичности и мобильности от профессионального обучения в широком смысле, а также опережать его в силу того, что сроки обучения очень малы и процесс получения знаний должен быть интенсивным.

Наконец, отметим, что в настоящее  время в рамках деятельности по реализации активной политики занятости все более важное значение приобретают программы содействия развитию самостоятельной занятости, обучению предпринимательским навыкам и созданию малых предприятий.

Это направление политики на рынке  труда призвано решать важнейшую социальную задачу для России  - формирование нового трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации.

По экспертным оценкам, только 3-5% людей  имеют склонности и способности к открытию и ведению своего дела.

  Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости является обучение желающих заниматься самостоятельной трудовой деятельностью с целью приобретения ими основных деловых навыков (основы ценообразования, бухгалтерского учета, планирования). Задача службы занятости – разъяснить предпринимателю, что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение социальных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высокая степень риска, вероятность разорения, несовершенство российского законодательства).

В этой связи необходимо отметить, что учебные программы «Основы  малого предпринимательства» и «Основы  предпринимательской деятельности» предусматривают применение новейших методик обучения, в том числе дистанционных, которые рекомендованы для подготовки предпринимателей из числа безработных граждан. Важнейшее значение для развития и улучшения инфраструктуры поддержки малого бизнеса играют созданные во многих регионах России бизнес-инкубаторы. В настоящее время эти структуры предоставляют в основном комплекс консалтинговых услуг по вопросам организации самозанятости: тестирование начинающих предпринимателей (с целью выявления степени их готовности к самостоятельному ведению бизнеса), содействие в подготовке бизнес-планов, проведение различного рода экспертиз.

 

Рассмотрим методику расчета общей численности безработных по текущей статистике службы занятости о трудоустройстве населения:

Оценку общей численности  безработных в периоды между обследованиями рабочей силы по проблемам занятости можно производить на базе данных указанных обследований и текущей статистики службы занятости о трудоустройстве населения следующим образом:

Вначале определяем как  изменилось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученных по данным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в службах занятости на соответствующую дату по формуле:

Аt = (X12Y12 - X0Y0) t12                                         (1)

где Аt - коэффициент изменения соотношения между общей численностью безработных и численностью незанятого населения, находящегося на учете в органах службы занятости, в месяце t,      Х0 - общая численность безработных по результатам обследования, проведенного в октябре 2009года,        Х12 - общая численность безработных по результатам обследования, проведенного в октябре 2010года,        У0 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец октября 2009года,      У12 - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец октября 2010года,      t - порядковый номер месяца после октября 2009 года, для которого производится расчет.          Для каждого месяца общая величина безработных будет расcчитываться по формуле:

 

Xt = Yt(X0Y0 + At)                                                     (2)

где Хt - общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца t,             Yt - численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на конец рассматриваемого месяца t [3, c. 54].

Рассмотрим подробнее  метод расчета на примере данных Нижегородской  области.

Общая численность безработных, полученная по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости, и численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, составили в Нижегородской области:

в октябре 2009года Х0=77890 человек, У0=23986 человек

в октябре 2010года Х12=91455 человек, У12=30324 человек,

тогда

Аt = (91455/30324 - 77890/23986) t12

At = - 0,019282 t

Х0У0=77890/23986=3,24731         По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце августа 2011года на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,3 миллиона безработных. По сравнению с августом 2010 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 160,7тысячи человек, или на 11,1%. В августе 2011 года общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (то есть в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 3,0 раза. В общей численности безработных 1,4 миллиона человек (31,3%) не имели опыта трудовой деятельности. Доля безработных, не имеющих опыта работы, в августе 2011года по сравнению с августом 2010 года уменьшилась на 0,2 процентных пункта. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1,0 миллион человек (31,8%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и 0,7 миллиона человек (22,8%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с августом 2010года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 2,4 процентных пункта, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, сократилась на 4,6 процентных пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Проведенный выше анализ ключевых особенностей государственного регулирования рынка труда и политики занятости населения позволяет сделать несколько обобщающих выводов:

Во-первых, конечной целью реформирования социально-трудовых отношений в переходной экономике России должно стать формирование цивилизованного рынка труда, который характеризуется, прежде всего, значительной степенью регулироемости.

Во-вторых, необходимо повышение эффективности  работы государственной службы занятости  населения путем проведения целенаправленных мер по совершенствованию технологии ее работы. Основной целью здесь выступает сохранение государственной службы занятости населения в качестве одного из определяющих институтов при проведении эффективной социально-экономической политики.

В-третьих, при проведении активных мероприятий на рынке труда, стратегическими целями для государства здесь являются:

  • создание эффективной многофункциональной системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан, незанятого и занятого населения, гибко реагирующей на изменения спроса на рабочую силу, а также обеспечение подготовки высококвалифицированных работников и тем самым повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения с целью недопущения развития негативной трудовой мотивации у безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости путем разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения участия безработного гражданина в конкретной программе.

В целом же повсеместное развитие активной политики занятости в целях эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы должно являться основным приоритетным направлением государственного регулирования рынка труда в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

    1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №122 от 22.08.2004) - М.: Ось-89, 2004. – с. 7.
    2. Закон РФ «О занятости населения в РФ» (в ред. Федерального закона от 22.08.04. №122ФЗ) - М.: Ось-89, 2004. – с. 13.
    3. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы (коллектив авторов) - М.: Экономика, 2001. - с.56.
    4. Карташов С.А. и др. Трудоустройство: поиск работы. – М.: Изд. «Экзамен», 2002. - с.142.
    5. Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения в январе-декабре 2003г.//Минтруд РФ, Департамент занятости населения. – 2003. Статбюллетень. №12. - с. 12.
    6. Плакся В.И. Безработица: теория и современная практика. - М.: Изд. РАГС, 2004. - с. 300.
    7. Попов А. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда// Вопросы статистики. – 2004. №3. - с. 50.
    8. Рофе А.И. Рынок труда. - М.: ИНФРА  М. - 2003. - с. 152.
    9. Рынок труда: Учебное пособие/Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.
    10. Сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/wps/portal
    11. Экономика труда (под ред. П. Шлендера, Ю. Кокина). М.: Юрист, 2002. С. 392.
    12. Сайт Федеральной службы занятости РФ –

Информация о работе Политика занятости населения России