Понятие фирмы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия фирмы, ее места в рыночной экономике, показателей эффективности работы фирмы, обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.

Содержание работы

Введение
3
1. Общее понятие фирмы и её составляющие
4
1.1. Понятие фирмы и её виды
4
1.2. Объективные причины возникновения и существования фирм
7
1.3. Цели и задачи фирмы
9
2.Теория фирмы
12
2.1. Традиционная теория фирмы
12
2.2. Менеджеральная теория фирмы
14
2.3. Теория максимизации роста фирмы
15
2.4. Поведенческие теории фирмы
19
3.Фирма в рыночной экономике
22
3.1. Общая характеристика фирмы в условиях рынка
22
3.2. Фирма как институт рыночной экономики
25
3.3. Роль государства в функционировании фирмы
27
Заключение
30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по эконом.теории.docx

— 65.08 Кб (Скачать файл)

Другой рычаг - создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами.

В зависимости от того, как развивается экономика, государство использует прямые и косвенные субсидии: то косвенно поддерживая предпринимательскую деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли.Для интенсификации экономической деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности патенты, которые обеспечивают существенный стимул для помещения средств в НИОКР.

Государственное регулирование также включает: антимонопольное законодательство, определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее, регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.

Развитие фирмы зависит от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам в современном обществе ведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше учитывает интересы фирмы, а с другой - ставит больше задач и устанавливает приоритеты в распределении ресурсов. Нужды общества со временем заставят государство из соображения общественной полезности включать фирму практически в каждое серьезное решение.

Прогресс науки и техники ведет ко все большей значимости информации и информационных технологий. Возрастающий удельный вес научных исследований и разработок в деятельности фирмы, все большая численность научного и инженерного персонала повышают роль управленческих решений. В будущем фирма, в целом, будет являться человекоёмким институтом и более чем когда-либо зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации должно будет компенсироваться творческим вкладом руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии. На передний план управления уже сейчас выдвигается стратегическое планирование как метод обеспечения прибыльности фирмы, что диктуется сокращением жизненного цикла технологии, продуктов производства и спроса.

В сущности, фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство, в свою очередь, накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Заключение

 

На основании анализа изложенных в настоящей работе сведений появляется возможность сделать ряд четких и структурированных выводов о роли и месте фирмы, как экономического института, в условиях современной рыночной экономики. Эти заключения следующие:

1. В развитой рыночной  экономике фирмы многообразны, они  занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых  различных услуг - финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских;

2. В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке";

3. Организационно-правовая  форма предпринимательства делает  бизнес благородным, соответствующим  требованиям цивилизованной экономики;

4. Основные формы организации  бизнеса в современной рыночной  экономике - это корпорация (акционерное  общество), индивидуальная фирма  и партнерство;

5. Фирма имеет свою  организационно-правовую форму и  цель деятельности, в соответствии  с которыми создает свою внутреннюю  структуру;

6. Приоритет целей определяется  в зависимости от прибыльности  фирмы, которая может соответствовать  уровню выживания, умеренному или  высокому уровню;

7. Фирма, не имея абсолютной  гарантии в успехе при производстве  одного вида товара (услуги), расширяет  сферу своей деятельности, т.е. происходит  диверсификация производства и  деятельности;

8. Фирма как важнейший  экономический институт требует  создания и соблюдения ряда  условий для своего развития  в институциональной структуре  общества;

9. Фирмы пытаются удовлетворить  безграничные потребности общества  и одновременно наиболее рационально  использовать ограниченные возможности  имеющихся факторов производства;

10. Любая фирма в ходе  своей деятельности должна решать  ряд задач (что и в каком количестве производить, как производить свою продукцию, по какой цене продавать продукцию и т.д.);

11. Стратегия, выбираемая  руководителем должна быть гибкой  по отношению к внешним условиям.

12. Фирма концентрирует  и через свою деятельность  реализует практически все экономические  интересы, возникающие в национальном  хозяйстве;

13. Фирмы являются местом  приложения труда капитала и  предпринимательского потенциала;

14. Фирма генерирует как  товары, так и покупательскую  способность для их приобретения;

15. Фирма поддерживает  расширение социальной инфраструктуры  и обеспечивает доход на капитал;

16. Создает рабочие места  в самой фирме, у ее поставщиков, в государственном секторе;

17. Фирма генерирует богатство  необходимое для её собственного  роста;

18. Фирма имеет многочисленные  сложные взаимосвязи с окружающей  средой, и ее успех в значительной  степени зависит от того, кто  и как регулирует и контролирует  эти связи.

19. Важное место в теории  фирмы занимает проблема определения  ее целевой функции, критерия  оценки результатов ее деятельности. В моделях классической предпринимательской  фирмы критерий был один - максимизация  прибыли. Последующие подходы не  предполагают такого критерия.

20. Отличие фирмы, максимизирующей  объем продаж, от фирмы, максимизирующей  прибыль, заключалось в более  высоком объеме производства  и более низких ценах.

21. Максимизация темпов  роста является той целью, достижение  которой позволит обеспечить  высокие заработки, власть и престиж  «внутреннему управлению».

В заключение, обобщая сказанное, можно сказать, что предмет данной работы - фирма - суть институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы пер. с англ. - М.: Бином, 2007г.
  2. Основы экономической теории: Учебное пособие под ред. В.Д. Камаева. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2008г.
  3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2007г.
  4. Экономическая теория: Учебник для вузов под.ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - Питер-Ком, 2007г.
  5. Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка. // РЭЖ. – 2007г.
  6. Глазунов В. Управление доходами фирмы. // Финансы. – 2008г.
  7. Белолипецкий В. Роль фирмы в хозяйстве. // Финансовый бизнес. – 2008г.
  8. Непринцева Е. Фирма в рыночной экономике. // РЭЖ. – 2009г.
  9. История мировой экономики [Текст] : учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  10. Клинов В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цены [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Клинов. – М.: Экономика, 2007.
  11. Клочковский, Л. Л. Мировая экономика [Текст] : учеб. пособие / Л. Л. Клочковский. – М.: Экзамен, 2007.
  12. Конотопов, М. В. История экономики зарубежных стран [Текст] : учебник / М. В. Конотопов, С. И. Сметанин. – М. : КноРус, 2007.
  13. Кормнов, Ю.Ф. Государственное корпоративное партнерство в Российской экономике [Текст] :монография / Ю. Ф. Кормнов - М. : СГА , 2008.
  14. Ломакин, В. К. Мировая экономика [Текст] : учебник для вузов / В. К. Ломакин. – М. : ЮНИТИ, 2007.
  15. Макконнелл, К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика [Текст] / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М. : ИНФРА-М, 2009.
  16. Макконнелл, К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика [Текст] / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М. : ИНФРА-М, 2007.
  17. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст]:  учебник/ А. Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2005г. – 244 с.
  18. Международные экономические отношения [Текст] : учебник / Под ред. В. Е. Рыбал-кина. – М. : ЮНИТИ, 2008.
  19. Мещеряков М.Н. Основы экономики. М., 2008.
  20. Мировая экономика [Текст] : учебник для ВУЗов / под ред. А.С. Булатова - М.: Экономистъ, 2008.
  21. Попов С.А. Основы экономической теории. М., 2009 г.
  22. Самуэльсон П. Экономика [Текст]: / П.Самуэльсон – М.: Инфра-М, 2010. – 395с.
  23. Симкина, Л. Г. Экономическая теория [Текст] : учебник для вузов / Л. Г. Симкина. - СПб: Питер, 2010.
  24. Симкина, Л. Г. Экономическая теория [Текст] : учебник для вузов / Л. Г. Симкина. - СПб: Питер, 2007.
  25. Спиридонов И.А. Мировая экономика [Текст]: учеб. пособие / И. А. Спиридонов. - М.: ИНФРА-М,-2008.
  26. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика [Текст] : учебник для вузов / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – М.: Юрайт, 2006.
  27. Управление организацией [Текст] : учебник для вузов / Под ред. А. Г. Поршнева. – М. : ИНФРА-М, 2007.
  28. Ягдаров, Я. С. История экономических учений [Текст]: учебник / Я. С. Ядгаров. - М.: ИНФРА, 2009

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие фирмы в рыночной экономике