Понятие и виды иностранных инвестиций, анализ структуры и динамики инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….стр.2
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…стр.4
Понятие и виды иностранных инвестиций…………………………..стр.4
Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства………………………………………..стр.7
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации...................стр.10
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций…………………………стр.10
2.2. Проблемы инвестирования в российскую экономику………………стр.17
Глава 3. Оценка инвестиционного климата в России. Проблемы и способы их
решения……………………………………………………………………….стр.20
3.1. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе.
Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного
инвестирования……………………………………………………………..стр.21
3.2. Мероприятия по стимулированию инвестиционной активности и
повышению конкурентоспособности отечественных предприятий……..стр.36
Заключение……………………………………………………………………..стр.39
Список литературы…………………………………………………………….стр.42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа иностранные инвестиции.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

_____________________ 
1) Включая инвестиции из государств-участников СНГ

Поступление иностранных  инвестиций 
по отдельным странам-инвесторам1)

млн.долларов США

 

Поступило 
в январе-сентябре 2010г.

В % к итогу  
по виду 
экономи- 
ческой 
деятель- 
ности

В том числе

прямые

порт- 
фельные

прочие

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

378

100

295

0,0

83

из них: 
Кипр

80

 

1,3

44

-

36

Корея

55

14,5

55

-

-

Бельгия

33

8,7

33

-

-

Добыча полезных ископаемых

8645

100

1363

40

7242

из них: 
Германия

3251

37,6

1

0,0

3250

Нидерланды

2181

25,2

1

-

2180

Кипр

595

6,9

370

40

185

из итога по добыче полезных ископаемых: 
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

8115

100

1147

16

6952

из них: 
Германия

3250

40,1

-

0,0

3250

Нидерланды

2181

26,9

1

-

2180

Багамы

542

6,7

92

-

450

Обрабатывающие  производства

18930

100

3065

165

15700

из них: 
Швейцария

2747

14,5

19

2

2726

Герман

я

2351

12,4

593

1

1757

Кипр

2242

11,8

308

32

1902

из итога по обрабатывающим производствам 
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака

1866

100

278

2

1586

из них: 
Кипр

459

24,6

100

1

358

Бельгия

410

21,9

0,0

-

410

Нидерланды

306

16,4

 

0

-

266

обработка древесины  и производство изделий из дерева

236

100

102

3

131

из них: 
Финляндия

55

23,4

49

-

6

Виргинские о-ва (Брит.)

35

15,0

7

-

28

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  деятельность

718

100

259

0,0

459

из

их: 
Германия

285

39,8

36

-

249

Соединенное Королевство (Великобритания)

161

22,5

156

-

5

Австрия

69

9,7

7

-

62

производство  кокса и нефтепродуктов

4980

100

17

1

4962

из них: 
Соединенное Королевство (Великобритания)

1061

21,3

-

0,0

1061

Кипр

917

18,

 

17

0,0

900

Франция

800

16,1

-

-

800

химическое  производство

1679

100

324

14

1341

из них: 
Швейцария

462

27,5

1

-

461

Австрия

344

20,5

44

-

300

металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий

5087

100

191

127

4769

из них: 
Шве

цария

1321

26,0

2

3

1316

Германия

1086

21,3

8

0,0

1078

Виргинские о-ва (Брит.)

949

18,7

-

117

832

Кипр 

422

8,3

1

7

414

производство  машин и оборудования

1186

100

431

4

751

из них: 
Германия

249

21,0

165

-

84

Республика Корея

219

18,5

0,1

-

219

Нид

рланды

132

11,1

129

-

3

производство  транcпортных средств и оборудования

1569

100

698

0,4

871

из них: 
Республика Корея

435

27,7

207

-

228

Германия

285

18,1

211

-

74

Нидерланды

232

14,8

227

-

5

Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

447

100

112

166

169

из них: 
Соединенное Королевство (Великобритания)

177

39,5

40

12

125

Кипр

67

14,9

0,1

57

10

Строительство

650

100

169

272

209

из них: 
Виргинские о-ва (Брит.)

278

42,7

5

272

1

Кипр

197

30,3

44

0,0

153

Оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8688

100

1311

0,2

7377

из них:

         

Нидерланды 

2590

29,8

97

0,0

2493

Германия 

1482

17,1

327

-

1155

Китай

1112

12,8

5

-

1107

Соединенное Королевство (Ве

икобритания)

610

7,0

10

-

600

Транспорт и  связь

3952

100

274

139

3539

из них: 
Нидерланды

1227

31,1

38

0,0

1189

Ирландия

807

20,4

57

-

750

Соединенное Королевство (Великобритания)

635

16,1

0,1

5

630

из итога по транспорту и связи 
связь

3254

100

68

104

3082

из них: 
Нидерланды

1121

34,5

-

-

1121

Ирландия

750

23,1

0,3

-

750

Соединенное Королевство (Великобритания)

632

19,4

-

5

627

Финансовая  деятельность

1764

100

439

2

1323

из них: 
Люксембург

433

24,5

-

-

433

Кипр

398

22,6

105

-

293

Германия

237

 

3,5

132

-

105

Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3843

100

1088

28

2727

из них: 
Кипр

1298

33,8

718

15

565

Соединенное Королевство (Великобритания)

714

18,6

41

-

673

Люксембург

683

17,8

11

-

672

__________________ 
1) Информация приводится по видам экономической деятельности, в которые за отчетный период осуществлены наиболее крупные иностранные инвестиции.



 

2. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2010г. составил 71,3 млрд. долларов США. В январе-сентябре 2010г. из России за рубеж направлено 55,9 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 20,1% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 50,7 млрд. долларов США, или на 17,9% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом

млн.долларов США

 

Накоплено на конец сентября 2010г.

В том числе

Справочно 
направлено в  
январе-сентябре 2010г.

всего

в % к 
итогу

прямые

порт- 
фельные

прочие

Всего инвестиций

71312

100

49448

3287

18577

55896

из них в  страны - крупнейшие получатели инвестиций

62776

88,0

45953

1656

15167

51323

в том числе: 
Нидерланды

17745

24,9

16861

61

823

4671

Кипр

16941

23,7

13250

230

3461

3157

США

6817

9,5

5656

0,0

1161

498

Швейцария

6047

8,5

2001

5

4041

24949

Виргинские о-ва (Брит.)

5567

7,8

1728

1188

2651

2412

Соединенное Королевство (Великобритания)

2975

4,2

2346

52

577

2202

Беларусь

2890

4,1

2642

0,2

248

2222

Австрия

1434

2,0

408

2

1024

10076

Люксембург

1396

2,0

478

2

916

319

Украина

964

1,3

583

116

265

817


 

2.2. Проблемы  инвестирования в российскую  экономику

Развитие российского  инвестиционного законодательства непосредственно связано с практикой  регулирования инвестиционной деятельности, сложившейся в стране в 80-е годы прошлого века, когда законодательные акты допускали инвестирование капитала только из стран - членов СЭВ и только путем создания совместных хозяйственных организаций (СХО) При этом подчеркивалось, что СХО, находящаяся на территории государства - члена СЭВ, является одной из форм социалистической интеграции и не может рассматриваться как инвестирование собственно иностранного капитала.

В дальнейшем в процессе развития законодательства об иностранных  инвестициях уже допускалось  привлечение капитала не только из социалистических стран, но из стран развивающихся и капиталистических.

Важным этапом в развитии постсоветского законодательства об иностранных  инвестициях было принятие 4 июля 1991 г. Закона об иностранных инвестициях  в Российской Федерации. В его основу были заложены нормы в области регулирования вопросов порядка создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Основным методом регулирования была признана процедура их регистрации.

Положения данного Закона отражали состояние правовой базы Российской Федерации в области регулирования иностранных инвестиций и их налогообложения в период переходной экономики.

Взяв за основу основные принципы регулирования инвестиционной деятельности, применяемые в ряде развивающихся зарубежных стран, российские законодатели пытались реализовать "право государства контролировать допуск иностранных инвестиций в страну, которое является ничем не ограниченным правом государства и вытекает из понятия суверенитета государства". Однако ясной и дееспособной системы допуска иностранных инвестиций в страну и специальных налоговых режимов так и не было создано. Это было существенным препятствием на пути привлечения в страну иностранного капитала.

Несмотря на декларирование особого значения Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, вряд ли можно утверждать, что он занял отведенное ему одно из центральных мест в регулировании экономических отношений <5>.

Принятие в последующие  годы ряда нормативных актов по вопросам урегулирования деятельности иностранных инвесторов в стране <6> создало в России объективные предпосылки, достаточные для принятия новой концепции Закона об иностранных инвестициях. В концепции предполагалось учесть рекомендации руководства Мирового банка, в том числе о допуске иностранных инвестиций в национальную экономику государства, правовом режиме иностранных инвестиций, способах решения проблем выплаты компенсаций, связанных с национализацией или экспроприацией иностранной частной собственности, а также вопросы разрешения споров, связанных с иностранными инвестициями.

На основе действующих  на территории России нормотворческих  актов по регулированию иностранных  инвестиций и опираясь на соответствующий  опыт стран с рыночной экономикой, был подготовлен ряд правовых актов, ориентированных как на регламентацию непосредственно деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации, так и актов, регламентирующих в стране общий правовой режим инвестиционной деятельности и ее конкретных организационных и правовых форм. Это в первую очередь Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который определил национальный режим деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Федеральный закон направлен на гарантирование стабильности условий и обеспечение прав инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а также защиту прав и интересов иностранных инвесторов.

Однако следует отметить и ряд существенных недостатков, которые присущи действующей в настоящее время нормативной базе в данной области. Во-первых, это несоответствие ряда положений правовых актов провозглашенному либеральному курсу на привлечение иностранных инвестиций в страну. Имеющиеся противоречия налоговых норм общероссийских инвестиционных законов и норм, касающихся непосредственно налогообложения иностранных инвестиций, недостаточная проработанность и частая смена различного рода правовых норм в области инвестирования иностранного капитала, несоответствие ряда положений российских актов действующим за рубежом положениям в области регулирования иностранных инвестиций, в частности применения административно-правовых методов регулирования, не позволяют привести в некое соответствие действия участников рыночных отношений в условиях конкуренции. В том числе невозможно обеспечение свободного доступа на национальный рынок иностранных товаров и капиталов, свободное перемещение ресурсов из одного государства в другое. Сюда же можно отнести либерализацию режима иностранных инвестиций, запрещение различных проявлений монополизма с целью защиты условий конкуренции на национальном рынке, введение разумных ограничений в отношении иностранных инвесторов в виде установления контроля за действиями иностранных инвесторов, наложение определенных запретов и ограничений на инвестиции, обеспечение легальности ограничений за счет соответствующих нормативных актов и т.д.

Наибольшие проблемы в  правовом регулировании налогового статуса иностранных юридических  лиц вызывает общая нестабильность российской налоговой системы, ее частые корректировки, опасение непредсказуемых изменений налоговых условий в будущем. Наряду с этим, узкими местами существующих налоговых отношений в том числе являются:

- недостаточная четкость  и ясность положений нормативных документов по налогообложению;

- многочисленность, запутанность, противоречивость нормативной  базы, когда по одним и тем  же вопросам существует множество  противоречащих друг другу нормативных  актов, неоднозначно трактуемых  налоговыми органами;

- отсутствие  единообразной терминологии;

- неоднозначность  толкования и неопределенность  ряда налоговых процедур;

- противоречия  между положениями бухгалтерского  учета, устанавливаемыми Минфином  России, и инструктивными указаниями  налоговых органов;

- отсутствие нормальных механизмов обжалования и ясного понимания круга прав и обязанностей как налогоплательщиков, так и налоговых органов;

- принятие налоговых  изменений "задним числом" (т.е.  в нарушение требований ст. 5 Налогового  кодекса РФ);

- слишком высокие штрафные санкции.

Вышеназванные факторы являются основным препятствием для иностранных инвестиций в  российскую экономику. На эти факторы  постоянно обращали внимание представители  иностранных компаний, работающих в  России, на заседаниях Консультативного совета по иностранным инвестициям

Глава 3. Оценка инвестиционного климата в России. Проблемы и способы их решения.

3.1. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования

Эффективность практической реализации инвестиционной политики в  современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного  перехода страны к новому этапу —  периоду устойчивого экономического роста.

Российская экономика в последние  десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей6.

Наличие в России огромных разведанных  и доказанных геологических запасов  нефти, а также стремление развитых стран в целях диверсификации поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего Востока организовать новые дополнительные стабильные поставки нефти из России делает нефтедобывающую промышленность последней исключительно привлекательным объектом для привлечения иностранных инвестиций.

Информация о работе Понятие и виды иностранных инвестиций, анализ структуры и динамики инвестиций