Понятие и виды иностранных инвестиций, анализ структуры и динамики инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….стр.2
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций…стр.4
Понятие и виды иностранных инвестиций…………………………..стр.4
Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства………………………………………..стр.7
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации...................стр.10
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций…………………………стр.10
2.2. Проблемы инвестирования в российскую экономику………………стр.17
Глава 3. Оценка инвестиционного климата в России. Проблемы и способы их
решения……………………………………………………………………….стр.20
3.1. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе.
Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного
инвестирования……………………………………………………………..стр.21
3.2. Мероприятия по стимулированию инвестиционной активности и
повышению конкурентоспособности отечественных предприятий……..стр.36
Заключение……………………………………………………………………..стр.39
Список литературы…………………………………………………………….стр.42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа иностранные инвестиции.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

- применение НР или  РНБ в отношении возмещения  ущерба инвестициям в результате  войны, других вооруженных конфликтов, введения чрезвычайного положения  или иных подобных обстоятельств;

- предоставление гарантий  беспрепятственного перевода за  рубеж платежей, связанных с капиталовложениями, в свободно конвертируемой валюте по рыночному валютному курсу; применение процедур разрешения споров, отвечающих общепринятой международной практике; споры между инвестором одной договаривающейся стороны и другой договаривающейся стороной - посредством обращения к единоличному арбитру или в третейский суд, создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, или в Арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты, а споры между договаривающимися сторонами - посредством обращения в третейский суд, создаваемый в согласованном между сторонами порядке.

Следует отметить, что  содержание двусторонних международных  инвестиционных соглашений, подписанных  Россией, не вступает в противоречие с действующими в российском государстве правовыми нормами. Большинство перечисленных выше положений имеют близкие аналогии, скажем, в текстах действующих законов «Об иностранных инвестициях в РФ» или «О соглашениях о разделе продукции». Это не умаляет, однако, их значимость как фактора общего улучшения российского инвестиционного климата. Дело в том, что в российской практике эффективность нормативных положений, закрепленных в законодательстве, зачастую оказывается неоправданно низкой и даже временами сводится на нет из-за отсутствия соответствующих подзаконных актов, которыми регламентируются механизмы и порядок применения принимаемых законов. Более того, встречаются и ситуации такого рода, когда подзаконные акты либо вступают в прямое противоречие с нормами, реализации которых они призваны способствовать, либо не до конца раскрывают заложенные в законодательных актах возможности.

В связи с этим двусторонние международные инвестиционные соглашения становятся своеобразным «гарантом» исполнения действующих законов, поскольку  внешние партнеры по этим соглашениям (правительства соответствующих стран) имеют возможность, опираясь на международное право, добиваться неукоснительного исполнения российской стороной взятых на себя по соглашению обязательств вне зависимости от того, какие толкования действующим инвестиционным законам могут быть даны чиновниками тех или иных органов власти в выпускаемых ими подзаконных актах.

Ожидаемое присоединение  России к ВТО потребует весьма серьезной модернизации существующих правовых основ инвестиционной деятельности, и в частности в нефтедобывающей промышленности России. Потребуется существенная перестройка правовых основ внешнеэкономических связей России, обусловленная тем, что многие правовые нормы и предписания, включенный в «пакет» ВТО/ГАТТ, не вполне, а иногда и вовсе не соответствуют действующему российскому законодательству. Между тем, присоединяясь к ВТО, любая страна в безоговорочном порядке принимает на себя содержащееся в его документах условие о том, что она, как и все остальные страны-участницы, должна привести национальное законодательство в полное соответствие с положениями, включенными в «пакет» ВТО.

Представляет интерес  как сами иностранные инвесторы  оценивают инвестиционный климат в  России. В начале марта 2008 г. действующих в нашей стране инвесторов просили оценить различные экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России7.

Результаты опроса показали следующее (табл. 6).

     

Негативно

Средне

Позитивно

Коррупция

87

13

0

Процедуры лицензирования и администрирования

80

18

2

Правоприменение

76

20

4

Соблюдение законов  и судебная система

73

23

4

Безопасность

69

30

1

Таможенный режим

59

36

5

Адекватность инфраструктуры

44

45

11

Политическая среда

42

46

12

Налоговый режим

35

40

25

Инвестиционный климат в целом

25

55

20

Доступность квалифицированного персонала

17

29

55

Макроэкономическая ситуация

2

29

69


 

Данные таблицы показывают, что макроэкономическая ситуация в России и доступность квалифицированного персонала были расценены позитивно. В числе факторов, оказывающих негативное воздействие, были названы коррупция, а также недостатки в процедурах лицензирования и администрирования, в правоприменении, в соблюдении законов и работе судебной системы, в обеспечении безопасности и защите прав частной собственности, в таможенном режиме. Деловая инфраструктура, политическая среда, существующий налоговый режим и инвестиционный климат в целом получили нейтральную оценку.

Итак, анализ современной  инвестиционной деятельности в России свидетельствует, что имеется целый  ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестирования в российскую экономику, среди которых необходимо отметить следующие:

1. Коррупция и беззаконие. Среди зарубежных инвесторов особенно сильны сомнения относительно «власти закона» в России. Распространенность этого взгляда исключительно велика и имеет серьезные последствия. Представление о коррумпированном обществе, где преобладают преступники, для большинства инвесторов является главным препятствием для ведения бизнеса в стране. Большие западные компании чрезвычайно настороженно относятся к ситуациям, когда есть потребность в личной охране и необходимость в постоянном подкупе. Публичные компании, отчитывающиеся перед акционерами, не могут не учитывать подобный «фон», создаваемый СМИ западных стран.

Некоторые инвесторы  рассказывают истории (как правило, не из первых рук) о России, начиная  с жалоб на неприятности, например о блокировании подъезда к офису  из-за неуплаты взятки  или  внезапного  обнаружения,  что  российская  компания  вовлекла  ничего не  подозревающего  западного партнера  в отмывание денег,  и заканчивая  откровенно шокирующими фактами, редко связанными с реальной действительностью. Независимо оттого, насколько правдива каждая из них, «страшилки» о России очень распространены в элитных кругах Запада, что весьма затрудняет назначение сотрудников на ответственные посты в России8.

2. Политическая нестабильность. Как отмечали, И.В. Рыжов и Е.Д. Сахончик, бывшим Президентом РФ В.В. Путиным на Западе многие восхищались, количество леденящих душу новостей уменьшилось (события в Чечне, уже в основном, после избрания законного президента республики, не противодействуют этому).

У инвесторов нет уверенности  в том, что в случае его ухода  последователи продолжат рыночные реформы. Проблема, по мнению западных деловых кругов, состоит в отсутствии в России национальной стратегии, которая опиралась бы на широкую общественную поддержку.

Инвесторы постоянно  отмечают недостаток надежной информации о России, и это расценивается  как производное от «культуры скрытности». Впечатление секретности усиливает ощущение того, что в России есть многое, что следует скрывать в экономике, управлении, асоциальных условиях обычной жизни. Это подрывает доверие к России, тогда как фактор доверия очень важен для принятия решения о долговременной экономической вовлеченности в дела страны.

Как показал опрос, при  принятии решений об инвестициях  в России зарубежные компании берут  информацию из самых разных источников, однако не все из них считаются  надежными. Самыми достоверными источниками информации респонденты-инвесторы назвали других частных иностранных инвесторов в России (51%), международные финансовые организации (50%), инвестиционные банки и аналитиков (41%), международные деловые и торговые организации (37%), посольства и торговые консульства (34%). Самыми недостоверными источниками информации опрошенные компании считают российских государственных чиновников и российские средства массовой информации: 35% и 29% соответственно2.

3. Проблемы с государством напрямую связаны с неэтичным поведением властей, «дырами» в законодательстве, излишним администрированием. Национальная особенность российской коррупции состоит в том, что высшие эшелоны власти как представляет себе большинство западных инвесторов, честные, зато процветает неправедное чиновничество среднего уровня. Бороться с этим очень сложно из-за неэффективной судебной системы.

Инвесторы считают, что  в период кризиса 1998 г. их обманывало государство. Те, кто кредитовал предприятия напрямую, свои деньги вернули.

Одно из самых больших  разочарований всех кризисов в России - то, что виновные не наказываются. Например, в процессе реструктуризации ЮКОСа пострадали миноритарные, т.е. не имеющие контрольного пакета, акционеры. Они пытались судиться, но суды отвергали  все иски, и правительство ничего не делало, чтобы прекратить эту правовую коллизию. Потом, правда, потери компенсировались благодаря росту стоимости акций. Аналогичная история - с ГМК «Норильский никель». Многие уже стали понимать эту игру, когда у тебя сначала отнимают часть, а потом делают так, чтобы оставшиеся средства многократно дорожали, и твои потери были бы покрыты в недалеком будущем.

4. Сырьевая   зависимость   экономики   ограничивает   инвестиции   в   отрасли, ориентированные на внутренний рынок, он представляется весьма неустойчивым. Поэтому стоит мировой конъюнктуре нефтяного рынка ухудшиться, рост экономики прекратится, она станет непривлекательной для инвестиций.

5. Недоверие к банковской системе и ее неэффективность. Одна из главных претензий зарубежных инвесторов состоит в том, что российские банки непонятны, непрозрачны и не внушают доверия не то что иностранцам - даже собственному населению и клиентам. Кроме того, они так и не стали институтами финансирования экономики, их ресурсы слишком малы и дороги.

Так, во время кризиса 1998 г. часто оказывалось, что получатель товара готов платить за него, он переводит деньги в банк-агент  этого кредита, а банк в последующем  не платил деньги поставщику. Многие такие  банки входили в состав финансово-промышленных групп, которые потом успешно продолжили бизнес. Другие банки, вполне способные платить кредиторам, воспользовались случаем не делать этого. Например, Сбербанк расплатился по форвардным контрактам по цене, вдвое ниже реальной. А российский суд не признал обязательств банков по форвардным контрактам, сказав, что это сделки типа «пари» и выполнять их не обязательно.

6. Неудовлетворительная   инфраструктура.   Банковская  система  представляется неразвитой, а налоговая система - неустойчивой. Транспортные компании и коммунальная инфраструктура также имеют плохую репутацию (например, «Аэрофлот»). Информация о происходящих переменах в этих сферах вызывает сомнения.

У некоторых инвесторов, прилетавших в Россию в Шереметьево-2, пропадает всякое желание работать в нашей стране, поскольку они считают этот аэропорт одним из худших во всем мире.

Некоторых видов инфраструктуры в России просто вообще никогда не существовало, например, никогда не было развитой налоговой и банковской систем, потому что не было социальных и экономических предпосылок для их возникновения и развития. Другие элементы инфраструктуры оцениваются как находящиеся в катастрофическом состоянии, из-за недостатка инвестиций по их совершенствованию.

7. Неразвитое корпоративное управление. Широко распространено мнение, что любой российский партнер по приобретению или совместному предприятию должен быть тщательно изучен на предмет криминальных связей, достоверности любой финансовой информации о нем, характера его связей с правительством, местными властями, партнерами и конкурентами.

8. Низкий уровень бизнес-культуры в отношениях с инвесторами. Существует мнение, что российское правительство очень мало делает для того, чтобы информировать и привлекать западных инвесторов. Считается также, что история страны советского периода создала массовую   антипатию   к   капитализму   вообще,   здесь   нет   приверженности   ценностям предпринимательства и динамичных частных предпринимателей.

Инвесторы говорят, что  они получали крайне мало информации об инвестиционных возможностях России в противовес гораздо большему объему подобной информации от более амбициозных в этом отношении стран. Компании, имевшие опыт контактов с Россией, говорили об ощущении, что их, скорее, склоняли к даче взятки (в том числе при контактах на очень высоком уровне), чем поддерживали в инвестировании.

Деловая культура и отношение  к инвесторам вносят вклад в формирование у них определенной картины российского  общества, которая характеризуется  следующими моментами:

• ненормальное распределение богатства и бедности;

• растущая бедность на нижних «этажах» (невыплата мизерных зарплат, пенсий и т.д.);

• растущая проблема алкоголизма  и ухудшение здоровья широких  слоев населения;

• деморализация населения.

И, существует точка зрения, что в России мало частных компаний, добившихся честного успеха в инновационных секторах бизнеса. Создается впечатление, что предприимчивые люди эмигрируют из Российской Федерации и что даже умные образованные русские не способны использовать свои идеи, чтобы занять хорошее положение на конкурентных рынках.

9. Неуверенность  в  том,   что российский  бизнес заинтересован  в западных инвестициях. Россия довольно часто производит у западных инвесторов впечатление страны, которая не допустит иностранцев в свои самые прибыльные в данный момент отрасли, например, связанные с добычей нефти и газа. Западный банковский бизнес чувствует, что если в чем-то он будет лучше российского, то его могут «попросить».

Информация о работе Понятие и виды иностранных инвестиций, анализ структуры и динамики инвестиций