безработица специалистов
работавших по долгосрочным контрактам
за рубежом;
безработица возвращающихся
из мест лишения свободы;
безработица тех, кто после
длительного перерыва хочет возобновить
работу;
безработица вследствие стихийных
бедствий и экстремальных ситуаций
(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение
предприятий и учреждений в результате
взрывов или военных действий);
безработица в связи
с невозможностью без нарушения
паспортного режима и утраты жилья
перемещаться из мест с избытком трудовых
ресурсов в регионы с избытком
рабочих мест.
Здесь перечислены далеко
не все реально существующие пути
пополнения числа потенциальных
безработных. Под неучтенными источниками
подразумеваются несколько групп
населения.
Как и в каждом государстве
в России есть определенная часть
населения не желающая работать, - люмпен-элемент.
Эта группа постоянный иждивенец
государства не будет зарегистрированный
в качестве безработных. Однако эта
масса людей, достигающая по некоторым
оценкам несколько миллионов
человек, не оказывая давления на рынок
труда, тем не менее будет постоянно
оказывать давление на бюджет, особенно
если будет принят закон о пособиях
на бедность.
Вторая группа - прямо
или косвенно связанные с криминальным
миром. По мере борьбы государства с
преступностью, люди входящие в преступные
группировки пополнят ряды безработных.
Третья группа - люди состоятельные,
но официально нигде не работающие,
тоже формально являются безработными.
Методы борьбы с различными
типами безработицы.
Общие для всех типов безработицы меры:
- создание новых рабочих мест
- создание бирж труда и иных видов служб занятости.
Меры для борьбы с фрикционной
безработицей:
- усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
- создание специальных служб для этого.
Меры для борьбы со структурной
безработицей:
- создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
- поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются;
- протекционистские меры по защите рынка.
С маргинальной безработицей:
- социальная защита слабо защищённых слоёв населения;
- борьба с преступностью.
С технологической безработицей:
- повышение квалификации работников;
- сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.
С циклической безработицей:
- проведение стабилизационной политики;
- создание дополнительных рабочих мест государством.
Заключение
Важнейшим показателем - индикатором
социально-демографической безопасности
выступает уровень безработицы.
Возникновение безработицы в
России связано с развитием рыночных
отношений и, прежде всего, рынка
труда. В качестве основной предпосылки
безработицы выступают спад производства
и структурные преобразования в
экономике. Масштабы безработицы оцениваются
по ряду критериев: регистрация безработных
в службе занятости; незанятость
и активный поиск работы независимо
от факта регистрации (по методологии
МОТ); отсутствие работы, независимо от
наличия официального статуса занятости
(в случае отпусков и неполного
рабочего дня по инициативе нанимателя).
Показательно, что в нашей стране
безработица измеряется не с помощью
обследования, а количеством безработных,
зарегистрированных государственной
службой занятости. Опыт прибалтийских
стран свидетельствует, что такое
прямое измерение приводит к недооценке
действительного уровня безработицы,
поскольку из-за низких пособий по
безработице, люди не спешат регистрироваться.
Если западные страны обеспокоены щедростью
социальных пособий по безработице,
что может снижать стимулы
к поиску нового рабочего места и
увеличивает продолжительность
безработицы, то в России низкие пособия
способствуют сохранению невысокого официального
уровня безработицы. Таким образом,
низкий уровень безработицы в
большей мере связан с действующей
системой регистрации безработицы,
чрезвычайно низким пособием по безработице,
ограниченными возможностями переподготовки
безработных и низкой вероятностью
последующего трудоустройства, предложением,
как правило, низкооплачиваемых
рабочих мест, которое сдерживает
поступление квалифицированной
рабочей силы на рынок труда.
Очевидно, чем более
оперативный и кратковременный
характер носит та или иная проблема
занятости, тем выше вероятность
использования прямого административного
воздействия. Поскольку решение
вопроса о росте числа безработных
в связи с экономическим кризисом
в российской экономике является
приоритетным, именно меры по его преодолению
должны учитываться при разработке
концепции регулирования экономических
отношений занятости. Эта концепция
должна включать:
макроэкономическое регулирование,
создающее общую среду, содействующую
эффективной занятости (инвестиционная,
структурная политика, разгосударствление
и приватизация, создание благоприятных
условий для малого бизнеса) и
улучшению качественных характеристик
человеческого капитала;
государственную политику
занятости, воздействующую на формы, структуру,
уровень занятости и безработицы
административными, правовыми, финансово
- кредитными методами;
регулирование занятости
на предприятиях за счет активизации
действий кадровых служб предприятий
в направление создания внутренних
рынков труда, их сотрудничества с региональными
центрами занятости;
регулирование отношений
занятости с помощью общественных
организаций субъектов этих отношений.
Главными стратегическими
целями регулирования занятости
должны быть повышение экономической
и социальной эффективности занятости
за счет изменения ее структуры, форм,
создание экономических условий
для развития и преодоления стагнации
производственным сектором экономики,
совершенствование экономических
отношений занятости. Для этого
необходимо гибко перераспределять
высвобождаемых работников в другие
отрасли и виды занятости, создавать
новые рабочие места. Эффективному
проведению подобных мероприятий будет
способствовать активное взаимодействие
работников отделов кадров предприятий
и региональных центров занятости
населения. Нельзя сказать, что в
настоящее время такого взаимодействия
нет. Но оно существует в виде разовых,
единовременных мероприятий, которые
инициируются лишь государственной
службой занятости, хотя в связи
с сокращением числа сотрудников
- это в первую очередь проблема
предприятия. Поэтому речь должна идти
о создании активных кадровых служб
предприятий, внесении необходимых
изменений и дополнений в должностные
инструкции их сотрудников, а также
об организации обучения и подготовки
работников для таких кадровых служб.
Забота государства
в условиях кризиса о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной
гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом
государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям
развития рыночной экономики, структурной
перестройки производства, формирования
эффективной социальной политики.
В данной работе был проведен
подробный теоретический анализ
социально-экономической сущности
безработицы, рассмотрены отличительные
особенности безработицы на российском
рынке труда, сформулированы возможные
способы снижения безработицы.
Проблема безработицы
является одной из фундаментальных
в развитии и функционировании человеческого
общества. Переход к рынку неизбежно
вызывает значительный рост уровня безработицы.
Безработицу предопределяют
различные факторы: научно-технический
прогресс обуславливает сокращение,
прежде всего, работников ручного труда;
структурные изменения в экономике
вызывают уменьшение числа занятых
в отдельных отраслях производства;
повышение производительности труда
также ведет к уменьшению числа
занятых; сокращению живого труда способствует
действие закона экономии времени.
Безработица имеет исключительно
негативные социальные последствия
для общества в целом, отдельных
его групп и слоев, для семей,
для каждого человека. Среди всех этих
последствий увеличение смертности от
сердечных заболеваний, рост числа самоубийств
и убийств, численности пациентов в психиатрических
лечебницах, ухудшение отношений в семье,
рост преступности и т. д., ведь люди остро
переживают невостребованность своих
знаний, производственного опыта, переход
от одной социальной группы в другую.
Особое внимание в работе
уделялось исследованию конкретных
методов снижения безработицы в
стране, таких, как стимулирование малого
бизнеса и самозанятости, обеспечение
профессионального обучения и переподготовки
работников, поддержка социально
уязвимых групп населения на рынке
труда.
Проведенная работа дает возможность
сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений,
путей и методов сокращения безработицы
предполагает предварительный анализ
ее причин, динамики, структуры, а также
выявление тех ее форм и видов,
которые наносят наибольший экономический
и социальный ущерб личности, обществу,
препятствуют стабилизации экономики
страны.
Подобный анализ позволяет
отметить, что основной возможностью
снижения безработицы на сегодняшний
день являются активизация государственной
политики занятости наряду с общим
оздоровлением экономического климата
в стране.
Новая активная политика на
рынке труда должна проводиться
комплексно, сразу по нескольким направлениям,
и ориентироваться на долгосрочный
период.
Крайне важно корректировать
общую направленность государственной
политики занятости Российской Федерации
в зависимости от особенностей и
перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо
учитывать уже существующий в
России, хотя и не очень успешный,
опыт профилактики и защиты от безработицы.
Необходимо расширять
сеть учебных центров профессионального
обучения, профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
высвобождаемых работников и безработных
граждан. Таким образом, комплексный
подход к системе занятости, мерам
ее регулирования и социальной защите
населения, на мой взгляд, позволит
смягчить социальную напряженность
в сфере трудовых отношений.
Список литературы