Понятие экономической системы. Сущность, структура и основные элементы экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 18:17, реферат

Описание работы

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга.

Файлы: 1 файл

теоретическая часть.docx

— 51.01 Кб (Скачать файл)

       К числу специфических  факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический  нейтралитет с 1814г., неучастие в  обеих мировых войнах, рекордное  по продолжительности пребывание  у власти Социал-демократической  рабочей партии, исторические традиции  мирных способов перехода к  новым формациям, в частности  от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные  условия развития экономики, доминирование  реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в  своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения  между руководством профсоюзов  и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

       На экономическое  развитие определенное влияние  оказали культура и исторические  предпосылки. Неотъемлемой частью  шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в  Швеции известны предприятия  по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра  Коппарберг” (основанная более 700 лет  назад) появилась в Швеции и  до сих пор входит в дюжину  крупнейших экспортеров страны.

       Успешное функционирование  экономической системы зависит  от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического  роста. В частности, инфляция - угроза  как равенству, так и конкурентоспособности  шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие  методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции  и отрицательному воздействию  на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и  инфляцией явилась ахиллесовой  пятой шведской модели.

       С середины 70-х  годов в связи с обострением  конкурентной борьбы на внешних  рынках и глубоким экономическим  кризисом положение страны заметно  осложнилось, и шведская модель  стала давать осечку. В частности  некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный  кризис, стали получать государственную  помощь, причем в очень большом  масштабе. Но, не смотря на мрачные  прогнозы многих экономистов, Швеция  смогла выйти из кризиса. Продолжающийся  с 1983 г. непрерывный экономический  подъем показал, что шведская  модель смогла приспособиться  к изменившимся условиям и  показала свою жизнеспособность.

       Шведская модель  исходит из положения, что децентрализованная  рыночная система производства  эффективна, государство не вмешивается  в производственную деятельность  предприятия, а активная политика  на рынке труда должна свести  к минимуму социальные издержки  рыночной экономики. Смысл состоит  в максимальном росте производства  частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”. 

 

 

1.3.3 Социальное рыночное хозяйство  ФРГ

        Впервые термин  «социальное рыночное хозяйство»  появился в 1947 г. в работе госсекретаря  Федерального министерства экономики  профессора Альфреда Мюллера-Армака. Разработки в этом направлении  были продолжены В. Репке, Л. Эрхардом  и др. О создании модели «социального  рыночного хозяйства» как главной  задачи экономической политики  было заявлено канцлером К.Адэнауэром.

       «Социальное рыночное  хозяйство», по характеристике В. Репке, - это путь к «экономическому  гуманизму». Это тип хозяйства, который  противопоставляет концентрации  власти - свободу, централизму - децентрализм, организации - самоуправление и пр.

        Концепция  социального рыночного хозяйства - это попытка синтезировать гарантированную  государством экономическую свободу  в рыночной экономике с идеалами  социального государства, связанными  с социальной защищенностью и  социальной справедливостью. Рыночное  хозяйство олицетворяет хозяйственную  свободу, которая заключается в  свободе потребителя покупать  товары, в свободе предпринимателя  производить и продавать товары  по собственному усмотрению. Благодаря  этому рыночная система стимулирует  экономический рост, технический  прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены.

       Социальное рыночное  хозяйство рассматривается как  «третий путь», пролегающий между  капитализмом (XIX - началом XX вв.) и тоталитарной  административной экономикой, как  путь, ведущий к свободному, экономически  эффективному строю в экономике  и обществе. По мнению ее авторов, модель социального рыночного  хозяйства обладает огромным  научным потенциалом, так как  это не статичная, а динамичная  теория, способная к адаптации  по мере изменения экономической  ситуации и соотношения между  функциями рынка и государства.

       Данная концепция  использовалась в качестве официальной  доктрины ФРГ, теоретической основы  «немецкого экономического чуда». Главным архитектором хозяйственных  реформ, базирующихся на концепции  социального рыночного хозяйства, являлся профессор Людвиг Эрхард (1897-1977), сочетающий в себе теоретические  знания и опыт крупного государственного  деятеля, который являлся директором  правления хозяйства объединенных  западных зон оккупации в 1948 г., министром экономики ФРГ (1949-1963), заместителем федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлером республики (1963-1966). Под руководством Эрхарда группой  экономистов был разработан гамбургский  план, реализация которого позволила  в конце 40-х годов вывести Западную  Германию из кризисного состояния.

       Основными компонентами  данной концепции, обновленной на  основе неоконсервативных рецептов, являются: уменьшение издержек производства  вследствие замораживания зарплаты, сокращение социальных выплат, снижение  налогов на прибыль, приватизация  общественного сектора производства.

       Одновременно  происходит возрождение идеи  ордолиберализма о необходимости  институционального регулирования  хозяйственных форм экономики, формирования  «строя» системы.

        Основными  принципами современного социального  рыночного хозяйства в ФРГ  являются: саморегулирование экономики  на основе государственной поддержки  функционирования рынка за счет  сохранения условий эффективной  конкуренции, стабильности денег, введения  социальных амортизаторов. Идея  «организованного рынка», требующего  целенаправленного государственного  вмешательства, остается центральной  идеей в рамках неолиберализма. Вместе с тем, с учетом напутствия  Эрхарда: «конкуренция - везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо», представители неолиберальной концепции  постоянно изыскивают оптимальные  пропорции функционирования рынка  и государства в экономике.

 

 

1.3.4 Японская модель

       Каждая социально  экономическая модель Азии сочетает  в себе традиционные и современные  элементы.

       Наибольшую известность  приобрела японская модель экономики. Экономическая основа развития  Японии и новых индустриальных  стран Восточной и Юго-Восточной  Азии на начальных этапах практически  одинакова. Частично трансформированная  японская модель принята в  других странах, идущих по пути  Японии. Но эти пути нельзя  считать абсолютно идентичными, так как отдельные страны обладают  различным экономическим потенциалом  и уровнем развития.

       Хотя разговоры  о "японском чуде" в общем, почти  прекратились, феномен японской  экономики продолжает вызывать  повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической  зависимостью, практически лишенная  природных ресурсов, несмотря на  все неурядицы и катаклизмы  последних двух десятилетий, продолжает  неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?

       Хозяйственное  развитие Японии базируется на  четырёх принципах:

1. Жестокое государственное регулирование, т.е. мобилизация всех ресурсов  для решения приоритетных задач;

2. Ярко выраженная экспортная  ориентация экономики для создания  мощного фонда накоплений и  инвестиций (в новых индустриальных  странах очень высока экспортность  хозяйства);

3. Широкое привлечение иностранного  капитала ( в первую очередь для  развития научно-технического прогресса);

4.. Создание крупных национальных  монополий, имеющих возможности  для постоянного улучшения качества  продукции и конкурентной борьбы  на внешних рынках.

       Перечисленные  принципы не являются "изобретением" восточноазиатских стран, они апробированы  во многих странах с рыночной  экономикой. "Чисто" восточноазиатский  инструмент в данной модели - широкое  использование психологических (в  т.ч. поведенческих) традиций населения, сформировавшихся в сложных природных  и исторических условиях, на базе  философских, религиозных и моральных  ценностей, таких как:

1. жесткая дисциплина;

2. исключительное трудолюбие;

3. удивительная аккуратность;

4. настойчивость, терпение;

5. минимальные потребности;

6. ярко выраженное чувство коллективизма (противовес западному индивидуализму);

7. преданность работодателю;

8. подчинение и уважение старших;

9. понимание своего места;

10. желание учиться.

       Для Японии  характерен длительный рабочий  день. В среднем мужчина проводит  на работе 57,7 часа в неделю, больше  американцев и западноевропейцев  на 10 часов.

       В компаниях  не отмечаются резкие разрывы  в оплате. После вычета налогов  средний оклад директора-распорядителя  примерно в 10 раз превышает заработок  самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США - в среднем  в 100 раз.

       Своеобразное  положение в трудовых отношениях  занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний  рассматривает женский персонал  как сугубо "расходный материал". В неблагоприятных экономических  условиях именно эта категория  работников первой попадает под  сокращение. В государственной статистике  женщины проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием  позволяет удерживать официальные  показатели безработицы на низком  уровне. Средний уровень оплаты  японских женщин в два раза  ниже, чем мужчин. Однако японские  женщины сумели совместить семью  и карьеру, вследствие чего разводы  в Японии очень редки.

       На социокультурных  традициях базируется система  образования, подготовки и переподготовки  кадров. По этому Японии больше  учёных, чем во всей Европе.

       Благодаря принятию  всех этих принципов и ценностей  в начале 50-х годов, в разрушенной  и ослабленной Японии начался  быстрый экономический рост, по  уровню которого она обогнала  все капиталистические страны. Ускорению  роста способствовало:

       Во-первых, широкое  обновление изношенного и устаревшего  заводского оборудования. Теперь  в Японии 2/3 оборудования - новейшее  из достижений НТП. Страна расширяет  собственные научно-технические  исследования.

       Во-вторых, одним  из решающих факторов стала  жесточайшая эксплуатация рабочего  класса.

       В-третьих, государственно-монополистический  капитализм всемерно способствовал  перестройке японской промышленности: государство приняло на себя  значительную часть расходов  по реконструкции и новому  строительству предприятий, предоставила  монополиям налоговые льготы  и широкий кредит.

       В-четвёртых, когда  расходы на армию были малы, государство имело возможность  вкладывать деньги в промышленность, но под давлением реакционных  сил Японии пришлось возрождать  военно-промышленный комплекс, что  привело к оттоку средств из  хозяйства.

       Сейчас промышленность  Японии специализируется на переработке  импортного сырья и разработке  высоких технологий.

 

 

1.3.5 Южнокорейская модель

       Южнокорейская  модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

       Вследствие  относительно меньшего, чем в  Японии, развития рыночных отношений  южнокорейское государство целенаправленно  способствовало созданию мощных  плацдармов рыночной экономики  в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

Информация о работе Понятие экономической системы. Сущность, структура и основные элементы экономических систем