К числу специфических
факторов, присущих именно Швеции,
надо отнести неизменный внешнеполитический
нейтралитет с 1814г., неучастие в
обеих мировых войнах, рекордное
по продолжительности пребывание
у власти Социал-демократической
рабочей партии, исторические традиции
мирных способов перехода к
новым формациям, в частности
от феодализма к капитализму,
длительные благоприятные и стабильные
условия развития экономики, доминирование
реформизма в рабочем движении,
утвердившем эти принципы в
своих отношениях с капиталом
(их символом стали соглашения
между руководством профсоюзов
и предпринимателями в Сальтшебадене
в 1938 г.), поиск компромиссов на основе
учета интересов различных сторон.
На экономическое
развитие определенное влияние
оказали культура и исторические
предпосылки. Неотъемлемой частью
шведских традиций является предпринимательство.
Еще со времен викингов в
Швеции известны предприятия
по производству оружия и драгоценностей.
Первая в мире компания - “Струра
Коппарберг” (основанная более 700 лет
назад) появилась в Швеции и
до сих пор входит в дюжину
крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование
экономической системы зависит
от динамики цен, конкурентоспособности
шведской промышленности и экономического
роста. В частности, инфляция - угроза
как равенству, так и конкурентоспособности
шведской экономики. Следовательно,
должны использоваться такие
методы поддержания полной занятости,
которые не приводят к инфляции
и отрицательному воздействию
на экономику. Как показала практика,
дилемма между безработицей и
инфляцией явилась ахиллесовой
пятой шведской модели.
С середины 70-х
годов в связи с обострением
конкурентной борьбы на внешних
рынках и глубоким экономическим
кризисом положение страны заметно
осложнилось, и шведская модель
стала давать осечку. В частности
некоторые отрасли промышленности,
попавшие в глубокий структурный
кризис, стали получать государственную
помощь, причем в очень большом
масштабе. Но, не смотря на мрачные
прогнозы многих экономистов, Швеция
смогла выйти из кризиса. Продолжающийся
с 1983 г. непрерывный экономический
подъем показал, что шведская
модель смогла приспособиться
к изменившимся условиям и
показала свою жизнеспособность.
Шведская модель
исходит из положения, что децентрализованная
рыночная система производства
эффективна, государство не вмешивается
в производственную деятельность
предприятия, а активная политика
на рынке труда должна свести
к минимуму социальные издержки
рыночной экономики. Смысл состоит
в максимальном росте производства
частного сектора и как можно большем
перераспределении государством части
прибыли через налоговую систему и государственный
сектор для повышения жизненного уровня
населения, но без воздействия на основы
производства. При этом упор делается
на инфраструктурные элементы и коллективные
денежные фонды. Это привело к очень большой
роли государства в Швеции в распределении,
потреблении и перераспределении национального
дохода через налоги и государственные
расходы, достигшие рекордных уровней.
В реформистской идеологии такая деятельность
получила название “функциональный социализм”.
1.3.3 Социальное рыночное хозяйство
ФРГ
Впервые термин
«социальное рыночное хозяйство»
появился в 1947 г. в работе госсекретаря
Федерального министерства экономики
профессора Альфреда Мюллера-Армака.
Разработки в этом направлении
были продолжены В. Репке, Л. Эрхардом
и др. О создании модели «социального
рыночного хозяйства» как главной
задачи экономической политики
было заявлено канцлером К.Адэнауэром.
«Социальное рыночное
хозяйство», по характеристике В.
Репке, - это путь к «экономическому
гуманизму». Это тип хозяйства, который
противопоставляет концентрации
власти - свободу, централизму - децентрализм,
организации - самоуправление и пр.
Концепция
социального рыночного хозяйства
- это попытка синтезировать гарантированную
государством экономическую свободу
в рыночной экономике с идеалами
социального государства, связанными
с социальной защищенностью и
социальной справедливостью. Рыночное
хозяйство олицетворяет хозяйственную
свободу, которая заключается в
свободе потребителя покупать
товары, в свободе предпринимателя
производить и продавать товары
по собственному усмотрению. Благодаря
этому рыночная система стимулирует
экономический рост, технический
прогресс, повышает производительность
труда, снижает издержки производства
и цены.
Социальное рыночное
хозяйство рассматривается как
«третий путь», пролегающий между
капитализмом (XIX - началом XX вв.) и тоталитарной
административной экономикой, как
путь, ведущий к свободному, экономически
эффективному строю в экономике
и обществе. По мнению ее авторов,
модель социального рыночного
хозяйства обладает огромным
научным потенциалом, так как
это не статичная, а динамичная
теория, способная к адаптации
по мере изменения экономической
ситуации и соотношения между
функциями рынка и государства.
Данная концепция
использовалась в качестве официальной
доктрины ФРГ, теоретической основы
«немецкого экономического чуда».
Главным архитектором хозяйственных
реформ, базирующихся на концепции
социального рыночного хозяйства,
являлся профессор Людвиг Эрхард
(1897-1977), сочетающий в себе теоретические
знания и опыт крупного государственного
деятеля, который являлся директором
правления хозяйства объединенных
западных зон оккупации в 1948 г.,
министром экономики ФРГ (1949-1963),
заместителем федерального канцлера
(с 1957 г.) и канцлером республики (1963-1966).
Под руководством Эрхарда группой
экономистов был разработан гамбургский
план, реализация которого позволила
в конце 40-х годов вывести Западную
Германию из кризисного состояния.
Основными компонентами
данной концепции, обновленной на
основе неоконсервативных рецептов,
являются: уменьшение издержек производства
вследствие замораживания зарплаты,
сокращение социальных выплат, снижение
налогов на прибыль, приватизация
общественного сектора производства.
Одновременно
происходит возрождение идеи
ордолиберализма о необходимости
институционального регулирования
хозяйственных форм экономики, формирования
«строя» системы.
Основными
принципами современного социального
рыночного хозяйства в ФРГ
являются: саморегулирование экономики
на основе государственной поддержки
функционирования рынка за счет
сохранения условий эффективной
конкуренции, стабильности денег, введения
социальных амортизаторов. Идея
«организованного рынка», требующего
целенаправленного государственного
вмешательства, остается центральной
идеей в рамках неолиберализма.
Вместе с тем, с учетом напутствия
Эрхарда: «конкуренция - везде, где возможно,
регулирование - там, где необходимо»,
представители неолиберальной концепции
постоянно изыскивают оптимальные
пропорции функционирования рынка
и государства в экономике.
1.3.4 Японская модель
Каждая социально
экономическая модель Азии сочетает
в себе традиционные и современные
элементы.
Наибольшую известность
приобрела японская модель экономики.
Экономическая основа развития
Японии и новых индустриальных
стран Восточной и Юго-Восточной
Азии на начальных этапах практически
одинакова. Частично трансформированная
японская модель принята в
других странах, идущих по пути
Японии. Но эти пути нельзя
считать абсолютно идентичными,
так как отдельные страны обладают
различным экономическим потенциалом
и уровнем развития.
Хотя разговоры
о "японском чуде" в общем, почти
прекратились, феномен японской
экономики продолжает вызывать
повышенный интерес. В самом деле,
почему страна с огромной внешнеэкономической
зависимостью, практически лишенная
природных ресурсов, несмотря на
все неурядицы и катаклизмы
последних двух десятилетий, продолжает
неуклонно укреплять свои экономические
(а вместе с ними и политические)
позиции на мировой арене?
Хозяйственное
развитие Японии базируется на
четырёх принципах:
1. Жестокое государственное регулирование,
т.е. мобилизация всех ресурсов
для решения приоритетных задач;
2. Ярко выраженная экспортная
ориентация экономики для создания
мощного фонда накоплений и
инвестиций (в новых индустриальных
странах очень высока экспортность
хозяйства);
3. Широкое привлечение иностранного
капитала ( в первую очередь для
развития научно-технического прогресса);
4.. Создание крупных национальных
монополий, имеющих возможности
для постоянного улучшения качества
продукции и конкурентной борьбы
на внешних рынках.
Перечисленные
принципы не являются "изобретением"
восточноазиатских стран, они апробированы
во многих странах с рыночной
экономикой. "Чисто" восточноазиатский
инструмент в данной модели - широкое
использование психологических (в
т.ч. поведенческих) традиций населения,
сформировавшихся в сложных природных
и исторических условиях, на базе
философских, религиозных и моральных
ценностей, таких как:
1. жесткая дисциплина;
2. исключительное трудолюбие;
3. удивительная аккуратность;
4. настойчивость, терпение;
5. минимальные потребности;
6. ярко выраженное чувство коллективизма
(противовес западному индивидуализму);
7. преданность работодателю;
8. подчинение и уважение старших;
9. понимание своего места;
10. желание учиться.
Для Японии
характерен длительный рабочий
день. В среднем мужчина проводит
на работе 57,7 часа в неделю, больше
американцев и западноевропейцев
на 10 часов.
В компаниях
не отмечаются резкие разрывы
в оплате. После вычета налогов
средний оклад директора-распорядителя
примерно в 10 раз превышает заработок
самого низкооплачиваемого работника,
тогда как в США - в среднем
в 100 раз.
Своеобразное
положение в трудовых отношениях
занимает женская рабочая сила.
Руководство многих компаний
рассматривает женский персонал
как сугубо "расходный материал".
В неблагоприятных экономических
условиях именно эта категория
работников первой попадает под
сокращение. В государственной статистике
женщины проходят как домохозяйки,
поэтому, когда они теряют работу,
их не включают в число безработных.
Данный незамысловатый прием
позволяет удерживать официальные
показатели безработицы на низком
уровне. Средний уровень оплаты
японских женщин в два раза
ниже, чем мужчин. Однако японские
женщины сумели совместить семью
и карьеру, вследствие чего разводы
в Японии очень редки.
На социокультурных
традициях базируется система
образования, подготовки и переподготовки
кадров. По этому Японии больше
учёных, чем во всей Европе.
Благодаря принятию
всех этих принципов и ценностей
в начале 50-х годов, в разрушенной
и ослабленной Японии начался
быстрый экономический рост, по
уровню которого она обогнала
все капиталистические страны. Ускорению
роста способствовало:
Во-первых, широкое
обновление изношенного и устаревшего
заводского оборудования. Теперь
в Японии 2/3 оборудования - новейшее
из достижений НТП. Страна расширяет
собственные научно-технические
исследования.
Во-вторых, одним
из решающих факторов стала
жесточайшая эксплуатация рабочего
класса.
В-третьих, государственно-монополистический
капитализм всемерно способствовал
перестройке японской промышленности:
государство приняло на себя
значительную часть расходов
по реконструкции и новому
строительству предприятий, предоставила
монополиям налоговые льготы
и широкий кредит.
В-четвёртых, когда
расходы на армию были малы,
государство имело возможность
вкладывать деньги в промышленность,
но под давлением реакционных
сил Японии пришлось возрождать
военно-промышленный комплекс, что
привело к оттоку средств из
хозяйства.
Сейчас промышленность
Японии специализируется на переработке
импортного сырья и разработке
высоких технологий.
1.3.5 Южнокорейская модель
Южнокорейская
модель имеет много общего с японской.
Это, в частности, относится к особенностям
психологического склада населения страны,
его высокому трудолюбию и ответственному
отношению к своим обязанностям, базирующимся
на нравственных нормах конфуцианства.
Общим для обеих моделей является и активное
участие государственных органов в перестройке
экономики. В целях ее ускоренной модернизации
широко используются налоговая, тарифная
и валютная политика. Длительное время
существовал контроль над ценами на ресурсы
и широкий круг товаров производственного
и потребительского назначения. Сложившаяся
в Южной Корее система государственного
регулирования экономики способствует
повышению конкурентоспособности южнокорейских
товаров на мировом рынке.
Вследствие
относительно меньшего, чем в
Японии, развития рыночных отношений
южнокорейское государство целенаправленно
способствовало созданию мощных
плацдармов рыночной экономики
в лице крупных корпораций, так
называемых чеболь, переросших затем в
финансово-промышленные группы.